Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор в развитии, обучении и воспитании

Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор в обучении и воспитании учащихся ДШИ


Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор в развитии, обучении и воспитании учащихся ДШИ

                                                                «Дети должны жить в мире красоты, 

                                                                 игры, сказки, музыки, рисунка,

                                                                 фантазии, творчества»                            

                                                                                             В.А. Сухомлинский

         Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности.  Характерным признаком человеческой деятельности, необходимой составной частью его развития, неотъемлемым условием успешного существования индивидуума является творчество. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому и виды творческой деятельности бывают такими разными: рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, изобретательство. Через творчество говорит душа человека. Благодаря талантам и затраченным творческим усилиям на свет появляются полные красоты и любви стихи, песни, пейзажи и музыка. В этом и есть истинная радость творчества. Чтобы помочь развить творческие способности ребёнка в Российской Федерации сложилась и развивается система дополнительного образования детей, к которой относятся детские школы искусств. В основе образовательного процесса учреждения лежит работа над приобретением исполнительских навыков, которые находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием личности и раскрытием творческого потенциала.

          В последнее время увеличивается число учащихся с негативным и безразличным отношением к учебной деятельности, наблюдается преждевременное прекращение ими обучения в учреждениях дополнительного образования. В современных условиях большое внимание учёные и педагоги уделяют поиску новых подходов к развитию, воспитанию и обучению в детских школах искусств. В основе образовательного процесса лежит работа над приобретением исполнительских навыков. Помимо учебных программ, которые реализуются и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, мотивирующим фактором является внеклассная и концертная деятельность. Мотивация – это внутреннее или внешнее побуждение к действию ради достижения какого-либо результата. Она является объективным показателем качества образовательных услуг и процесса обучения. Мотивация зависит от форм преподавания, способов работы, организации учебной деятельности.

           Концертная практика – уникальная возможность реализации творческого потенциала учащихся. Каждый учащийся имеет возможность почувствовать себя исполнителем, артистом. Концерт – это публичное выступление – итог всей системы обучения ребенка. Возможность выступить на концерте вызывает у учащихся повышенный интерес. Подготовка к этому мероприятию воспитывает в юном исполнителе такие качества как ответственность, трудолюбие, самоуважение, инициативу, стремление к совершенству.

           Основной контингент обучающихся в ДШИ – это дети школьного возраста, их выбор заняться той или иной творческой деятельностью в целом – спонтанен. Движущая сила, которая приводит их в стены школы – любопытство, возрастной интерес, родительское желание. И общая задача  формирования мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению детского любопытства в зрелую стойкую потребность общения с искусством. Задача школы – воспитывать счастливых детей, поскольку «счастье… – в глубоком переживании расцвета своих духовных сил во имя возвышенной цели – творчества, создающего новый мир». (В. Сухомлинский)

           Как в условиях работы районной школы, когда приходится обучать детей, обладающих разным уровнем способностей, заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах районного и областного уровней, а тем более всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как преподавателю поддержать и развить их заинтересованность? Концертная деятельность. Неважно, будет ли это сцена детской школы искусств или детского сада, сельского или районного дома культуры, главное, чтобы на сцену вышел каждый учащийся и почувствовал себя неотъемлемой частью концерта, нужным и востребованным. Публичное выступление - это богатый, ничем не заменимый опыт, это путь к повышению самооценки детей. Внеклассная работа создает “ситуацию успеха”, помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе репетиций, подготовки к школьным мероприятиям, которые ребенок может выбрать самостоятельно в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.

             Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность внеклассной работы. Она противостоит некоторой “сухости” учебного процесса, где логика учебных занятий грозит привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте.

             Выступления на концертах помогают учащимся научиться владеть собой перед большой аудиторией, справляясь со сценическим волнением, способствуют формированию у юных исполнителей умения дать верную оценку своему выступлению.

             Участие в концерте для начинающего артиста – это всегда праздник, который должен войти в его жизнь ярким событием и остаться в памяти надолго. Концерт – важное средство художественного воспитания, это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, “лекарство” против чувства одиночества и неуверенности.

