Аннотация к предпрофессиональной программе «Фортепиано»

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

Данная программа разработана на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», с учётом современных требований. Программа рассчитана на детей, имеющих определённую степень музыкальной одарённости, подготовки и общего развития.

Общеобразовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ с учетом:

  • обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных     профессиональных     образовательных     программ     среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства «Фортепиано»;
  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Образовательная программа ориентирована на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей  знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ДШИ  в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей,  планирующих поступление   в   образовательные   учреждения,   реализующие   основные профессиональные  образовательные  программы   в  области   музыкального  искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное    учреждение    имеет    право    реализовывать программу «Фортепиано»  в сокращенные  сроки,  а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

При приеме на обучение по программе «Фортепиано» ДШИ  проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей  - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).

Освоение обучающимися    программы    «Фортепиано»,  разработанной ДШИ  на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой     аттестацией     обучающихся,     проводимой     школой.

Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных    композиторов,    а    также    созданных    ими    музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения     использовать     полученные     теоретические     знания     при исполнительстве музыкальных произведений на фортепиано;
  • умения   осмысливать   музыкальные   произведения   и   события   путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков  восприятия  музыкальных  произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков записи музыкального текста по слуху.

Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам должны отражать:

Специальность и чтение с листа:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

Ансамбль:

  • сформированный    комплекс    навыков    и    умений    в    области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений, и     реализацию исполнительского замысла;       
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта)  отечественных и зарубежных композиторов;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

            Концертмейстерский класс:

  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
  • знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
  • умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
  • умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
  • навыки по разучиванию с солистом его репертуара.

Хоровой класс:

  • знание  начальных    основ хорового  искусства,  вокально-хоровых особенностей       хоровых       партитур,       художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества,  в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
  • наличие   практических   навыков   исполнения   партий   в   составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

Сольфеджио:

  •  сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма,      художественного      вкуса,      знания      музыкальных      стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,   записывать   музыкальные   построения   средней   трудности   с использованием   навыков  слухового   анализа,   слышать   и   анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.)

Слушание музыки:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих,   в   том   числе   о   музыкальных   инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • умение   проанализировать  и  рассказать   о  своем   впечатлении   от прослушанного музыкального произведения.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание    творческих    биографий   зарубежных    и    отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений    зарубежных    и    отечественных    композиторов   различных исторических  периодов,  стилей,  жанров  и  форм  от  эпохи барокко  до современности;
  • умение   исполнять   на   музыкальном   инструменте   тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • навыки   по   выполнению   теоретического   анализа   музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • сформированные  основы эстетических взглядов,  художественного вкуса,  пробуждение интереса к музыкальному  искусству  и  музыкальной деятельности;
  • умение  в  устной  и письменной форме излагать свои мысли  о творчестве композиторов;
  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения.