Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Данная программа разработана на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», с учетом современных требований .
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ Подгоренского муниципального района с учетом:
- обеспечения программы «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Образовательная программа, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, направлена на:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Рисунок»
Учебный предмет «Рисунок» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы – 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8-летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
Программа учебного предмета «Рисунок» выполняет значимую роль в образовательном процессе. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповое занятие.
В результате освоения программы учебного предмета «Рисунок» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- разбираться в терминологии – знать понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знать основы рисунка и композиции в рисунке и применять эти знания на практике;
- знать законы линейной и воздушной перспективы;
- владеть навыками использования различных материалов (сепия, сангина, уголь, карандаш, тушь);
- владеть линией, штрихом, пятном;
- выразительно, закономерно компоновать предметы на листе бумаги;
- уметь передавать форму, объем, тоновой разбор, материальность;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы, натюрморты, фигуру человека, животных, птиц;
- выразительно решать постановки с передачей эмоционального состояния;
- последовательно вести длительную постановку;
- передавать фактуры и материал предмета;
- передавать пространство посредствам штриха и светотени;
- выявлять главное и второстепенное в рисунке;
- уметь обобщать (работать от общего к частному и от частного к общему);
- приобрести знания в области мировой художественной культуры;
- знать шедевры изобразительного искусства, имена выдающихся художников.
Программа учебного предмета «Живопись»
Учебный предмет «Живопись» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы – 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8-летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
Содержание учебного предмета «Живопись» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории и включает в себя задания по аналитической работе в области живописи, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Основу Программы составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии. Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в программе по рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в Программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповое занятие
Результатом освоения программы учебного предмета «Живопись» является приобретение обучающимися сформированного комплекса знаний, умений и навыков. Учащиеся должны показать следующие результаты освоения учебного предмета «Живопись»:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно- воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Учащиеся должны знать:
- что такое локальный цвет, объём;
- разбираться в терминологии: тени, светотени, блики, цвет;
- знать правила построения композиции натюрморта;
- приобрести знания в области мировой художественной культуры;
- знать шедевры изобразительного искусства, имена выдающихся художников.
Учащиеся должны уметь:
- свободно владеть материалами акварель, гуашь;
- сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;
- передавать материальность, объём предметов;
- показывать взаимное цветовое влияние предметов;
- передавать воздушную перспективу.
Программа учебного предмета «Композиция станковая»
Учебный предмет «Композиция станковая» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы – 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8- летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
Программа учебного предмета «Композиция станковая» тесно связана с учебными предметами «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. При этом основная задача учащегося в учебных творческих работах по композиции станковой – уметь сочинять, выдумывать сюжет, компоновать задуманное на листе.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповое занятие. В результате освоения программы учебного предмета «Композиция станковая» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции
- ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте
- в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
Выпускник должен продемонстрировать следующие навыки работы по композиции:
- сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;
- передавать материальность, объём предметов; - показывать взаимное цветовое влияние предметов;
- передавать воздушную перспективу;
- уметь обобщать и перерабатывать природные формы;
- определять художественные материалы и уметь их использовать;
- уметь аккуратно выполнять поставленные художественные задачи.
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве»
Учебный предмет «Композиция станковая» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок реализации предмета «Беседы об искусстве» 3 года по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения, и 1 год по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 5-летний курс обучения.
Занятия проводятся по принципам дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Аудиторные занятия подразумевают работу в классе, самостоятельная работа проводится в виде домашних заданий, консультаций, экскурсий.
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств, являясь базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» способствует формированию у учащихся комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждению интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Учащиеся узнают особенности языка различных видов искусства, получают первичные навыки анализа произведений искусства, развивают способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности.
За время обучения учащиеся ДШИ должны получить определенный комплекс знаний, умений и навыков по предмету «Беседы об искусстве»:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах изобразительного искусства;
- знать выдающихся отечественных и зарубежных мастеров живописи, архитектуры, скульптуры;
- иметь представление о художественных языках различных эпох и направлений; - владеть первичными навыками анализа произведений искусства;
- владеть навыками восприятия художественного образа;
- уметь последовательно и логически излагать свои мысли, выражать свое отношение к изучаемому материалу;
- уметь работать с книгой по искусству и другими доступными информационными ресурсами (интернет, аудио-видео ресурсы).
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» Учебный предмет «История изобразительного искусства» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок реализации предмета «История изобразительного искусства» 5 лет по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения, и 4 года по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 5-летний курс обучения.
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» направлена на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Программа «История изобразительного искусства» способствует формированию у учащихся комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждению интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Учащиеся узнают особенности языка различных видов искусства, получают первичные навыки анализа произведений искусства.
Программа направлена на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.
По окончании курса «История изобразительного искусства» учащийся должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; - навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Пленэр»
Учебный предмет «Пленэр» входит в учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Пленэр» выполняет значимую роль в образовательном процессе и является одним из предметов учебного плана. Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) – неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи. В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с гуашью и акварелью, умение грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповые занятия.
Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний и умений:
- знать закономерности построения художественной формы;
- знать законы линейной и воздушной перспективы;
- владеть умениями передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по учебным предметам рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными этюдами;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Программа учебного предмета «Лепка»
Срок реализации программы учебного предмета «Лепка » – 3 года (1-3 класс).
Программа учебного предмета «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Программа ориентирована на формирование знаний, умений и навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
В результате освоения программы учебного предмета «Лепка» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
- знание свойств пластических материалов, их возможностей и качеств;
- умение создавать такие виды скульптур, как круглая скульптура и рельеф;
- навыки использования основных техник и материалов;
- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать форму, характерные особенности предметов, пропорции, пространственное расположение частей предмета относительно друг друга;
- умение изображать в лепке объекты предметного мира, фигуру человека;
- навыки последовательного ведения работы из различных материалов;
- умение сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;
- умение передавать материальность и фактуру предметов;
- навык росписи круглых скульптур и рельефа, выполненных из различных материалов;
- умение работать с натуры и по памяти;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки; - знания в области мировой художественной культуры.
Программа учебного предмета «Скульптура»
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а также учебным планом школы. Срок реализации предмета «Скульптура» 5 лет по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения, и 4 года по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 5-летний курс обучения.
Программа по учебному предмету «Скульптура» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Цели и задачи учебного предмета:
Целями учебного предмета «Скульптура» являются:
- Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
- Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.
- Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества.
Задачами учебного предмета «Скульптура» являются:
- Знакомство с оборудованием мастерской, с инструментами, с различными пластическими материалами и их свойствами, с технологическим процессом ведения работы.
- Знакомство с различными приемами и техниками лепки.
- Формирование у учащихся понятий:
«скульптура», «рельеф классический», «рельеф живописный», «декоративное панно», «высота рельефа», «стилизация», «декоративность», «орнамент», «объем», «круговой обзор» и.д..
- Формирование четкого разделения понятий «академической скульптуры» и «керамики».
- Умения видеть и передавать общую конструктивную форму предметов не перегружая ее деталями.
- Умения передавать объем, пропорции, характерные особенности предметов.
- Формирования умения работы по представлению и памяти.
- Формирование умений приемов декорирования работ. Оценка качества реализации программы учебного предмета «Скульптура» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
По завершении изучения учебного предмета «Скульптура» по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы искусств.
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты»
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», разработанной на основе федеральных государственных требований, срок реализации 3 года, по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Особенно это важно в дошкольный период.
Цель и задачи обучения: развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно – творческой деятельности, систематическое и целенаправленное развитие цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии и воображения. Формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе.
Задачи программы:
- Учить детей умению наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму; умению работать с натуры и по памяти; умению выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках; навыкам организации плоскости листа, композиционного решения изображения; навыкам передачи формы, характера предмета.
- Развивать творческое воображение, эстетический вкус, образное мышление; осознанное и осмысленное восприятие формата, целого и детали.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество»
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этой программе.
Срок реализации предмета «Прикладное творчество» 3 года по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», рассчитанной на 8-летний курс обучения.
Цель программы дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимание особенностей прикладной композиции, осмысление места композиции в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного и бережного отношения к культурному наследию.
Задачи программы:
- Учить детей: умению работать с различными материалами; умению работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования; умению изготавливать игрушки из различных материалов; навыкам заполнения объемной формы узором; навыкам ритмического заполнения поверхности; навыкам проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
- Развивать творческое воображение, эстетический вкус, художественное чутье, образное мышление, осознанное и осмысленное восприятие формата, целого и детали, потребность самостоятельно решать художественно-творческие задачи, навыки самостоятельного творческого подхода к созданию художественного образа, мотивацию и способность к самостоятельной деятельности, потребность в постоянном самообразовании.