Закрепление первоначальных навыков чтения с листа на уроке специальности во 2 классе

ГБОУ ДПО ВО «Учебно-методический центр сферы культуры и искусства»

Областной конкурс методических работ преподавателей по классу фортепиано

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Подгоренская детская школа искусств»


Урок (учебное занятие)
«Закрепление первоначальных навыков чтения с листа на уроке специальности во 2 классе»



                                                               Резанова Светлана Васильевна
                                      преподаватель по классу специального фортепиано



2018 год

Пояснительная записка

                  В наше время, с 2013г. в сфере образования действует новая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», которая диктует преподавателям новый, нестандартный подход к обучению учащихся в ДШИ. Те преподаватели, которые учились ещё в Советском Союзе, в системе ДМШ, помнят, что с 1 класса вводились уроки по специальности, где совершенствовали исполнительские навыки, и только с 4 класса - урок по чтению с листа, где развивали навыки быстрого и грамотного прочтения текста. Сейчас, в наше время, эти уроки объединились в единый предмет под названием – «Специальность и чтение с листа», в котором сочетаются, и развитие игровых навыков, и умение анализировать музыкальное произведение с последующим его игровым прочтением. Такое соединение, навыков и умений, ставит перед преподавателями новые цели и задачи, заставляя искать новые нестандартные методы и приёмы в обучении, пересматривать содержание и структуру учебного процесса, глубже «погружаться» в изучение элементов музыкальной ткани произведений. Поэтому, именно в  1 классе учащемуся необходимо заложить крепкую базу знаний и умений для последующего развития навыков чтения с листа.

Возраст: Урок проводится с учащейся 2 класса Черноивановой Дарьей (7 лет)

Программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

  Цель урока: пробудить интерес ребёнка к занятию чтения с листа, снять психологические «барьеры» и побудить к проявлению творческой инициативы.

  Задачи урока: научить ребёнка анализировать, мысленно проигрывать и воспроизводить на инструменте музыкальное произведение.

Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, нотная литература

Ход урока:

1.Организационный момент, сообщение темы урока.

2.Анализ текста нового произведения.

3.Проигрывание произведения. Анализ исполнения.

4.Домашнее задание.

1. Организационный момент, сообщение темы урока.

          Первое, что должен сделать преподаватель с самых первых секунд появления ребёнка в классе – это создать благоприятные предпосылки для совместной и плодотворной деятельности на уроке.   Конечно, мы, преподаватели, всегда видим и чувствуем, с каким настроением приходит ученик к нам на урок. И прекрасно понимаем, какой «груз» ответственности, возможных проблем несёт этот маленький человек на хрупких плечах в 21 веке, в веке - быстро развивающихся технологий и духовного «голодания». Поэтому, на уроках мы применяем всем известные психологические приёмы (улыбка, приветливое слово, вежливое обращение, шутка, два - три вопроса на совершенно отвлечённые темы, непринуждённая беседа, и т.д.), чтобы снять с ребёнка, то излишнее психологическое напряжение или плохое настроение, с которым он пришёл, и настроить его на позитивное восприятие.

 Второе, без чего не может состояться ни одно творчество – это интерес к определённому виду деятельности. Чтобы пробудить его, необходимо, создать для ребёнка, с помощью художественно-образного мышления, красочный и фантастический мир, в котором он, почувствовал бы себя – героем, бесстрашным и сильным, имеющим сверх способности. Мир, в котором он, применяя свои силы и умения, мог  экспериментировать, не боясь поражений и ошибок.

    Приведу пример. Можно сравнить игру на инструменте с компьютерной игрой, где у компьютерного героя, есть несколько жизней, и если герой хоть раз ошибается, то одна жизнь у него сгорает, и тем меньше у него остаётся шансов дойти до финала. Но в музыкальном мире – не так. Здесь у ребёнка – бесконечное количество «жизней». Он может неоднократно ошибаться, у него может что-то раз за разом не получаться, он может просто что-то забыть, а потом вспомнить. Но главное – он может каждый раз, снова и снова, «падать и подниматься», повторять, исправлять до тех пор, пока он не разовьёт в себе «силу» - навык и не почувствует себя умелым, грамотным, способным удивлять и восхищать весь окружающий его мир.

