Аннотация к предпрофессиональной программе "Живопись"

Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

 Данная программа разработана  на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», с учетом современных требований .

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ Подгоренского муниципального района с учетом:

  • обеспечения программы «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Образовательная программа, учитывая возрастные  и   индивидуальные  особенности обучающихся,  направлена на:

  • выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.


Программа учебного предмета «Рисунок»

Учебный предмет «Рисунок» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы – 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8-летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

Программа учебного предмета «Рисунок» выполняет значимую роль в образовательном процессе. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповое занятие.

В результате освоения программы учебного предмета «Рисунок» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

- разбираться в терминологии – знать понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;

- знать основы рисунка и композиции в рисунке и применять эти знания на практике;

- знать законы линейной и воздушной перспективы;

- владеть навыками использования различных материалов (сепия, сангина, уголь, карандаш, тушь);

- владеть линией, штрихом, пятном;

- выразительно, закономерно компоновать предметы на листе бумаги;

- уметь передавать форму, объем, тоновой разбор, материальность;

- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы, натюрморты, фигуру человека, животных, птиц;

- выразительно решать постановки с передачей эмоционального состояния;

- последовательно вести длительную постановку;

- передавать фактуры и материал предмета;

- передавать пространство посредствам штриха и светотени;

- выявлять главное и второстепенное в рисунке;

- уметь обобщать (работать от общего к частному и от частного к общему);

- приобрести знания в области мировой художественной культуры;

- знать шедевры изобразительного искусства, имена выдающихся художников.


Программа учебного предмета «Живопись»

Учебный предмет «Живопись» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы – 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8-летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для детей,  планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

Содержание учебного предмета «Живопись» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории и включает в себя задания по аналитической работе в области живописи, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Основу Программы составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии. Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в программе по рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в Программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповое занятие

Результатом освоения программы учебного предмета «Живопись» является приобретение обучающимися сформированного  комплекса знаний, умений и навыков. Учащиеся должны показать следующие результаты освоения учебного предмета «Живопись»:

- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

- знание разнообразных техник живописи;

- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно- воздушной среды;

- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

- навыки в использовании основных техник и материалов;

- навыки последовательного ведения живописной работы.

Учащиеся должны знать:

- что такое локальный цвет, объём;

- разбираться в терминологии: тени, светотени, блики, цвет;

- знать правила построения композиции натюрморта;

- приобрести знания в области мировой художественной культуры;

- знать шедевры изобразительного искусства, имена выдающихся художников.

Учащиеся должны уметь:

- свободно владеть материалами акварель, гуашь;

- сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;

- передавать материальность, объём предметов;

- показывать взаимное цветовое влияние предметов;

- передавать воздушную перспективу.


Программа учебного предмета «Композиция станковая»

Учебный предмет «Композиция станковая» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы – 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8- летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для детей,  планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

Программа учебного предмета «Композиция станковая» тесно связана с учебными предметами «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. При этом основная задача учащегося в учебных творческих работах по композиции станковой – уметь сочинять, выдумывать сюжет, компоновать задуманное на листе.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповое занятие. В результате освоения программы учебного предмета «Композиция станковая» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции

- ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте

- в композиционных работах;

- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

Выпускник должен продемонстрировать следующие навыки работы по композиции:

- сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;

- передавать материальность, объём предметов; - показывать взаимное цветовое влияние предметов;

- передавать воздушную перспективу;

- уметь обобщать и перерабатывать природные формы;

- определять художественные материалы и уметь их использовать;

- уметь аккуратно выполнять поставленные художественные задачи.


Программа учебного предмета «Беседы об искусстве»

  Учебный предмет «Композиция станковая» входит в учебный план как предмет обязательной части.  Срок реализации предмета «Беседы об искусстве» 3 года по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения, и  1  год по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 5-летний курс обучения.  

Занятия проводятся по принципам дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Аудиторные занятия подразумевают работу в классе, самостоятельная работа проводится в виде домашних заданий, консультаций, экскурсий.

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств, являясь базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» способствует формированию у учащихся комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждению интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Учащиеся узнают особенности языка различных видов искусства, получают первичные навыки анализа произведений искусства, развивают способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности.

За время обучения учащиеся ДШИ должны получить определенный комплекс знаний, умений и навыков по предмету «Беседы об искусстве»:

- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах изобразительного искусства;

- знать выдающихся отечественных и зарубежных мастеров живописи, архитектуры, скульптуры;

- иметь представление о художественных языках различных эпох и направлений; - владеть первичными навыками анализа произведений искусства;

- владеть навыками восприятия художественного образа;

- уметь последовательно и логически излагать свои мысли, выражать свое отношение к изучаемому материалу;

- уметь работать с книгой по искусству и другими доступными информационными ресурсами (интернет, аудио-видео ресурсы).


Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» Учебный предмет «История изобразительного искусства» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок реализации предмета «История изобразительного искусства» 5 лет по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения, и  4  года  по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 5-летний курс обучения.  

