«Совершенствование работы с родителями в учебно-воспитательном процессе»
Сегодня образование – это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство.
Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это процесс приобщения человека к общему и должному.
С чего же начинается воспитание ребенка? Конечно, с воспитания его семьи.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Поступление в музыкальную школу большое событие для ребёнка. Он полон надежд на интересные занятия, успех, но при этом возникают определённые сложности, связанные с процессом обучения. И вот тут необходима поддержка взрослых. Однако родителей, чьи дети обучаются в музыкальной школе, следует предупредить, что им придется набраться терпения и учиться вместе со своими детьми, чтобы своевременно оказывать помощь ребенку, особенно на начальном этапе. Кто, как не родители, должны поддержать, проконтролировать своего ребенка, а то и проявить твердость, заставить его заниматься регулярно.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил знаменитый пианист и педагог Г. Нейгауз, имея ввиду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать музыкальные занятия. Таким образом, родители могут стать единомышленниками педагога-музыканта в деле приобщения ребенка к музыке. Любовь к музыке и умение ей радоваться закладываются не в музыкальной школе, а преимущественно дома, в семье и очень часто это происходит в игре, а не в учёбе.
Школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка,
а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по своему назначению.
Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей, чтобы родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, и между ними возникло взаимопонимание. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
От успешного развития взаимодействия выигрывают обе стороны.
Положительным результатом сотрудничества для педагогов является:
• повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
• улучшение межличностных отношений с родителями;
• повышение авторитета в глазах детей, родителей;
• повышение удовлетворенности своей работой.
Для родителей положительным результатом является:
• повышение самооценки и самоодобрения;
• лучшее знание школьных программ;
• уверенность в том, что при обучении (воспитании) учитывается мнение родителей и их пожелания;
• ощущение своей значимости;
• повышение их родительской компетентности;
• улучшение общения с ребенком вообще.
Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:
• в лучшей посещаемости школы;
• улучшении знаний, развитии умений;
• социальном становлении.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Заключение.
Из всего изложенного можно сделать заключение, что работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога.
Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Соблюдая все правила занятий, союз преподавателя-родителей-учащихся станет самым крепким и приводящим к большим творческим успехам наших детей!