 И так приветствие.    

  - Здравствуй Даша.

  - Здравствуйте.

Далее, идёт беседа…

Затем, идёт сообщение темы урока.

  - Сегодня у нас будет необычный урок. Сегодня мы будем с тобой путешественниками во времени. Ты знаешь, кто это?

  - …(Рассказывает).

  - Правильно. Но чтобы переместиться во времени, нам нужна «Машина времени». Скажи, у тебя есть такая?

   - Нет.

   - А у меня есть. Смотри (открываю и показываю сборник с нотами за 1 класс) - это произведения (листаю), некоторые из которых ты уже играла год назад. И если ты их сыграешь снова, то переместишься в 1 класс и вспомнишь все забытые переживания (события). (Останавливаю перелистывание страниц на знакомом произведении). Даша ты помнишь, как играла это произведение на Академическом концерте?

   - Да.

   - А ты сможешь сейчас его проиграть?

   - …(сомневается).

   - Давай попробуем.

Даша проигрывает.

   - Скажи, тебе удалось снова пережить те чувства, которые ты испытывала в прошлом? Вспомнила ли ты какие-то моменты, о которых уже забыла?

   - Да.

   - Приведи пример.

   - …(Рассказывает).

   - Вот видишь, ты только что перенеслась в прошлое и пережила всё заново. Но открою тебе один секрет: путешествовать во времени можно не только по знакомым произведениям, а и по новым. Каждое произведение – это новое время, новая история, с её новыми героями, с их чувствами и эмоциями. И проигрывая его, ты погружаешься в мир прошлого, в одно мгновение, перескакивая из одного времени в другое.

   - Даша, ответь на вопрос: сколько времени (часов, дней, недель, месяцев) у тебя ушло на изучение этого произведения с момента разбора до момента выступления?

   - Два - три месяца.

   - Много. А вот на новые произведения тебе не придётся затрачивать столько времени и усилий. Для этого тебе понадобятся только те умения, которые у тебя уже есть, которые ты приобрела в 1 классе. Это те «инструменты», которые помогут тебе с лёгкостью управлять «Машиной времени». Давай проверим.  

   Следует отметить, что только качественно усвоенные первоначальные навыки в 1 классе, помогут создать хорошую «платформу» для развития навыков чтения с листа во 2 классе. Любые пробелы в знаниях теории, или плохо сформированные элементарные игровые приёмы, повлекут за собой трудности, с которыми ученик самостоятельно не сможет справиться, и первоначальный интерес к этому виду деятельности может пропасть. Поэтому, следует подходить к выбору произведений для чтения с листа очень продуманно, последовательно и без спешки. И самое главное, необходимо ставить перед ребёнком только те задачи, которые он сможет решить самостоятельно.

  Есть много разных методических разработок, пособий и хрестоматий, помогающих преподавателям и детям в освоении навыка чтения с листа. На своих уроках, я тоже использую подобную литературу. Конечно, основная работа с этим материалом проходит на уроке, где учащийся усваивает определённые правила и отрабатывает необходимые навыки. А домашняя работа в основном состоит из повторения и закрепления освоенных навыков.

2. Анализ текста нового произведения.

Итак, переходим к основной части урока. Ставлю перед Дашей ноты заранее выбранного произведения - Польская народная песня «Висла»,

и  совместно выполняем первую задачу – анализ нотного текста.  

 - Сегодня мы отправимся путешествовать по «дорогам» народного творчества. На свете есть много разных стран, народов и национальностей. Давай, попробуем перечислить некоторые из них. (Называем).

  - У каждого народа есть своё музыкальное творчество - песни и танцы, которые складывались на протяжении столетий и передавались из поколения в поколение. На примере этого произведения мы познакомимся с песенным творчеством польского народа.

  - Ты уже знаешь, что, как и у любого человека, у любой музыки тоже есть свой художественный образ, характер и настроение. И твоя главная задача при чтении с листа - распознать его через нотный текст и передать посредством своего исполнения.