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» направлена на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Программа «История изобразительного искусства» способствует формированию у учащихся комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждению интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Учащиеся узнают особенности языка различных видов искусства, получают первичные навыки анализа произведений искусства.

Программа направлена на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.

По окончании курса «История изобразительного искусства» учащийся должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:

- знание основных этапов развития изобразительного искусства;

- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание основных понятий изобразительного искусства;

- знание основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве;

- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;

- умение выделять основные черты художественного стиля;

- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; - навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;

- навыки анализа произведения изобразительного искусства.


Программа учебного предмета «Пленэр»


Учебный предмет «Пленэр» входит в учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Пленэр» выполняет значимую роль в образовательном процессе и является одним из предметов учебного плана. Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) – неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.

Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи. В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с гуашью и акварелью, умение грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповые занятия.

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний и умений:

- знать закономерности построения художественной формы;

- знать законы линейной и воздушной перспективы;

- владеть умениями передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, равновесия, плановости;

- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- умение применять сформированные навыки по учебным предметам рисунок, живопись, композиция;

- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными этюдами;

- навыки передачи световоздушной перспективы;

- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

- навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.


Программа учебного предмета «Лепка»


Срок реализации программы учебного предмета «Лепка » – 3 года (1-3 класс).

Программа учебного предмета «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Программа ориентирована на формирование знаний, умений и навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

В результате освоения программы учебного предмета «Лепка» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

- знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;

- знание свойств пластических материалов, их возможностей и качеств;

- умение создавать такие виды скульптур, как круглая скульптура и рельеф;

- навыки использования основных техник и материалов;

- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

- умение передавать форму, характерные особенности предметов, пропорции, пространственное расположение частей предмета относительно друг друга;

- умение изображать в лепке объекты предметного мира, фигуру человека;

- навыки последовательного ведения работы из различных материалов;

- умение сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;

- умение передавать материальность и фактуру предметов;

- навык росписи круглых скульптур и рельефа, выполненных из различных материалов;

- умение работать с натуры и по памяти;

- навыки конструктивного и пластического способов лепки; - знания в области мировой художественной культуры.


Программа учебного предмета «Скульптура»


Программа учебного предмета «Скульптура» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а также учебным планом школы. Срок реализации предмета «Скульптура» 5 лет по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения, и  4  года  по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 5-летний курс обучения. 

 Программа по учебному предмету «Скульптура» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Цели и задачи учебного предмета:

Целями учебного предмета «Скульптура» являются:

-  Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

 -  Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.

-  Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества.

Задачами учебного предмета «Скульптура» являются:

-  Знакомство с оборудованием мастерской, с инструментами, с различными пластическими материалами и их свойствами, с технологическим процессом ведения работы.

-  Знакомство с различными приемами и техниками лепки.

 - Формирование у учащихся понятий:

 «скульптура», «рельеф классический», «рельеф живописный», «декоративное панно», «высота рельефа», «стилизация», «декоративность», «орнамент», «объем», «круговой обзор» и.д..

-  Формирование четкого разделения понятий «академической скульптуры» и «керамики».

-  Умения видеть и передавать общую конструктивную форму предметов не перегружая ее деталями.

- Умения передавать объем, пропорции, характерные особенности предметов.

-  Формирования умения работы по представлению и памяти.

-  Формирование умений приемов декорирования работ. Оценка качества реализации программы учебного предмета «Скульптура» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

 По завершении изучения учебного предмета «Скульптура» по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы искусств.

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты»

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», разработанной на основе федеральных государственных требований, срок реализации 3 года, по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью   руки. Особенно это важно в дошкольный период.

Цель и задачи обучения:   развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно – творческой деятельности, систематическое и целенаправленное развитие цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии и воображения. Формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе.  

Задачи программы:                                                                                                                                                    

- Учить детей умению наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму; умению работать с натуры и по памяти;  умению выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках; навыкам организации плоскости листа, композиционного решения изображения; навыкам передачи формы, характера предмета.                                                                                                       

- Развивать творческое воображение, эстетический вкус, образное мышление; осознанное и осмысленное восприятие формата,  целого и детали.

Программа учебного предмета «Прикладное творчество»

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» является частью дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этой  программе.

Срок реализации предмета «Прикладное творчество» 3 года по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения.

Цель программы дальнейшее  формирование художественного вкуса учащихся, понимание особенностей прикладной композиции, осмысление места композиции в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного и бережного отношения к культурному наследию.

          Задачи программы:

- Учить детей: умению работать с различными материалами; умению работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования; умению изготавливать игрушки из различных материалов; навыкам заполнения объемной формы узором; навыкам ритмического заполнения поверхности; навыкам проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

  - Развивать творческое воображение, эстетический вкус, художественное чутье, образное мышление, осознанное и осмысленное восприятие формата,  целого и детали, потребность самостоятельно решать художественно-творческие задачи, навыки самостоятельного творческого подхода к созданию художественного образа, мотивацию и способность к самостоятельной деятельности, потребность в постоянном самообразовании.