Повышение качества образовательной деятельности

Повышение качества образовательной деятельности -  как основная задача учебно-воспитательного процесса в ДШИ

                             
          Зам. директора по УВР
Титова А.И.

Повышение качества образовательной деятельности – как основная задача

учебно-воспитательного процесса  в Детской школе искусств.

Социально – культурная ситуация, сложившаяся в обществе, меняет облик всех звеньев системы образования. На педагогах сегодня лежит большая ответственность формирования образа общества XXI века.

Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.

С каждым днем возрастает объем информационных потоков, требующих от каждого человека следующих умений.

- Ориентироваться в море информации разной степени сложности;

-отделить в общем потоке информации ненужное или второстепенное и выделить главное;

-анализировать и синтезировать поступающую информацию, обрабатывать, хранить и эффективно использовать её, принимать грамотное решение даже в условиях информационного дефицита.

Современное общество, предъявляя новые требования к человеку, ставит педагогов перед острой необходимостью пересмотра многих педагогических позиций, усиления внимания к процессу личностного развития человека. Системе образования в Детской школе искусств при решении этих задач отводиться особая роль.

В соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

Такая цель дополнительного образования шире некой суммы знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности. При этом роль знаний, умений и навыков не уменьшается, но они сегодня рассматриваются как основа и средства для такого образовательного результата, который способствует эффективному  решению проблем человека и общества.

В сфере Детской школы искусств существуют уникальные возможности работы с детьми:

Добросовестность вхождения ребенка в сферу дополнительного образования, мотивированная его интересами, создает благоприятные педагогические возможности для создания условий, способствующих личностному развитию учащихся.

В отличие от других образовательных учреждений в Детской школе искусств ребенок не только получает поддерживающую информацию, но и активно включается в предметно-практическую деятельность. Осваивая ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретая умения и навыки, оценивая мастерство своего педагога, ребенок получает возможность не только выбирать наиболее адекватную для него сферу деятельности, но и реализовать свои выбор.

Широта образовательных услуг и их вариативность обеспечивают оптимальное сочетание интересов отдельного ребенка и требований социума, дает возможности педагогическим коллективам учесть образовательные потребности общества и конкретного ребенка в гораздо большей степени, чем в общеобразовательной школе. Но эта почти свобода в выборе содержания образовательных программ накладывает и большую ответственность на педагогов, требует продуманного и профессионального подхода к определению желательных результатов воспитательно-образовательного процесса.

Процесс образовательной деятельности в ДШИ построен на единстве интересов всех его участников- педагогов, детей и родителей. Здесь существуют возможности для личностных контактов всех участников педагогического процесса, выше степень эмоциональной окрашенности воспитательной деятельности. Педагогический процесс в ДШИ допускает тесное взаимодействие детей и родителей при выполнении творческого проекта, что весьма плодотворно в воспитательном аспекте.

Практически все  дети могут самостоятельно выбрать не только содержание,  но и  уровень сложности деятельности. Существует реальная возможность творческой самореализации и признания значимости выполняемой роли сверстниками, педагогами, родителями.

В ДШИ изначально заложен личностно-ориентированный подход к ребенку. Практически каждый учащийся работает над своим проектом, общаясь с педагогом в режиме диалога, наиболее продуктивном для обучения.

Обучение в ДШИ – хорошая база предпрофессиональной и профессиональной подготовки. Значительная часть запросов общества на ту или иную профессию может быть удовлетворена в рамках дополнительного образования.

Дополнительное  предпрофессиональное образование открывает богатые перспективы по развитию эстетического  восприятия ребенком природы и жизни, воспитанию художественного вкуса в сфере искусства, дизайнерской и другой деятельности.

В условиях реформирования образования и складывающегося рынка образовательных услуг проблема качества образовательной деятельности стоит достаточно остро.

Под «качеством образования» понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлением о том, каким должен быть этот  процесс и какие результаты он должен обеспечить.

В последнее время актуальность этой проблемы усилилась и в связи с тем, что образовательные учреждения и их работники стали все чаще подвергаться внешнему оцениванию: кроме оценки потребителей, стала развиваться система государственной оценки качества учебно-воспитательного  процесса образовательного учреждения. Все активнее в жизнь системы дополнительного образования входит аттестация, лицензирование образовательной деятельности. Для процедуры оценивания разработан ряд документов федерального и регионального уровней, задающих нормативные образцы деятельности в системе дополнительного образования  и определяющие основные показатели её качества.

Второй причиной  усиленного внимания к данной проблеме является то, что осознанное проектирование и диагностика результата своей работы дает учреждению и каждому педагогу возможность обозначить реальные и конкретные задачи, осознать свое предназначение, а следовательно – построить перспективы развития, определения путей обеспечения более качественных результатов.

Понимание того, что является результатом деятельности образовательного учреждения и конкретного педагога дает возможность обозначить реальные и конкретные задачи на уровне ДШИ и отдельного преподавателя, является отправной точкой для анализа имеющегося сегодня состояния учреждения, а, следовательно – прогнозирования результатов более качественного уровня, т.е. – развития ДШИ. Решение проблемы результативности образовательной деятельности позволяет судить об эффективности, полезности, социальной значимости, как всей системы дополнительного образования детей, так и каждого конкретного учреждения.

 Преподаватели Детской школы искусств должны  понимать  о необходимости опираться в своей повседневной практике на результаты диагностики достижений учащихся. Ведь именно достижения и успехи учащихся выступают главным результатом деятельности в системе дополнительного образования. Достижения учащихся определяют и уровень компетентности конкретного педагога, его готовность решать педагогические задачи на уровне, требуемом ребенком, родителями, обществом, государством.