  - Чтобы с лёгкостью справиться с этой задачей, мы должны на время стать настоящими исследователями! И проверить, хорошо ли работает механика «Машины времени», исправны ли все её детали, не подведёт ли она нас в дороге, не остановиться ли на полпути? А для этого, нам нужно внимательно изучить этот уникальный механизм (показываю нотный текст), проникнуть в нотные лабиринты (показываю в тексте музыкальные элементы, знаки и прочее), и не упустить из виду ни одной детали. И так, ты готова стать исследователем?

   - Да.

   - Тогда в путь!

  Прошу Дашу просмотреть нотный текст.  

   -  Прежде чем, мы «окунёмся» в разбор нотных деталей, нужно понять: о чём эта песня? Какой образ она нам рисует? Какое настроение? Только тогда станет понятно, в каком темпе и характере нужно исполнить эту пьесу. В данном случае тебе поможет в этом стихотворная подводка. Прочитай её.

  Даша читает. Идёт обсуждение стихотворного текста: о чём оно, какой характер, в каком темпе нужно читать, с каким выражением. При этом желательно, показывая наглядно, предлагать ребёнку варианты прочтения, из которых он сам должен выбрать и прийти к верному определению. Здесь же можно проводить аналогию с нотным текстом, чтоб у ребёнка формировалась логическая взаимосвязь словесной характеристики (то, о чём он рассказывает) с нотным текстом: с темпом, со штрихами, с динамикой и т.д.

  Ставлю перед Дашей задачу - внимательно и последовательно рассказывать обо всём, что она видит в тексте.

  Чтобы ребёнок с лёгкостью справился с поставленной задачей, его необходимо  постоянно направлять, т.е. логически «вести за собой»,  используя приём наводящих вопросов.

 Также, в данной работе, для улучшения концентрации внимания ребёнка и последовательного изучения деталей нотного текста можно использовать «музыкальный трафарет» (конечно заранее подготовленный) или листок бумаги, который накладывается на нотный текст, и постепенно приоткрывая который, ребёнок видит музыкальные элементы текста (нотные ключи, знаки при ключе, размер и т. д.). При проигрывании, листок бумаги можно использовать в качестве «бегунка». Это поможет ребёнку не зацикливаться на ошибках, не переигрывать, а видеть на шаг вперёд все свои действия.

  При визуальном «исследовании» нотного текста на начальном этапе развития навыка чтения с листа, возможен осязательный контакт рук и пальцев с клавиатурой  (без звукоизвлечения) или с твёрдой поверхностью (на крышке фортепиано).

 Например. Расположение нотных ключей, закрепляется распределением рук на клавиатуре  с определением октав. Зрительно просмотрев текст, ребёнок находит самую верхнюю и самую нижнюю ноту на клавиатуре, осознаёт максимально широкое и минимально близкое расстояние между руками. 

  При разборе нотного текста, наиболее сложные для ребёнка музыкальные элементы выделяем и прорабатываем отдельно, «прорисовывая» пальчиками на крышке фортепиано. Здесь же обращаем внимание на подбор удобной аппликатуры, не забывая о штрихах.

Наша совместная работа идёт последующему  плану:

Рассматриваем музыкальные ключи, распределяя руки на клавиатуре.

Называем знаки при ключе, случайные знаки (находим на клавиатуре). Определяем тональный план.

Узнаём размер, считаем. Определяем количество тактов с репризой. Рассматриваем длительности.

Прохлопываем ритмический рисунок, с применением динамических оттенков, со счётом вслух.

Если одновременно хлопать и считать ребёнку сложно, счёт можно заменить на ритмослоги (та, ти).

Сравниваем элементы ритма, находим моменты повтора, отмечаем различия.

Считываем движение нотного рисунка (поступенное, скачкообразное, направление, находим повторения).

Обдумываем аппликатуру. Обращаем внимание на штрихи.

     Чтобы ребёнок лучше запомнил структуру мелодической линии, настроился на характер произведения, необходимо создать у ребёнка образную ассоциацию коротких мотивов на легато с волнами на море. Например, в 1,5,6,9,10 тактах - «волна накатывает, нарастает», во 2 такте -  «волна убегает», в 3,4,11,12 тактах - «спокойно покачиваемся на волнах», в 7,8 тактах – «волна бьётся о скалы».       

Мысленно проигрываем с дирижированием рук, по направлению движения нотного рисунка, со счётом вслух. 

Следует отметить, что такое дирижирование, поможет ребёнку значительно улучшить координацию движения рук во время игры.

Определяем фразы (находим повторения и моменты различия) и количество предложений.

Мысленно проигрываем произведение на крышке фортепиано со штрихами, с аппликатурой, с динамикой, в нужном темпе, с визуальным представлением клавиатуры.


3. Проигрывание произведения. Анализ исполнения.

                Как только анализ текста произведения завершён, приступаем к музыкальному воспроизведению.                                                                                                                              Перед исполнением произведения важно отметить ребёнку тот факт, что успешным путешествие будет только в том случае, если произведение прозвучит цельно (т.е. без остановок в метроритмическом движении, без исправлений), выразительно, и с передачей настроения.

  - Теперь Даша, думаю, что ты хорошо подготовлена к своему путешествию, и можешь отправляться в путь.

Даша читает с листа…

Приступаем к анализу исполнения.

  - И так, когда произведение уже прозвучало, хочу у тебя спросить: как ты считаешь, было ли твоё путешествие успешным? Удалось ли тебе при исполнении передать  художественный образ, характер и настроение этой песни? Легко ли тебе было управлять «Машиной времени»? Справилась ли ты с техническими задачами? Справилась ли ты с координацией движений рук? Все ли детали этого музыкального механизма работали ладно? Ничего не упустила из виду?  И т.д.                                                                                    Такие наводящие вопросы помогут ребёнку проанализировать своё исполнение, сделать выводы и оценить тот результат, который у него получился. В конце обсуждения обязательно необходимо похвалить ребёнка за ту работу которую он выполнил, отметить положительные моменты, чтобы в дальнейшем она не вызывала боязни, негатива, или напряжения, а наоборот пробуждала интерес и побуждала к активной деятельности.


4. Домашнее задание.

                 На основе результатов проделанной работы в классе и анализа (например, как ребёнок справился с той или иной задачей, что получилось легко и сразу, а что с трудом), преподаватель намечает домашнюю работу учащемуся. Задание может быть направленно, как на закрепление пройденного музыкального материала, отрабатывание его отдельных элементов (техники, аппликатуры и т.д.), так и на ознакомление с новым музыкальным материалом.                                                                                                                                               В конце урока необходимо подчеркнуть важную роль развития навыка чтения с листа у любого музыканта. Отметить те «привилегии», т.е. возможности, которые он даёт – умение быстро читать незнакомый нотный текст и воспроизводить его, грамотно и осмысленно. Привести примеры из жизни известных музыкантов, когда этот навык, при всей  его необходимости, помогал ему в профессиональной деятельности. Можно привести примеры личного педагогического опыта, например, как педагог использует навык чтения с листа на уроке. Всё это поможет ребёнку осознать необходимость этого занятия и подтолкнуть к самостоятельности.

  Завершая урок, необходимо задать ребёнку 3 главных вопроса:

   - Скажи Даша, тебе понравился этот урок?

   - Удалось ли тебе выполнить все задания? 

   - Будешь ли ты в дальнейшем заниматься чтением с листа?

 Если вы услышали все положительные ответы на эти вопросы, то цель урока достигнута.

 А в заключении, хочется добавить следующее, что девиз навыка чтения с листа можно сформулировать так: «Читай с листа музыкальное произведение так, как прочитал бы художественную книжку». 



Список литературы

1.  Баренбойм И., Брянская Ф., Перунова Н.  «Путь к музицированию"  Изд. "Советский композитор"  Л,  1980

2. Брянская Ф., Ефимова Э., Ляховицкая С. Пособие по чтению с листа на фортепиано. — Л., 1969

3. Жакович В. В.  «Чтение с листа для начинающих пианистов" и "Чтение с листа. Средние классы", изд. "Феникс", Ростов-на-Дону 2015

4. Камаева Т. и  Камаев А. «Чтение с листа на уроках фортепиано».  Изд-во «Москва. Классика – XXI век»,  М.,  2007

5. Рябов И.М., Рябов С.И. «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл. «Муз. Украина», Киев, 1988

6. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Графическая система «бусы» М., 2000

7. "Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста"  под ред. Ф. Брянской, изд. "Москва. Классика-XXI", М.,  2011