             Участие во всей этой столь желанной для детей деятельности, обуславливается добросовестностью в отношении к занятиям, активностью в повседневной работе, хорошей успеваемостью. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность зрителей – все это мощный стимул для самоутверждения и самореализации личности ребенка, на что в конечном итоге и направлена вся деятельность детской школы искусств.

           Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге, от признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как полноценного члена общества. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. Участие в конкурсах, фестивалях и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой работы преподавателей. Кроме прочего, этот метод позволяет сохранить контингент учащихся класса, а, соответственно и школы, а значит, является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

           Деятельность преподавателя школы искусств открывает большие возможности влияния на целостное формирование личности ученика.

           Принципы работы преподавателя в детском коллективе:

1.Позитивная атмосфера, которая помогает проявлять взаимопомощь, чувство товарищества, сплочённости. Дружественная атмосфера приводит к хорошим результатам.

2.Всеобщее развитие коллектива. Разучивание того или иного произведения, понимание и воспроизведение. Переживания перед праздниками, концертами, радость от успешного выступления.

3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Дети имеют разные способности и поэтому важно проявить дифференцированный подход, уделить пристальное внимание подбору репертуара.

             Положительным результат будет в том случае, если пение, танец, рисование, игра на музыкальном инструменте вызывает у воспитанников положительные эмоции, а взаимодействия с педагогом будут доверительными, что приведёт к личностно – нравственному росту детей.

             Успех творческого коллектива также зависит от союза семьи, детей и преподавателя. Помощь родителей, их заинтересованность в творческой жизни детей важна для работы школы. В настоящее время, часто можно встретиться с проблемой недостаточного внимания со стороны родителей. Некоторые из них считают необязательным проверять дневник, требовать выполнения домашнего задания, интересоваться успехами или неудачами ребенка, посещать концерты. Нередко ребенок выходит из-под контроля родителей, не учит уроки, пропускает занятия, что приводит к плохим оценкам. В групповых дисциплинах он подводит своих одноклассников, а иногда и вовсе покидает коллектив. Только совместная деятельность родителей и детей сплачивает семью, а так же помогает раскрыть способности узнать что – то интересное для духовного обогащения. А.С. Макаренко писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

               К внеклассной деятельности относятся также совместные посещения культурных центров, оперных и балетных спектаклей, филармоний, музеев, выставочных залов. Учащиеся, видя результат творческой работы в конечном итоге, стараются быть похожими на музыкантов, танцоров, певцов, художников, работу которых они увидели, начинают качественней готовиться к своим урокам, выступлениям. К сожалению, учащимся сельских и районных школ искусств редко удается побывать на таких мероприятиях и выехать в город, но концерты местного уровня учащийся может и должен посещать. Преподаватель может выступить и здесь помощником для своих детей. Он может на уроке дать прослушать ту или иную музыку, песню, показать видео с исполнением оперы или балета, продемонстрировать иллюстрации, посоветовать посмотреть программу на телевидении или в интернете, а затем обсудить впечатления от увиденного в классе – помочь своему ученику стать творческой личностью.
               Изучив научную литературу о творческой деятельности человека, исходя из собственного опыта педагогической работы с детьми, можно сделать вывод, что большое внимание следует уделять вопросу о развитии, прежде всего творческих способностей и формирование потребности в общении с искусством. Полученные знания в детской школе искусств наполняют жизнь ребёнка яркими впечатлениями и радостью творчества. Конечно, не все дети продолжат обучение в высших музыкальных учреждениях, но каждый вырастет хорошим, творческим, духовно богатым человеком. Развитие в ребёнке творца, его воспитание в эстетическом плане, творческий подход к своей жизни, стремление во всём быть самим собой, готовность к изменениям в лучшую сторону, использование своего творческого потенциала – приобретение этих качеств наполнит жизнь смыслом и поможет в дальнейшем быть успешным в любой области деятельности. Конкурсная и концертная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности.