Создание композиции в технике холодного батика

Создание композиции в технике холодного батика


Муниципальное казенное  учреждение
дополнительного образования
«Подгоренская детская школа искусств»


Открытый урок
«Создание композиции в технике холодного батика»


Преподаватель
Остренко Е.В.



пгт.Подгоренский
2016г.

План-конспект открытого урока
Место проведения: «Подгоренская ДШИ»
Преподаватель художественного отделения Остренко Е.В.
Участники: учащиеся  художественного отделения

Тема урока: «Создание композиции в технике холодного батика»
 3 класс

Вид занятия: Изображение на ткани.

Цель урока:  Цвет. Изучение акварельной техники.
Обучающая   - учить техническим приемам в росписи акварельной техники. Учить творчески решать проблемы единства формы и содержания в композиции, используя основные и дополнительные цвета;
Развивающая   - развивать декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании композиции;
Воспитательная  - воспитывать наблюдательность,  интерес к   изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества.
Зрительный ряд:   работы учащихся по батику в разных техниках, фотографии, наглядные пособия, презентация.
Оборудование:  ткань, натянутая на рамку, эскиз, краски по батику, соль, кисть беличья №3, №6, баночки с водой, палитра, салфетки.

                                                  План урока
1.Организационный момент. Подготовка к занятию
2. История развития батика. Сообщение темы урока.
3. Сообщение сведений о материалах и инструментах  для техники «Батик». Кроссворд
4. Беседа о символике цвета и эмоциональном воздействии цвета. Роль    цвета в общем замысле художественного произведения. Игра с цветом. Цвет в декоративной композиции. Основные и дополнительные цвета. Знакомство с акварельной техникой в холодном батике.
      5. Практическая часть
     Последовательность выполнения работы.
         Самостоятельная работа учащихся.
         Создание общего композиционного  строя, с учётом символики цвета.
      6. Физкультминутка.
      7. Продолжение практической работы. Колористическое решение.
 8. Итог урока

                                                                       Ход урока:

1. Организационный момент. Подготовка к занятию

Приветствие. Подготовка рабочего места.

2.  Подведение к теме урока. История развития батика. Сообщение темы урока.

     Преподаватель: за время обучения в этом году вы на уроках прикладного творчества знакомились с росписью.
Вопросы:
Какая это роспись?
Как называется техника, в которой мы работаем на уроках по предмету «Прикладное творчество»?  (история возникновения, сказка)
Что вы знаете о батике? (учащиеся рассказывают стихи о батике)
 А что обозначает слово батик?
 В каких странах развивался батик?
 Как в нашей стране развивался батик?
Какие основные техники росписи по ткани вы знаете?
Что можно сделать из расписанной ткани?  (Стихотворение)  
Что вы выбрали сюжетом своей работы?
 Что такое натюрморт?
     
Преподаватель: Тема сегодняшнего урока – «Создание композиции в технике холодного батика «Натюрморт»
   Наша задача изучить использование акварельной техники на ткани, а также  использовать «солевой эффект». Нам предстоит работа с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.

        3. Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники   «Холодный батик»

 Преподаватель: Давайте отгадаем кроссворд о том, какие нам сегодня понадобятся инструменты для выполнения данной работы?

4.           Беседа о символике цвета и эмоциональном воздействии цвета.
   Роль цвета в общем замысле художественного произведения.   Игра с цветом. Цвет в декоративной композиции.

Преподаватель: Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?
         На классной доске представлена таблица: «Характеристика цвета»
Я вам предлагаю по прилагательным определить цвет.

 «Акварельная техника». Её еще называют «сырым по сырому», и получаемый нежный рисунок, выполненный не на бумаге, а на ткани,  быстро высыхает, деформируется и выполнение всегда дает неожиданный результат, что и притягивает волшебством эффекта.

5.                 Практическая часть.   Последовательность выполнения работы

  Преподаватель: для того, чтобы  начать свою работу над композицией нужно  выбрать тему. Затем  сделать зарисовки мотивов в карандаше, а потом акварелью.
          Переносим  рисунок на ткань и обводим резервирующим составом. Даем рисунку просохнуть.
          Затем увлажняем ткань  сверху вниз, постепенно. Следим за тем, чтобы ткань была увлажнена равномерно. Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом.
         
           Самостоятельная работа учащихся. Создание общего  композиционного строя, с учётом символики цвета. Колористическое решение
          Преподаватель: при нанесении краски нужно поддерживать постоянное увлажнение ткани.
         -Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?
        Ученик: Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму.
         Преподаватель: на более влажные участки ткани наносим соль. Впитывая влагу, соль осветляет участок ткани.
          Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов. Мелкая соль на влажном шелке создает изящную структуру рисунка, для нее типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль создает четкие световые смещения.
          Контролируем получившийся результат от воздействия соли на краски и влагу. На переходных участках хорошо прослеживаются основные цвета и основные краски. Очертания узоров можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если разместить ее на шелке в определенном порядке и затем осторожно нанести краску между кристаллами. Типичными для такого метода являются цветовые смещения, вызванные различной степенью растекаемости отдельных красок, в сочетании с четкими контурами.
          Сушим работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана именно с применением соли или мочевины».

      6.  Физкультминутка
    

     7. Продолжение практической работы

Преподаватель: Что вы узнали о свойствах соли?
Акварельная техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих цветовые сочетания.
        Преподаватель:  Как пишут в акварельной технике?
          Ученик: В акварельной технике пишут «сырым по сырому». 
  Преподаватель: Предлагаю вам увлажнить кистью натянутую поверхность ткани.
Это не значит, что поверхность шелка должна быть покрыта лужами воды. Просто он должен быть хорошо пропитан. На влажном шелке краска растекается равномерно. Получается плавный переход от одного цветового тона к другому. Если какой либо участок на ткани, необходимо высветлить, берем маленький фрагмент губки и высветляем  нужный участок круговыми движениями. Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие границ. При полном высыхании шелка делаем различные акценты.
    

     8. Итог урока
      При выполнении композиции в технике «холодного батика» отличительной особенностью является колористическое разнообразие.  Здесь используется бесчисленное множество сочетания оттеночных смешиваний красок.   Практическая значимость техники «холодного батика»  многофункциональна. Эту технику можно использовать при оформлении  картин, платков, штор, наволочек, блуз, платьев.


Методическая литература
Г. Терешина «Батик своими руками» Москва АСТ-ПРЕСС
Ю. Давыдова «Роспись по шелку» Ростов -на -Дону Феникс, 2005
Н. Ростовцев «Рисунок, живопись, композиция» Москва «Просвещение» ,1989
А.  Секачева «Рисунок и живопись» Москва, 1983
М. Иваницкий «Школа изобразительного искусства» издательство «Изобразительное искусство», 1989