Российская Федерация
Управление культуры
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Подгоренского муниципального района
Воронежской области
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
2013 год
«Рассмотрено» Методическим советом МКОУДОД ДШИ Подгоренского муниципального района Воронежской области ______________________ | «Утверждаю» Директор МКОУДОД ДШИ ___________Л.А. Подольхова |
Разработчик Заведующая фортепианным отделением
МКОУДОД ДШИ Подгоренского
муниципального района
Воронежской области
Хорошун Наталья Васильевна
1. 1 Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» разработана МКОУДОД ДШИ Подгоренского муниципального района Воронежской области на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы, а также срокам ее реализации.
Общеобразовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства «Фортепиано»;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Образовательная программа ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Образовательная программа, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Фортепиано» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).
Освоение обучающимися программы «Фортепиано», разработанной ДШИ на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой школой.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы:
Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а также фортепиано;
- умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- навыков вокального исполнения музыкального текста;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Специальность и чтение с листа:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Ансамбль:
- сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений, и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
. Концертмейстерский класс:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
- умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
- наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
Хоровой класс:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.),
Слушание музыки:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
- знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
1. 3. Учебный план.
Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
Срок обучения - 8 лет
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов | Наимено - вание частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Макси мальная учебная нагрузка | Самост. работа | Аудиторные занятия | Промежу-точная аттестация (по полугодиям) | Распределение по годам обучения | |||||||||||||
Трудоемкость в часах | Трудоемкость в часах | Групповые | Мелкогрупповые | Индивидуальные | Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |||
Структура и объем ОП | 3999,5-4059 | 2065-2246 | 1934,5-2180,5 | Количество недель аудиторных занятий | |||||||||||||||
32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||||||||||
Обязательная часть | 3999,5 | 2065 | 1934,5 | Недельная нагрузка в часах | |||||||||||||||
ПО.01. | Музыкальное исполнительство | 2706,5 | 1588 | 1118,5 | |||||||||||||||
ПО.01.УП.01. | Специальность и чтение с листа | 1777 | 1185 | 592 | 1,3,5 … - 15 | 2,4, 6… -14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | |||||
ПО.01.УП.02. | Ансамбль | 330 | 198 | 132 | 8,10, 14 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
ПО.01.УП.03. | Концерт-мейстерский класс | 122,5 | 73,5 | 49 | 12-15 | 1 | 1/0 | ||||||||||||
ПО.01.УП.04. | Хоровой класс | 477 | 131,5 | 345,5 | 12,14, 16 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||
ПО.02. | Теория и история музыки | 1135 | 477 | 658 | |||||||||||||||
ПО.02.УП.01. | Сольфеджио | 641,5 | 263 | 378,5 | 2,4, …10, 15 | 12 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||||
ПО.02.УП.02. | Слушание музыки | 147 | 49 | 98 | 6 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
ПО.02.УП.03. | Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) | 346,5 | 165 | 181,5 | 9,11, 13, 15 | 14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | ||||||||
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям | 1776,5 | 5 | 5,5 | 5,5 | 7 | 7,5 | 7,5 | 8,5 | 8/7 | ||||||||||
Максимальная нагрузка по двум предметным областям | 3841,5 | 2065 | 1776,5 | 10 | 10,5 | 11,5 | 15 | 16,5 | 16,5 | 20 | 18/ 15,5 | ||||||||
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям | 32 | 9 | |||||||||||||||||
В.00. | Вариативная часть | 82,5 | 378,5 | 262,5 | |||||||||||||||
В.01.УП.01. | Ансамбль | 82,5 | 49,5 | 33 | 16 | 1 | |||||||||||||
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части | 2039 | 6,5 | 7 | 6 | 7,5 | 8 | 8 | 9 | 10,5/ 9,5 | ||||||||||
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части | 4291 | 2443,5 | 2039 | 11 | 11,5 | 10,5 | 16 | 19 | 19 | 22,5 | 24,5/ 23,5 | ||||||||
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов | 37 | 9 | |||||||||||||||||
К.03.00. | Консультации | 196 | 196 | Годовая нагрузка в часах | |||||||||||||||
К.03.01. | Специальность | 62 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||||||
К.03.02. | Сольфеджио | 20 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||
К.03.03. | Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) | 10 | 2 | 2 | 2 | 4 | |||||||||||||
К.03.04. | Ансамбль | 6 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||
К.03.05. | Сводный хор | 60 | 4 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||||||
А.04.00. | Аттестация | Годовой объем в неделях | |||||||||||||||||
ПА.04.01. | Промежуточная (экзаменационная) | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
ИА.04.02. | Итоговая аттестация | 2 | 2 | ||||||||||||||||
ИА.04.02.01. | Специальность | 1 | |||||||||||||||||
ИА.04.02.02. | Сольфеджио | 0,5 | |||||||||||||||||
ИА.04.02.03. | Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) | 0,5 | |||||||||||||||||
Учебный план
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов | Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Максимальная учебная нагрузка | Самост. работа | Аудиторные занятия | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | Распределение по годам обучения | ||||||||
Трудоемкость в часах | Трудоемкость в часах | Групповые | Мелкогрупповые | Индивидуальные | Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | 1 полугодие | 2 полугодие | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||
Структура и объем ОП | 686-752 | 363-379,5 | 323-372,5 | Количество недель аудиторных занятий | ||||||||||
16 | 17 | |||||||||||||
Обязательная часть | 686 | 363 | 323 | Недельная нагрузка в часах | ||||||||||
ПО.01. | Музыкальное исполнительство | 429 | 264 | 66 | 99 | |||||||||
ПО.01.УП.01. | Специальность и чтение с листа | 279 | 198 | 99 | 17 | 3 | 3 | |||||||
ПО.01.УП.02. | Ансамбль | 132 | 66 | 66 | 18 | 2 | 2 | |||||||
ПО.02. | Теория и история музыки | 231 | 99 | 132 | ||||||||||
ПО.02.УП.01. | Сольфеджио | 82,5 | 33 | 49,5 | 17 | 1,5 | 1,5 | |||||||
ПО.02.УП.02. | Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) | 82,5 | 33 | 49,5 | 17 | 1,5 | 1,5 | |||||||
ПО.02.УП.03. | Элементарная теория музыки | 66 | 33 | 33 | 17,18 | 1 | 1 | |||||||
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям | 297 | 9 | 9 | |||||||||||
Максимальная нагрузка по двум предметным областям | 660 | 363 | 297 | 19,5 | 19,5 | |||||||||
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям | 6 | |||||||||||||
В.00. | Вариативная часть | 66 | 16,5 | 49,5 | ||||||||||
В.01.УП.01. | Хоровой класс | 66 | 16,5 | 49,5 | 18 | 1,5 | 1,5 | |||||||
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части | 346,5 | 10,5 | 10,5 | |||||||||||
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части | 726 | 379,5 | 346,5 | 21,5 | 21,5 | |||||||||
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов | 7 | |||||||||||||
К.03.00 | Консультации | 26 | 26 | Годовая нагрузка в часах | ||||||||||
К.03.01. | Специальность | 8 | 8 | |||||||||||
К.03.02. | Сольфеджио | 4 | 4 | |||||||||||
К.03.03. | Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) | 4 | 4 | |||||||||||
К.03.04. | Ансамбль | 2 | 2 | |||||||||||
К.03.05. | Сводный хор | 8 | 8 | |||||||||||
А.04.00. | Аттестация | Годовой объем в неделях | ||||||||||||
ИА.04.01. | Итоговая аттестация | 2 | 2 | |||||||||||
ИА.04.01.01. | Специальность | 1 | ||||||||||||
ИА.04.01.02. | Сольфеджио | 0,5 | ||||||||||||
ИА.04.01.03. | Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) | 0,5 | ||||||||||||
1. 4. График образовательного процесса.
Программа «Фортепиано», 8-летний срок обучения
Продолжительность учебного года (недель) | Продолжительность учебных занятий (недель) | Каникулы в течение учебного года (недель) | Летние каникулы (недель) | |
1 класс | 39 | 32 | 5 | 13 |
2 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
3 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
4 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
5 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
6 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
7 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
8 класс | 40 | 33 | 4 | 12 |
Промежуточная аттестация (по полугодиям), 8-летний срок обучения
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | |
Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | |
Обязательная часть | ||
Музыкальное исполнительство | ||
Специальность и чтение с листа | 1,3,5,7,9,11,13,15 | 2,4,6,8,10,12,14 |
Ансамбль | 8,10,14 | 14 |
Концертмейстерский класс | 12-15 | |
Хоровой класс | 12,14,16 | |
Теория и история музыки | ||
Сольфеджио | 2,4,6,8,10,14,15 | 12 |
Слушание музыки | 6 | |
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) | 9-13, 15 | 14 |
Вариативная часть | ||
Ритмика | 4 | |
Элементарная теория музыки | 16 | |
Ансамбль | 16 | |
Дополнительный инструмент | 16 |
Программа «Фортепиано», 9-летний срок обучения
| Продолжительность учебного года (недель) | Продолжительность учебных занятий (недель) | Каникулы в течение учебного года (недель) | Летние каникулы |
1 класс | 39 | 32 | 5 | 13 |
2 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
3 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
4 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
5 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
6 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
7 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
8 класс | 39 | 33 | 4 | 13 |
9 класс | 40 | 33 | 4 | 12 |
Промежуточная аттестация (по полугодиям), 9 класс.
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Промежуточная аттестация (по полугодиям) | |
Зачеты, контрольные уроки | Экзамены | |
Обязательная часть | ||
Музыкальное исполнительство | ||
Специальность и чтение с листа | 17 | |
Ансамбль | 18 | |
Теория и история музыки | ||
Сольфеджио | 17 | |
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) | 17 | |
Элементарная теория музыки | 17,18 | |
Вариативная часть | ||
Хоровой класс | 18 |
1. 5. Программы учебных предметов (прилагаются).
1. 6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусств.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором
полугодии - по каждому учебному предмету. По решению образовательного
учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценки «5» («отлично») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в полной мере (на 90 – 100%) соответствуют требованиям учебной программы.
Оценки «4» («хорошо») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 70 – 89%), соответствуют требованиям учебной программы, но содержат незначительные упущения и ошибки.
Оценки «3» («удовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 45 – 69%) соответствуют требованиям учебной программы, но содержат упущения и ошибки.
Оценки «2» («неудовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат лишь частично (на 20 – 44%) соответствуют требованиям учебной программы и содержат значительные упущения и ошибки.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
- определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа.
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная),
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
1.7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ДШИ Подгоренского муниципального района.
Одним из главных результатов проверки знаний и навыков обучающихся является участие в концертах, конкурсах и фестивалях различных уровней. Концертные выступления дают возможность проявить творческие способности, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.
Эта работа включает в себя мероприятия, которые организуются в форме концертов, музыкально – литературных композиций, концертов – лекций.
Тематика самая разнообразная:
- вечер романса
- «Души прекрасные порывы»
- музыкальная сказка «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко»
- Песня – душа народа
- «Подарок маме»
- конкурсы детского творчества «Под знаком Лиры»
- музыкально-литературные вечера посвященные творчеству Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, Й. Гайдна, А. Гурилева, Д. Кабалевского и т.д.
- Творческие отчеты-концерты для родителей, творческие отчеты ДШИ.
Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня стимулирует профессиональный рост преподавателей и творческую активность обучающихся, дает возможность намечать перспективы.
Обучающиеся по программе «Фортепиано» принимают участие:
- в межзональном конкурсе исполнителей на фортепиано «Юные таланты».
Обучающийся по программе «Фортепиано» Меняйлов Борис получил звание «Дипломант» в межзональном фестивале-конкурсе на фортепиано «Юные таланты» в 2012 году.
Фортепианный дуэт Ососко Полины и Меняйлова Бориса получил Диплом II степени на Восьмом Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Москва-Россошь транзит» «Роза ветров 2015» в г.Россошь.
Методическая работа преподавателей ДШИ представляет собой систему коллективной и индивидуальной деятельности педагогов учреждения по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, совершенствованию профессионального мастерства.
Направления методической работы:
- работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
- работа Методического совета - коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы педагогов;
- самообразование педагогов, повышение уровня профессиональной квалификации;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и совершенствования их деятельности через различные формы методической деятельности;
- консультативно-информационная работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;
- индивидуально-методическая и инновационная деятельность, обобщение опыта работы;
- обновление методической оснащенности и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждения.
- работа над созданием дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, которые определяют содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении.