Российская Федерация
Управление культуры
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств
Подгоренского муниципального района
Воронежской области
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
изобразительного искусства «Живопись»
2013 год
района Воронежской области __________________
1. 1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» разработана МКОУДОД ДШИ Подгоренского района Воронежской области на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы, а также срокам ее реализации.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ Подгоренского муниципального района с учетом:
- обеспечения программы «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Образовательная программа ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Образовательная программа, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, в направлена на:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на 1 год.
ДШИ имеет право реализовывать программу «Живопись» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Живопись» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу.
ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Живопись», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
1. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы:
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области живописи:
- знания классического художественного наследия, художественных школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Основы изобразительной грамоты и рисование:
- знание различных видов изобразительного искусства;
- знание основных жанров изобразительного искусства;
- знание основ цветоведения;
- знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
- знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
- умение работать с различными материалами;
- умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
- навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыки передачи формы, характера предмета;
- наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
- наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
Прикладное творчество:
- знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
- знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
- умение работать с различными материалами;
- умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
- умение изготавливать игрушки из различных материалов;
- навыки заполнения объемной формы узором;
- навыки ритмического заполнения поверхности;
- навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Лепка:
- знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
- знание оборудования и пластических материалов;
- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
- умение работать с натуры и по памяти;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Рисунок:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
Беседы об искусстве:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусства;
- первичные навыки анализа произведения искусства;
- навыки восприятия художественного образа.
История изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
- знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
1. 3. Учебный план.
Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Срок обучения - 8 лет
Индекс предмет - ных областей, разделов и учебных предметов | Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Макси - мальная учебная нагрузка | Самост. работа | Аудиторные занятия | Промежу-точная аттеста-ция (по полуго-диям) | Распределение по годам обучения | |||||||||||||||||||||||||
Трудоемкость в часах | Трудоемкость в часах | Групповые | Мелкогрупповые | Индивидуальные | Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |||||||||||||||
| Структура и объем ОП | 4482-5123 | 1959-2387 | 2523-2951 |
| Количество недель аудиторных занятий
| |||||||||||||||||||||||||
32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||||||||||||||||||||||
| Обязательная часть | 4482 | 1959 | 2523 |
| Недельная нагрузка в часах | |||||||||||||||||||||||||
ПО.01. | Художественное творчество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
ПО.01.УП.01. | Основы изобразительной грамоты и рисование | 392 | 196 |
| 196 |
| 2,4 | 6 | 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
ПО.01.УП.02. | Прикладное творчество | 294 | 98 |
| 196 |
| 2,4,6 |
| 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
ПО.01.УП.03. | Лепка | 294 | 98 |
| 196 |
| 2,4,6 |
| 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
ПО.01.УП.04. | Рисунок | 891 | 396 |
| 495 |
| 7,9, 11,13,15 | 8, 10,12,14 |
|
|
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||||||||||
ПО.01.УП.05. | Живопись | 957 | 396 |
| 561 |
| 8,10,12,16 | 14 |
|
|
| 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | |||||||||||||||
ПО.01.УП.06. | Композиция станковая | 924 | 561 |
| 363 |
| 7,9, 11,13, 15 | 8, 10,12,14 |
|
|
| 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||||||
ПО.02. | История искусств | 477 | 214 | 263 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
ПО.02.УП.01. | Беседы об искусстве | 147 | 49 | 98 |
|
| 2,4,6 |
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
ПО.02.УП.02. | История изобразительного искусства | 330 | 165 |
| 165 |
| 8,10, 12,14 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям |
|
| 2270 |
|
| 7 | 7 | 7 | 9 | 9 | 9 | 10 | 11 | ||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка по двум предметным областям | 4229 | 1959 | 2270 |
|
| 11,5 | 11,5 | 11,5 | 17 | 17 | 17 | 21 | 22 | ||||||||||||||||||
ПО.03. | Пленэрные занятия | 140 |
| 140 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
ПО.03.УП.01 | Пленэр | 140 |
| 140 | 8,10, 12,14, 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям |
|
| 2410 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка по трем предметным областям | 4369 | 1959 | 2410 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям |
|
|
| 34 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
В.00. | Вариативная часть | 528 | 428 | 428 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
В.01. | Скульптура | 528 | 264 |
| 264 |
| 8,10, 12,14, 16 |
|
|
|
| 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части |
|
| 2838 |
|
| 8 | 8 | 8 | 11 | 11 | 11 | 12 | 13 | ||||||||||||||||||
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части | 5225 | 2387 | 2838 |
|
| 13,5 | 13,5 | 13,5 | 21 | 21 | 21 | 25 | 26 | ||||||||||||||||||
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов |
|
|
| 44 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
К.04.00. | Консультации | 113 |
| 113 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
К.04.01. | Основы изобразительной грамоты и рисование |
|
|
| 6 |
|
|
| 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
К.04.02. | Прикладное творчество |
|
|
| 6 |
|
|
| 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
К.04.03. | Лепка |
|
|
| 6 |
|
|
| 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
К.04.04. | Рисунок |
|
|
| 20 |
|
|
|
|
|
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||||
К.04.05. | Живопись |
|
|
| 20 |
|
|
|
|
|
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||||
К.04.06. | Композиция станковая |
|
|
| 40 |
|
|
|
|
|
| 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||||||||||||
К.04.07. | Беседы об искусстве |
|
| 3 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
К.04.08. | История изобразительного искусства |
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
| 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | |||||||||||||||
А.05.00. | Аттестация | Годовой объем в неделях | |||||||||||||||||||||||||||||
ПА.05.01. | Промежуточная (экзаменационная) | 7 |
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| |||||||||||||||
ИА.05.02. | Итоговая аттестация | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | |||||||||||||||
ИА.05.02.01. | Композиция станковая | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
ИА.05.02.02. | История изобразительного искусства | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный план
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов | Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Максимальная учебная нагрузка | Самост. работа | Аудиторные занятия | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | Распределение по годам обучения | ||||
Трудоемкость в часах | Трудоемкость в часах | Групповые | Мелкогрупповые | Индивидуальные | Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | 1 полугодие |
2 полугодие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| Структура и объем ОП | 722,5-788,5 | 363-396 | 359,5-392,5 |
| Количество недель аудиторных занятий
| ||||
17 | 18 | |||||||||
| Обязательная часть | 722,5 | 363 | 359,5 |
| Недельная нагрузка в часах | ||||
ПО.01. | Художественное творчество | 594 | 330 | 264 |
|
|
|
|
|
|
ПО.01.УП.01 | Рисунок | 198 | 99 |
| 99 |
|
|
| 3 | 3 |
ПО.01.УП.02 | Живопись | 198 | 99 |
| 99 |
|
|
| 3 | 3 |
ПО.01.УП.03. | Композиция станковая | 198 | 132 |
| 66 |
|
|
| 2 | 2 |
ПО.02. | История искусств | 82,5 | 33 | 49,5 |
|
|
|
|
|
|
ПО.02.УП.01. | История изобразительного искусства
| 82,5 | 33 |
| 49,5 |
|
|
| 1,5 | 1,5 |
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям |
|
| 313,5 |
|
| 9,5 | 9,5 | |||
Максимальная нагрузка по двум предметным областям | 676,5 | 363 | 313,5 |
|
| 20,5 | 20,5 | |||
ПО.03. | Пленэрные занятия | 28 |
| 28 |
|
|
|
| ||
ПО.03.УП.01. | Пленэр | 28 |
|
| 28 |
|
|
|
|
|
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям |
|
| 341,5 |
|
|
|
| |||
Максимальная нагрузка по трем предметным областям | 704,5 | 363 | 341,5 |
|
|
|
| |||
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям |
|
|
| 3 | 2 |
|
| |||
В.00. | Вариативная часть | 66 | 33 | 33 |
|
|
|
| ||
В.01. | Скульптура | 66 | 33 |
| 33 |
| 18 |
| 1 | 1 |
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части |
|
| 374,5 |
|
| 10,5 | 10,5 | |||
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части | 770,5 | 396 | 374,5 |
|
| 22,5 | 22,5 | |||
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов |
|
|
| 4 | 2 |
|
| |||
К.04.00. | Консультации | 18 |
| 18 |
|
| Годовая нагрузка в часах | |||
К.04.01. | Рисунок | 4 |
|
| 4 |
|
|
| 4 | |
К.04.02. | Живопись | 4 |
|
| 4 |
|
|
| 4 | |
К.04.03. | Композиция станковая | 8 |
|
| 8 |
|
|
| 8 | |
К.04.04. | История изобразительного искусства | 2 |
|
| 2 |
|
|
| 2 | |
А.05.00. | Аттестация | Годовой объем в неделях | ||||||||
ИА.05.01. | Итоговая аттестация | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
ИА.05.01.01. | Композиция станковая | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИА.05.01.02. | История изобразительного искусства | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Срок обучения - 5 лет
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов | Наименова ние частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Макси мальная учебная нагрузка | Самост. работа | Аудиторные занятия | Промежу-точная аттестация (по полугодиям) | Распределение по годам обучения | ||||||||
Трудоемкость в часах | Трудоемкость в часах | Групповые | Мелкогрупповые | Индивидуальные | Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
| Структура и объем ОП | 3502-4096 | 1633,5-1930,5 | 1868,5-2165,5 |
| Количество недель аудиторных занятий
| ||||||||
33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||||||||
| Обязательная часть | 3502,5 | 1633,5 | 1868,5 |
| Недельная нагрузка в часах | ||||||||
ПО.01. | Художественное творчество | 2838 | 1419 | 1419 |
|
|
|
|
|
| ||||
ПО.01.УП.01. | Рисунок | 990 | 429 |
| 561 |
| 2,4,6, 10 | 8 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | |
ПО.01.УП.02. | Живопись | 924 | 429 |
| 495 |
| 1,3,5,7,9 | 2,4,6,8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
ПО.01.УП.03. | Композиция станковая | 924 | 561 |
| 363 |
| 1,3,5,7,7 | 2,4,6,8 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
ПО.02. | История искусств | 462 | 214,5 | 247,5 |
|
|
|
|
|
|
| |||
ПО.02.УП.01. | Беседы об искусстве | 66 | 16,5 | 49,5 |
|
| 2 |
| 1,5 |
|
|
|
| |
ПО.02.УП.02. | История изобразительного искусства | 396 | 198 |
| 198 |
| 4,6,8 |
|
| 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям |
|
| 1666,5 |
|
| 9,5 | 9,5 | 9,5 | 10,5 | 11,5 | ||||
Максимальная нагрузка по двум предметным областям | 3300 | 1633,5 | 1666,5 |
|
| 17 | 18 | 20 | 22 | 23 | ||||
ПО.03. | Пленэрные занятия | 112 |
| 112 |
|
|
|
|
|
|
| |||
ПО.03.УП.01. | Пленэр | 112 |
|
| 112 |
| 4,6,8,10 |
|
|
|
|
|
| |
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Максимальная нагрузка по трем предметным областям | 3412 | 1633,5 | 1778,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям |
|
|
| 22 | 9 |
|
|
|
|
| ||||
В.00. | Вариативная часть | 594 | 297 | 297 |
|
|
|
|
|
|
| |||
В.01. | Скульптура | 396 | 198 |
| 198 |
| 4,6,8,10 |
|
| 2 | 2 | 1 | 1 | |
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части |
|
| 2075,5 |
|
| 10,5 | 11,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | ||||
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части | 4006 | 1930,5 | 2075,5 |
|
| 19 | 22 | 26 | 26 | 25 | ||||
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов |
|
|
| 29 | 9 |
|
|
|
|
| ||||
К.04.00. | Консультации | 90 |
| 90 |
|
| Годовая нагрузка в часах |
| ||||||
К.04.01. | Рисунок |
|
|
| 20 |
|
|
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
|
К.04.02. | Живопись |
|
|
| 20 |
|
|
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
|
К.04.03. | Композиция станковая |
|
|
| 40 |
|
|
| 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
|
К.04.04. | Беседы об искусстве |
|
|
| 2 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
К.04.05. | История изобразительного искусства |
|
|
| 8 |
|
|
|
| 2 | 2 | 2 | 2 |
|
А.05.00. | Аттестация | Годовой объем в неделях |
| |||||||||||
ПА.05.01. | Промежуточная (экзамена-ционная) | 4 |
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
ИА.05.02. | Итоговая аттестация | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
ИА.05.02.01. | Композиция станковая | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИА.05.02.02. | История изобразительного искусства | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный план
на дополнительный год обучения (6 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов | Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Максималь-ная учебная нагрузка | Самост. работа | Аудиторные занятия | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | Распределение по годам обучения | ||||
Трудоемкость в часах | Трудоемкость в часах | Групповые | Мелкогрупповые | Индивидуальные | Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | 1 полугодие |
2 полугодие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| Структура и объем ОП | 722,5-788,5 | 363-396 | 359,5-392,5 |
| Количество недель аудиторных занятий
| ||||
11 | 12 | |||||||||
| Обязательная часть | 722,5 | 363 | 359,5 |
| Недельная нагрузка в часах | ||||
ПО.01. | Художественное творчество | 594 | 330 |
| 264 |
|
|
|
|
|
ПО.01.УП.01. | Рисунок | 198 | 99 |
| 99 |
|
| 11 | 3 | 3 |
ПО.01.УП.02. | Живопись | 198 | 99 |
| 99 |
|
| 11 | 3 | 3 |
ПО.01.УП.03. | Композиция станковая | 198 | 132 |
| 66 |
| 11 |
| 2 | 2 |
ПО.02. | История искусств | 82,5 | 33 |
| 49,5 |
|
|
|
|
|
ПО.02.УП.01. | История изобразительного искусства
| 82,5 | 33 |
| 49,5 |
| 11 |
| 1,5 | 1,5 |
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям |
|
| 313,5 |
|
| 9,5 | 9,5 | |||
Максимальная нагрузка по двум предметным областям | 676,5 | 363 | 313,5 |
|
| 20,5 | 20,5 | |||
ПО.03. | Пленэрные занятия | 28 |
| 28 |
|
|
|
| ||
ПО.03.УП.01. | Пленэр | 28 |
|
| 28 |
| 12 |
|
|
|
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям |
|
| 341,5 |
|
|
|
| |||
Максимальная нагрузка по трем предметным областям | 704,5 | 363 | 341,5 |
|
|
|
| |||
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям |
|
|
| 3 | 2 |
|
| |||
В.00. | Вариативная часть | 66 | 33 | 33 |
|
|
|
| ||
В.01. | Скульптура | 66 | 33 |
| 33 |
| 12 |
| 1 | 1 |
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части |
|
| 374,5 |
|
| 10,5 | 10,5 | |||
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части | 7700,5 | 396 | 374,5 |
|
| 22,5 | 22,5 | |||
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: |
|
|
| 4 | 2 |
|
| |||
К.04.00. | Консультации | 18 |
| 18 |
|
| Годовая нагрузка в часах | |||
К.04.01. | Живопись |
|
|
| 4 |
|
|
| 4 | |
К.04.02. | Рисунок |
|
|
| 4 |
|
|
| 4 | |
К.04.03. | Композиция станковая |
|
|
| 8 |
|
|
| 8 | |
К.04.04. | История изобразительного искусства |
|
|
| 2 |
|
|
| 2 | |
А.05.00. | Аттестация | Годовой объем в неделях | ||||||||
ИА.05.01. | Итоговая аттестация | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
ИА.05.01.01. | Композиция станковая | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИА.05.01.02. | История изобразительного искусства | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. 4. График образовательного процесса.
Программа «Живопись», 8-летний срок обучения
| Продолжительность учебного года (недель) | Продолжительность учебных занятий (недель) | Каникулы в течение учебного года (недель) | Летние каникулы (недель) |
1 класс | 39 | 32 | 5 | 13 |
2 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
3 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
4 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
5 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
6 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
7 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
8 класс | 40 | 33 | 4 | 12 |
Промежуточная аттестация (по полугодиям), 8-летний срок обучения
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | |
Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | |
Обязательная часть |
| |
Художественное творчество |
| |
Основы изобразительной грамоты и рисование | 2,4 | 6 |
Прикладное творчество | 2,4,6 |
|
Лепка | 2,4,6 |
|
Рисунок | 7,9,11,13,15 | 8,10,12,14 |
Живопись | 8,10,12,16 | 14 |
Композиция станковая | 7,9,11,13,15 | 8,10,12,14 |
История искусств |
|
|
Беседы об искусстве | 2,4,6 |
|
История изобразительного искусства | 8,10,12,14 |
|
Пленер | 8,10,12,14,16 |
|
Вариативная часть |
|
|
Скульптура | 8,10,12,14,16 |
|
Цветоведение | 2,4,6 |
|
История искусства (музыкального, театрального, киноискусства) | 14,16 |
|
Программа «Живопись», 9-летний срок обучения
| Продолжительностьучебного года (недель) | Продолжительность учебных занятий (недель) | Каникулы в течение учебного года | Летние каникулы |
1 класс | 39 | 32 | 5 | 13 |
2 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
3 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
4 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
5 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
6 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
7 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
8 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
9 класс | 40 | 33 | 4 | 12 |
Промежуточная аттестация (по полугодиям), 9 класс.
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | |
Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | |
Обязательная часть |
| |
Художественное творчество |
| |
Рисунок |
| 18 |
Живопись |
| 17 |
Композиция станковая | 17 |
|
История искусств |
|
|
История изобразительного искусства | 17 |
|
Пленэр | 18 |
|
Вариативная часть |
|
|
Скульптура | 18 |
|
Программа «Живопись», 5-летний срок обучения
| Продолжительность | Продолжительность учебных занятий (недель) | Каникулы в течение учебного года | Летние каникулы |
1 класс | 39 | 32 | 5 | 13 |
2 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
3 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
4 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
5 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
Промежуточная аттестация (по полугодиям), 5-летний срок обучения
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | |
Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | |
Обязательная часть |
| |
Художественное творчество |
| |
Рисунок | 2,4,6,10 | 8 |
Живопись | 1,3,5,7,9 | 2,4,6,8 |
Композиция станковая | 1,3,5,7,9 | 2,4,6,8 |
История искусств |
|
|
Беседы об искусстве | 2 |
|
История изобразительного искусства | 4,6,8 |
|
Пленэр | 4,6,8,10 |
|
Вариативная часть |
|
|
Скульптура | 4,6,8,10 |
|
Цветоведение | 2 |
|
История искусства | 6,8 |
|
Программа «Живопись», 6-летний срок обучения
| Продолжительность | Продолжительность учебных занятий (недель) | Каникулы в течение учебного года | Летние каникулы |
1 класс | 39 | 32 | 5 | 13 |
2 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
3 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
4 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
5 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
6 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
Промежуточная аттестация (по полугодиям), 6 класс.
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | |
Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | |
Обязательная часть |
| |
Художественное творчество |
| |
Рисунок |
| 11 |
Живопись |
| 11 |
Композиция станковая | 11 |
|
История искусств |
|
|
История изобразительного искусства | 11 |
|
Пленэр | 12 |
|
Вариативная часть |
|
|
Скульптура | 12 |
|
1. 5. Программы учебных предметов (прилагаются).
1. 6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусств.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором
полугодии - по каждому учебному предмету. По решению образовательного
учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценки «5» («отлично») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в полной мере (на 90 – 100%) соответствуют требованиям учебной программы.
Оценки «4» («хорошо») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 70 – 89%), соответствуют требованиям учебной программы, но содержат незначительные упущения и ошибки.
Оценки «3» («удовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 45 – 69%) соответствуют требованиям учебной программы, но содержат упущения и ошибки.
Оценки «2» («неудовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат лишь частично (на 20 – 44%) соответствуют требованиям учебной программы и содержат значительные упущения и ошибки.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
- определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа.
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная),
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
1. 7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ДШИ Подгоренского муниципального района.
Одним из главных результатов проверки знаний и навыков обучающихся является участие в выставках, конкурсах и фестивалях различных уровней.
Тематика самая разнообразная:
- Областной конкурс социально-атинаркотического плаката «Мой мир без наркотиков» (в 2010-2011 учебном году, 1 место заняла учащаяся Смыкунова Юлия)
- IV конкурс изобразительного творчества «Я вижу мир» (в 2010 – 2011 учебном году Дипломантом стала учащаяся Татарская Елена)
- III фестиваль детского и молодежного творчества «Православная Русь» (в 2010 – 2011 учебном году учащийся Ирхин Николай получил диплом III степени и лауреатом конкурса детского рисунка «Я в кругу друзей»)
- Областной детский творческий конкурс «Мой Кольцов» (в 2010 – 2012 учебном году учащаяся Зубащенко Алина получила почетную грамоту за активное участие)
- Областной конкурс рисунков по мотивам народных сказок в рамках Регионального детского фестиваля «Старая, старая сказка» (в 2011 – 2012 учебном году Дипломантом стала учащаяся Амерханова Юлия)
- Творческие отчеты-концерты для родителей, творческие отчеты ДШИ.
Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня стимулирует профессиональный рост преподавателей и творческую активность обучающихся, дает возможность намечать перспективы.
Методическая работа преподавателей ДШИ Подгоренского муниципального района представляет собой систему коллективной и индивидуальной деятельности педагогов учреждения по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, совершенствованию профессионального мастерства.
Направления методической работы:
- работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
- работа Методического совета - коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы педагогов;
- самообразование педагогов, повышение уровня профессиональной квалификации;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и совершенствования их деятельности через различные формы методической деятельности;
- индивидуально-методическая и инновационная деятельность, обобщение опыта работы;
-обновление методической оснащенности и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждения.
- работа над созданием дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, которые определяют содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении.