Современные образовательные технологии, направленные на реализацию программ в сфере искусств

Современные образовательные технологии, направленные на реализацию программ в сфере искусств


Современные образовательные технологии, направленные на реализацию Дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в сфере искусств

Профессия преподавателя предполагает знание и применение классических методик преподавания. Наряду с этим, невозможно переоценить значимость использования инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.

Чтобы быть эффективным, результативным, интересным ученику и самому себе, педагог просто обязан постоянно учиться сам, осваивать новшества и уметь применять их в учебном процессе. Благо, возможности для этого сейчас - неограниченные. Новые информационные технологии предоставляют широкое поле для культурного, - общего и специализированного, профессионального, - познания. Вся мудрость мира теперь доступна, не выходя из дома или учебного класса. Конечно, нужно уметь найти информацию и правильно воспользоваться богатыми мультимедийными возможностями. Современная техника предъявляет серьёзные требования к пользователю. Она постоянно совершенствуется, возможности расширяются. Поэтому необходимо всегда «держать руку на пульсе», чутко реагируя на изменения.

Интернет-технологии активно внедряются в сферу искусств, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся.

Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; изучить материалы о жизни и деятельности композиторов и исполнителей как классических, так и ныне живущих.

Конечно, ничто не заменит «живое», непосредственное посещение концертных залов, театров и музеев. Вместе с тем, мультимедийные технологии дают нам возможность, в любое удобное время, просматривать записи лучших образцов мировой музыкальной культуры, «оказаться» в любом концертном зале или музее мира.

Мультимедийные технологии и современная техника позволяют интересно представить связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия. Это и подбор видеоряда, соответствующего характеру музыки, и, наоборот, поиск музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета. Такой симбиоз искусств легко организовать, благодаря мультимедийным возможностям (компьютер, проектор, воспроизводящая акустическая аппаратура, обширная база электронных ресурсов).

Освоение компьютерных программ позволяет самостоятельно оформлять нотный текст, - очень помогает в этом программа Finale (программа набора нот). Кстати, детей эта работа тоже очень увлекает. К тому же, набрав текст на компьютере, можно его тут же прослушать в любом темпе и на любом инструменте

В учебном процессе удобно использовать ритмические и тембральные возможности электронных музыкальных инструментов. Как пример – музицирование в сопровождении электронного музыкального инструмента (синтезатора) или записи. Фонограмма может содержать запись оркестровую, инструментальную, просто ритмическую. Ученик может почувствовать себя солистом – ведь его сопровождает «настоящий» оркестр! К тому же такое сопровождение воспитывает чувство ритма, находчивость, выдержку, - ведь электроника не позволит остановиться, выбиться из ритма. Конечно, ничто не заменит живого исполнения, но как вариант работы, этот метод бывает полезен.

Сейчас у преподавателя «под рукой» необъятная электронная база нотного и методического материала, возможность иметь любые ноты в печатном виде (используя принтер и сканер). Можно искать самостоятельно, можно заказать через сайты интернет - магазинов – каталоги выложены и доступны для заказа. Причём, такой поиск (через интернет) более эффективен, перед глазами полная картина имеющегося на данный момент в открытом доступе, имеется возможность заказать желаемое.

Конечно, очень удобно фиксировать цифровой техникой (фотоаппарат, видеокамера, аудиозапись) лучшие моменты школьной, концертной и экскурсионной жизни. Можно тут же всё снятое просмотреть, отобрать лучшие экземпляры, сохранить на память. Подобная совместная работа с учениками учит их оценивать, анализировать, сравнивать, совершенствоваться. Кроме того, это очень объединяет и сближает ученика и педагога.

Информационные возможности сети Интернет помогают в организации внеклассной деятельности. Можно открыть сайт любого театра, музея и выбрать культурную программу, спектакль или концерт. К тому же можно, находясь далеко от культурных столиц, заказать билеты в лучшие театры и концертные залы, и электронно их оплатить.

Интернет даёт возможности дистанционного общения с учениками, обмена опытом с коллегами. Возможности безграничны. Даже можно проводить уроки, будучи далеко от обучаемого и обучаться самому.

Сценарии взаимодействия учителей и обучающихся:

В режиме отсутствия условий для онлайн общения:

- каждый преподаватель готовит пакет материалов и подробные инструкции на определенный временной отрезок обучения (3 дня, неделя);

- классный руководитель обеспечивает выдачу пакета заданий обучающимся (доставка самому, через родителей, использование SMS-сообщений, телефонное информирование);

- проверка преподавателем  выполненных детьми заданий.


В режиме стабильной коммуникации и достаточном техническом обеспечении при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

- разработка учителями собственных онлайн уроков и форм обратной связи;

- использование готовых платформенных решений, сервисов или их фрагментов.

Общие рекомендации для разработки онлайн урока:

- Время проведения урока не более 30 минут;

- Четко поставлены цели и определен результат урока;

- На онлайн-урок возможна выдача опережающего задания на знакомство с новым материалом (веб-ресурс, обучающее видео и пр.);

- Теоретический материал представлен в кратком (сжатом) виде, выделена основная суть;

- Предложены разные виды заданий в ходе урока и для последующей самостоятельной работы дома;

- Присутствие обратной связи (по видео, в чате, по электронной почте).


Можно ещё долго перечислять возможности, открытые для нас современным уровнем развития информационных технологий. Безусловно, технологии будут совершенствоваться, будет эволюционировать цифровая техника, электронные ресурсы. Задача педагога – быть в курсе и эффективно применять их в своей профессии.

Результаты применения современных технологий:

- повышение интереса детей к обучению;

- побуждение их к творческой, самостоятельной, аналитической работе;

- повышение общего культурного уровня, расширение кругозора;

- заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений;

- объединение в творчестве педагога и обучаемого.


Как следствие вышеперечисленного – повышение исполнительского и общего культурного уровня юных музыкантов.


Необходимо, чтобы школа искусств была учреждением, в котором, сохраняя традиции, идут в ногу со временем и используют лучшие современные обучающие и развивающие технологии.