Аннотация к предпрофессиональной программе «Хореографическое творчество»

Аннотация к  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области  хореографического искусства «Хореографическое творчество»


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» разработана  на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы, а также срокам ее реализации.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ  с учетом:

  • обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.


Образовательная программа ориентирована на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Образовательная программа, учитывая возрастные  и   индивидуальные  особенности обучающихся,  направлена на:

  • выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей:
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства:
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на 1 год.

Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

  • в области хореографического исполнительства:
  • знания профессиональной терминологии;
  • умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;  
  • умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
  • умения выполнять комплексы специальных хореографических  упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
  • умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
  • умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца  и разучивании хореографического произведения;
  • навыков музыкально-пластического  интонирования;
  • навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
  • навыков публичных выступлений;
  • в области теории и истории искусств:
  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
  • знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
  • знания основных элементов музыкального языка;
  • первичных знаний в области строения классических  музыкальных форм;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • знания основных этапов развития хореографического искусства;
  • знания основных этапов становления и развития искусства балета;
  • знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков анализа музыкального произведения.


Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

Танец:

  • знание основных элементов классического, народного танцев;
  • знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
  • умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
  • умение ориентироваться на сценической площадке;
  • умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;  владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
  • навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
  • владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
  • навыки комбинирования движений;
  • навыки ансамблевого  исполнения, сценической практики.


             Ритмика:

  • знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
  • знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ла­довую окраску в танцевальных движениях;
  • первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
  • представление о длительностях нот в соотношении с танце­вальными шагами;
  • умение согласовывать движения со строением музыкального про­изведения;
  • навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
  • навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.


Гимнастика:

  • знание анатомического строения тела;
  • знание приемов правильного дыхания;
  • знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
  • знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
  • умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
  • умение сознательно управлять своим телом;
  • умение распределять движения во времени и пространстве;
  • владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
  • навыки координации движений.


Классический танец:

  • знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
  • знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций классического танца;
  • знание особенностей постановки  корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
  • знание средств создания образа в хореографии;
  • знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выра­зительных средств;
  • умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
  • умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со­хранять рисунок танца;
  • умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца  и разучивании хореографического произведения;
  • навыки музыкально-пластического  интонирования.


Народно-сценический танец:

  • знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
  • знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
  • знание особенностей постановки  корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
  • знание средств создания образа в хореографии;
  • знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выра­зительных средств;
  • умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
  • умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
  • умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со­хранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
  • умение понимать и исполнять указания преподавателя;
  • умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
  • навыки музыкально-пластического  интонирования.


 Подготовка концертных номеров:

  • умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий  под руководством преподавателя;
  • умение работы в танцевальном коллективе;
  • умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
  • умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;
  • навыки участия в репетиционной работе.


 Слушание музыки и музыкальная грамота:

  • знание специфики музыки как вида искусства;
  • знание музыкальной терминологии, актуальной для  хореографического искусства;
  • знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
  • умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хорео­графического искусства;
  • умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
  • умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику  несложных музыкальных произведений.


Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

  • знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров;
  • знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки;
  • знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных музыкальных терминов;
  • знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;
  • умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;
  • умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений;
  • навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к нему свое отношение.


История хореографического искусства:

  • знание основных этапов развития хореографического искусства;
  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;
  • знание основных этапов становления и развития русского балета;
  • умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.