Предпрофессиональная программа "Фортепиано"

Российская Федерация
 Управление культуры
 
 
 
Муниципальное казенное образовательное учреждение
 
дополнительного образования детей
 
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
 
Подгоренского муниципального района
 
Воронежской области
 
  
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
  
2013 год
«Рассмотрено»
Методическим советом
МКОУДОД ДШИ
Подгоренского муниципального
района Воронежской области
 
______________________
«Утверждаю»
Директор МКОУДОД ДШИ
 
___________Л.А. Подольхова
 
 
 
Разработчик                                       Заведующая фортепианным отделением 
                                                                  МКОУДОД ДШИ Подгоренского
                                                                  муниципального района
                                                                  Воронежской области
                                                                  Хорошун Наталья Васильевна
 
        1. 1     Пояснительная записка. 
Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» разработана МКОУДОД ДШИ Подгоренского муниципального района Воронежской области на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы, а также срокам ее реализации.
 
Общеобразовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ с учетом:
  • обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных     профессиональных     образовательных     программ     среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства «Фортепиано»;
  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
 
Образовательная программа ориентирована на: 
  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Образовательная программа, учитывая возрастные  и   индивидуальные  особенности обучающихся,  направлена на:
  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ДШИ  в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление   в   образовательные   учреждения,   реализующие   основные профессиональные  образовательные  программы   в  области   музыкального  искусства, может быть увеличен на один год.
Образовательное    учреждение    имеет    право    реализовывать программу «Фортепиано»  в сокращенные  сроки,  а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Фортепиано» ДШИ  проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей  - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).
Освоение обучающимися    программы    «Фортепиано»,  разработанной ДШИ  на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой     аттестацией     обучающихся,     проводимой     школой.
       
      1.2.      Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы:
Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных    композиторов,    а    также    созданных    ими    музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения     использовать     полученные     теоретические     знания     при исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а также фортепиано;
  • умения   осмысливать   музыкальные   произведения   и   события   путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков  восприятия  музыкальных  произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Специальность и чтение с листа:
  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Ансамбль:
  • сформированный    комплекс    навыков    и    умений    в    области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений, и     реализацию исполнительского замысла;                                                                         
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
.           Концертмейстерский класс:
  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
  • знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
  • умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
  • умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
  • навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
  • наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
Хоровой класс:
  • знание  начальных    основ хорового  искусства,  вокально-хоровых особенностей       хоровых       партитур,       художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества,  в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
  • сформированные   практические   навыки   исполнения   авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
  • наличие   практических   навыков   исполнения   партий   в   составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма,      художественного      вкуса,      знания      музыкальных      стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,   записывать   музыкальные   построения   средней   трудности   с использованием   навыков  слухового   анализа,   слышать   и   анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • умение   импровизировать   на   заданные   музыкальные   темы или ритмические построения;
  • навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.),
Слушание музыки:
  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих,   в   том   числе   о   музыкальных   инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • умение   проанализировать  и  рассказать   о  своем   впечатлении   от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами  своего  жизненного   опыта  или произведениями  других   видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание    творческих    биографий   зарубежных    и    отечественных композиторов согласно программным требованиям;                         
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений    зарубежных    и    отечественных    композиторов   различных исторических  периодов,  стилей,  жанров  и  форм  от  эпохи барокко  до современности;
  • умение   исполнять   на   музыкальном   инструменте   тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • навыки   по   выполнению   теоретического   анализа   музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств   (изобразительного,   театрального,   киноискусства,   литературы), основные стилистические направления, жанры;
  • знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • сформированные  основы эстетических взглядов,  художественного вкуса,  пробуждение интереса к музыкальному  искусству  и  музыкальной деятельности;
  • умение  в  устной  и письменной форме излагать свои мысли  о творчестве композиторов;
  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • навыки    по    восприятию    музыкального    произведения,    умение выражать   его   понимание   и   свое   к   нему   отношение,   обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
  • знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды,  диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
  • первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
  • умение   осуществлять   элементарный   анализ   нотного   текста   с объяснением   роли   выразительных   средств   в   контексте   музыкального произведения;
  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения    ладовой     системы,     особенностей     звукоряда     (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
        1. 3.      Учебный план.
Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
                                                                                                          Срок обучения - 8 лет
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов
 
Наимено -
вание частей, предметных областей, разделов и учебных предметов
Макси
мальная учебная нагрузка
Самост.
работа
Аудиторные
занятия
Промежу-точная аттестация (по полугодиям)
Распределение по годам обучения
Трудоемкость в часах
Трудоемкость в часах
Групповые
Мелкогрупповые
Индивидуальные
Зачеты, контрольные уроки
Экзамены
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
 
Структура и объем ОП
3999,5-4059
2065-2246
1934,5-2180,5
 
Количество недель аудиторных
занятий
 
32
33
33
33
33
33
33
33
 
Обязательная
часть
3999,5
2065
1934,5
 
Недельная нагрузка в часах
ПО.01.
Музыкальное
исполнительство
2706,5
1588
1118,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПО.01.УП.01.
Специальность и чтение с листа
1777
1185
 
 
592
1,3,5
- 15
2,4,
6…
-14
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
2,5
ПО.01.УП.02.
Ансамбль
330
198
 
132
 
8,10,
14
 
 
 
 
1
1
1
1
 
ПО.01.УП.03.
Концерт-мейстерский
класс
122,5
73,5
 
 
49
12-15
 
 
 
 
 
 
 
1
1/0
ПО.01.УП.04.
Хоровой класс
477
131,5
345,5
 
 
12,14,
16
 
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
ПО.02.
Теория и история
музыки
1135
477
658
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПО.02.УП.01.
Сольфеджио
641,5
263
 
378,5
 
2,4,
…10,
15
12
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
ПО.02.УП.02.
Слушание музыки
147
49
 
98
 
6
 
1
1
1
 
 
 
 
 
ПО.02.УП.03.
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
346,5
165
 
181,5
 
9,11,
13, 15
14
 
 
 
1
1
1
1
1,5
Аудиторная нагрузка по
двум предметным областям
 
 
1776,5
 
 
5
5,5
5,5
7
7,5
7,5
8,5
8/7
Максимальная нагрузка по
двум предметным областям
3841,5
2065
1776,5
 
 
10
10,5
11,5
15
16,5
16,5
20
18/
15,5
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям
 
 
 
32
9
 
 
 
 
 
 
 
 
В.00.
Вариативная часть
82,5
378,5
262,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В.01.УП.01.
Ансамбль
82,5
49,5
 
33
 
16
 
 
 
 
 
 
 
 
1
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части
 
 
2039
 
 
6,5
7
6
7,5
8
8
9
10,5/
9,5
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части
4291
2443,5
2039
 
 
11
11,5
10,5
16
19
19
22,5
24,5/
23,5
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов
 
 
 
37
9
 
 
 
 
 
 
 
 
К.03.00.
Консультации
196
 
196
 
 
Годовая нагрузка в часах
К.03.01.
Специальность
 
 
 
 
62
 
 
6
8
8
8
8
8
8
8
К.03.02.
Сольфеджио
 
 
 
20
 
 
 
 
2
2
2
2
4
4
4
К.03.03.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
 
 
 
10
 
 
 
 
 
 
 
2
2
2
4
К.03.04.
Ансамбль
 
 
 
6
 
 
 
 
 
 
 
2
2
2
 
К.03.05.
Сводный хор
 
 
60
 
 
 
 
4
8
8
8
8
8
8
8
А.04.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях
ПА.04.01.
Промежуточная (экзаменационная)
7
 
 
 
 
 
 
1
1
1
1
1
1
1
 
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
ИА.04.02.01.
Специальность
1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИА.04.02.02.
Сольфеджио
0,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИА.04.02.03.
Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)
0,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебный план
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»                                                                                                        
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов
 
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов
Максимальная учебная нагрузка
Самост.
работа
Аудиторные
занятия
Промежуточная аттестация (по полугодиям)
Распределение по
годам обучения
Трудоемкость в часах
Трудоемкость в часах
Групповые
Мелкогрупповые
Индивидуальные
Зачеты, контрольные уроки
Экзамены
 1 полугодие
 
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
 
Структура и объем ОП
686-752
363-379,5
323-372,5
 
Количество недель
аудиторных занятий
 
16
17
 
Обязательная
часть
686
363
323
 
Недельная нагрузка в часах
ПО.01.
Музыкальное
исполнительство
429
264
 
66
99
 
 
 
 
ПО.01.УП.01.
Специальность
и чтение
с листа
279
198
 
 
99
17
 
3
3
ПО.01.УП.02.
Ансамбль
132
66
 
66
 
18
 
2
2
ПО.02.
Теория и история
музыки
231
99
 
132
 
 
 
 
 
ПО.02.УП.01.
Сольфеджио
82,5
33
 
49,5
 
17
 
1,5
1,5
ПО.02.УП.02.
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
82,5
33
 
49,5
 
17
 
1,5
1,5
ПО.02.УП.03.
Элементарная теория музыки
66
33
 
33
 
17,18
 
1
1
Аудиторная нагрузка по
двум предметным областям
 
 
297
 
 
9
9
Максимальная нагрузка по
двум предметным областям
660
363
297
 
 
19,5
19,5
 
 
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям
 
 
 
6
 
 
 
В.00.
Вариативная часть
66
16,5
49,5
 
 
 
 
В.01.УП.01.
Хоровой класс
66
16,5
49,5
 
 
18
 
1,5
1,5
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части
 
 
346,5
 
 
10,5
10,5
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части
726
379,5
346,5
 
 
21,5
21,5
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов
 
 
 
7
 
 
 
К.03.00
Консультации
26
 
26
 
 
Годовая нагрузка в часах
К.03.01.
Специальность
 
 
 
 
8
 
 
8
К.03.02.
Сольфеджио
 
 
 
4
 
 
 
4
К.03.03.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
 
 
 
4
 
 
 
4
К.03.04.
Ансамбль
 
 
 
2
 
 
 
2
К.03.05.
Сводный хор
 
 
8
 
 
 
 
8
А.04.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях
ИА.04.01.
Итоговая аттестация
2
 
 
 
 
 
 
 
2
ИА.04.01.01.
Специальность
1
 
 
 
 
 
 
 
ИА.04.01.02.
Сольфеджио
0,5
 
 
 
 
 
 
 
ИА.04.01.03.
Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)
0,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
         1. 4.      График образовательного процесса.
 
Программа «Фортепиано», 8-летний срок обучения
 
Продолжительность
учебного года (недель)
Продолжительность учебных занятий (недель)
Каникулы в течение учебного года
(недель)
Летние каникулы
(недель)
1 класс
39
32
5
13
2 класс
39
33
4
13
3 класс
39
33
4
13
4 класс
39
33
4
13
5 класс
39
33
4
13
6 класс
39
33
4
13
7 класс
39
33
4
13
8 класс
40
33
4
12
 
 
Промежуточная аттестация (по полугодиям), 8-летний срок обучения
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов
Промежуточная аттестация (по полугодиям)
 
Зачеты, контрольные уроки
 
Экзамены
Обязательная часть
 
Музыкальное исполнительство
 
Специальность и чтение с листа
1,3,5,7,9,11,13,15 
2,4,6,8,10,12,14 
Ансамбль
8,10,14
14
Концертмейстерский класс
12-15
 
Хоровой класс
12,14,16
 
Теория и история музыки
 
 
Сольфеджио
2,4,6,8,10,14,15 
12
Слушание музыки
6
 
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)  
9-13, 15
14
Вариативная часть
 
 
Ритмика
4
 
Элементарная теория музыки
16
 
Ансамбль
16
 
Дополнительный инструмент
16
 
 
Программа «Фортепиано», 9-летний срок обучения
 

 

Продолжительность
учебного года (недель)
Продолжительность учебных занятий (недель)
Каникулы в течение учебного года
(недель)
Летние каникулы
1 класс
39
32
5
13

2 класс

39
33
4
13
3 класс
39
33
4
13
4 класс
39
33
4
13
5 класс
39
33
4
13
6 класс
39
33
4
13
7 класс
39
33
4
13
8 класс
39
33
4
13
9 класс
40
33
4
12
 
Промежуточная аттестация (по полугодиям), 9 класс.
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов
Промежуточная аттестация (по полугодиям)

Зачеты, контрольные уроки 

Экзамены
Обязательная часть
 
Музыкальное исполнительство
 
Специальность и чтение с листа
17 
 
Ансамбль
18
 
Теория и история музыки
 
 
Сольфеджио
17 
 
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
17
 
Элементарная теория музыки
17,18
 
Вариативная часть
 
 
Хоровой класс
18
 
 
 
            1. 5.      Программы учебных предметов (прилагаются).
             1. 6.      Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся       по      дополнительным       предпрофессиональным образовательным   программам   в  области  искусств.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором
полугодии - по каждому учебному предмету. По решению образовательного
учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценки «5» («отлично») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в полной мере (на 90 – 100%) соответствуют требованиям учебной программы.
Оценки «4» («хорошо») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 70 – 89%), соответствуют требованиям учебной программы, но содержат незначительные упущения и ошибки.
Оценки «3» («удовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 45 – 69%) соответствуют требованиям учебной программы, но содержат упущения и ошибки.
Оценки «2» («неудовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат лишь частично (на 20 – 44%) соответствуют требованиям учебной программы и содержат значительные упущения и ошибки.
            Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
  • определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
  • оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • оценить обоснованность изложения ответа.
 
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная),
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
           
               1.7.      Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ДШИ Подгоренского муниципального района.
Одним из главных результатов проверки знаний и навыков обучающихся является участие в концертах, конкурсах и фестивалях различных уровней. Концертные выступления дают возможность проявить творческие способности, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.
Эта работа включает в себя мероприятия, которые организуются в форме концертов, музыкально – литературных композиций, концертов –  лекций.
Тематика самая разнообразная:
  • вечер романса
  • «Души прекрасные порывы»
  • музыкальная сказка «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко»
  • Песня – душа народа
  • «Подарок маме»
  • конкурсы детского творчества «Под знаком Лиры»
  • музыкально-литературные вечера посвященные творчеству Ф. Листа, Ф. Шопена,       Р. Шумана, Й. Гайдна, А. Гурилева, Д. Кабалевского и т.д.
  • Творческие отчеты-концерты для родителей, творческие отчеты ДШИ.
Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня стимулирует профессиональный рост преподавателей и творческую активность обучающихся, дает возможность намечать перспективы.
Обучающиеся по программе «Фортепиано» принимают участие:
  • в межзональном конкурсе исполнителей на фортепиано  «Юные таланты».
Обучающийся по программе «Фортепиано» Меняйлов Борис получил звание «Дипломант» в межзональном фестивале-конкурсе на фортепиано «Юные таланты»  в 2012 году.
Фортепианный дуэт Ососко Полины и Меняйлова Бориса получил  Диплом II степени на Восьмом Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Москва-Россошь транзит» «Роза ветров 2015» в г.Россошь.
Методическая работа преподавателей ДШИ  представляет собой систему коллективной и индивидуальной деятельности педагогов учреждения по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, совершенствованию профессионального мастерства.
Направления методической работы:
  • работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
  • работа Методического совета - коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы педагогов;
  • самообразование педагогов, повышение уровня профессиональной квалификации;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и совершенствования их деятельности через различные формы методической деятельности;
  • консультативно-информационная работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;
  • индивидуально-методическая и инновационная деятельность, обобщение опыта работы;
  • обновление методической оснащенности и  информационно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждения.
  • работа над созданием дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, которые определяют содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении.