«Эффективность урока, как стимул успеха учителя и ученика».
Каждый учитель, избравший своей целью воспитание молодого, подрастающего поколения в личность культурно и духовно образованную, развитую, творчески мыслящую, самодостаточную, стремиться достичь успеха в своей профессиональной учебной деятельности.
Успех – достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.
Успех учителя – это успех ученика. Для учителя успех ученика - это раскрытие его внутреннего (личностного) и внешнего (творческого) потенциала, реализация его настоящих талантов, делающих его лучше, совершенней, а окружающих людей счастливее.
Мощнейшим стимулом (стимул — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие) развития успеха в учебной деятельности учителя и ученика, является проведение эффективного урока.
Что такое урок? Что такое эффективность? И когда проведённый урок можно назвать эффективным?
Урок – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.
Мы знаем два вида обучения: групповое и индивидуальное. При индивидуальном обучении наставник обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп и способности. Групповое обучение предполагает работу наставника, учителя с группой учеников.
«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.
«Достигнуть, добиться каких-то результатов, иметь успех в достижении каких-либо целей» – вот формула эффективности учебного процесса, т.е. урока.
Обоснуем основные критерии (критерий - признак, по которому производится оценка, определение или классификация чего-либо) эффективного урока:
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.
Очевидно, что активировать и поддерживать активную мыслительную деятельность ученика, невозможно без тщательного планирования урока на всех его этапах. Поэтому, огромную роль в построении урока играет профессионализм и личность учителя: его интуиция, наличие психологических знаний, знание предмета, культура общения, владение им ситуацией на уроке, любовь к детям.
Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.
Подбирая формы работы и методы воздействия на ученика, педагог учитывает: уровень его успеваемости, отношение к предмету, темп работы, степень подготовленности, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности.
На уроке используются словесные, наглядные и практические методы воздействия на ученика. Их разнообразие и занимательность (использование презентаций кино- и видеофильмов, создание и решение проблемных ситуаций на уроке) в сочетании с рациональным использованием времени урока, способствует воспитанию у него интереса к изучаемому предмету, повышает активность обучения.
Таким образом, грамотно подобранные методы и формы работы на уроке способствуют его большей эффективности.
Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.
Сопричастность — это ощущение общности с миром.
Сопричастность как качество личности – способность чувствовать себя причастным к какому-либо общему делу, проявлять готовность что-то сделать для общего блага, разделить ответственность за сделанное кем-то другим; стремление сохранить связь с группой, коллективом.
Педагоги знают, что только в состоянии «психологического комфорта» ученик сможет освоить академические знания и раскрыться как личность в ходе образовательного процесса. Поэтому задача педагога выражается в его способности:
создания в классе необходимого климата, при котором все учащиеся будут способны показать себя с лучшей стороны и раскрыть свои потенциальные возможности;
создания ситуации, при которой ученик чувствовал бы свою эмоциональную сопричастность к собственной деятельности и деятельности других;
создания условий безопасности и комфорта, строящихся на базе доверительных межличностных отношений между учителем и учеником, основанных на уважении личности.
Всё это послужит залогом для успешного проведения образовательного процесса, а также повысит его эффективность.
Мотивация познавательной деятельности на уроке.
Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость...
Мощнейшим стимулом для побуждения к познавательной деятельности человека, является интерес. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на врожденной познавательной потребности человека.
Воспитание познавательного интереса у школьников – одна из первостепенных задач педагога. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а его отсутствие - показателем серьезных недостатков в организации обучения.
В своей практике педагоги используют множество приёмов и методов, направленные на формирование познавательных интересов у школьников.
К таким, можно отнести:
прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов;
приём создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни;
метод создания ситуаций познавательного спора;
приём создания проблемных ситуаций;
прием создания ситуаций нравственных переживаний;
приём создания ситуаций успеха.
Мотивы чувства долга и ответственности за обучение у школьников формируются с помощью методов:
разъяснения общественной и личностной значимости обучения;
предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга;
приучения их к выполнению требований;
поощрения их за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;
оперативного контроля над выполнением требований и в необходимых случаях указания на недостатки;
порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отношение к обучению.
Таким образом, применяя все выше изложенные приёмы и методы на уроке, педагог создаёт условия, которые способствуют включению мотивационных центров у школьников, и значительно, усиливают эффективность учебного процесса.
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
Ещё одно важное качество, вызывающее познавательную активность ученика, - развитие у него потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.
Постоянно развиваясь в ученике, потребность превращается в его личностное качество, которое сформировавшись, становится неотъемлемой чертой его характера, и будет необходимо ему в любом другом виде деятельности.
Выделяются 3 этапа формирования самоконтроля:
На 1-ом этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого педагог должен:
показать учащемуся, органическое единство двух процессов - передачу учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;
ознакомить с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
сообщить о способах контроля и цель проведения того или иного вида контроля;
выставляя ту или иную оценку, объяснить ее, исходя из критериев оценивания.
На 2-й этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Хорошим методом воспитания самоконтроля на уроке, является метод взаимопроверки.
На 3-й этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и само коррекцию.
В результате, такого вида деятельности, у учащегося формируется устойчивая потребность:
в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;
к развитию мыслительных и творческих умений;
к пробуждению внутренней инициативы и активизации внутренних сил;
к самоуправлению и само регуляции своей деятельностью;
к управляемости процессом обучения со стороны учителя.
Уже сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий включает единый механизм рефлексивного самоконтроля (основанный на обобщении и анализе промежуточных результатов). С его введением у учащегося повышается ответственность за результаты своего труда и снимается страх перед плохой отметкой.
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей
самопроверкой или взаимопроверкой.
На первом году обучения ученик ещё не имеет навыка самостоятельной работы. Путь его развития - это путь долгого и кропотливого труда у одних, и, и не очень сложного у других, в силу своих индивидуальных способностей. Поэтому, на данном этапе, задача педагога заключается в том, чтобы научить каждого учащегося умению самостоятельно овладевать знаниями, и применять уже имеющиеся, в практической деятельности.
Успешно освоить методы самостоятельной работы, можно только в условиях класса, под чутким руководством и наблюдением учителя, по его заданию, но без непосредственного участия.
Задания, предлагаемые педагогом для самостоятельного выполнения, должны иметь: ясную цель, точную методику выполнения, вызывать интерес у учащегося и учитывать его индивидуальные особенности. Каждое последующее задание должно быть новым по содержанию и форме, иметь исследовательский характер и практическими действиями раскрывать суть рассматриваемого вопроса.
Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учебы.
6. Достижение целей урока.
При подготовке и планировании урока преподаватель ставит определённые цели, как для себя, так и для ученика (образовательные, развивающие, обучающие, воспитывающие). Цель для ученика должна быть посильной, адекватной его возможностям, и учитывающая возрастные и психологические особенности.
Общая цель может дробиться на отдельные задачи, которые решаются в зависимости от форм и методов, применяемых педагогом на уроке. Так как, любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач, точно поставленная цель способствует правильной организации урока, а значит, усиливает его эффективность.
Подводя итог всего выше изложенного, нужно отметить, что судить об эффективности проведённого урока, можно только по его результату.
Если к концу урока, все поставленные педагогом задачи, были выполнены, а все цели - достигнуты, если качество знаний и умений улучшилось, и ученик может применить полученные знания, то такой урок можно считать эффективным. А значит и успех в профессиональной учебной деятельности учителя и ученика уже обеспечен.