Формы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио

ГБОУ ДПО ВО
«Учебно-методический центр сферы культуры и искусства»


Областной конкурс методических работ преподавателей сольфеджио и ритмики


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Подгоренская детская школа искусств»



 Урок  (учебное занятие)
«Формы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио»
                                     
  

                                                                    Преподаватель  сольфеджио    
                                                                            Абросимова Ольга Ивановна
  
2018г.


Пояснительная записка

Урок сольфеджио направлен на развитие интонационного и гармонического слуха, раскрытие музыкальных и творческих задатков учащихся и умения применять полученные знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности.

Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления учащихся на уроке сольфеджио может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи. При этом основными, определяющими формами работы являются: сольфеджирование, слуховой анализ, творческие задания, музицирование, анализ музыкальных произведений. Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими  навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся,  вырабатывает сознательное отношение к изучаемым  музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач  на уроке  сольфеджио является выработка у учащихся звуковых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых  необходимы для успешной исполнительской практики.


1. Возраст обучающихся- 11-12 лет, 4 класс  

2.Название реализуемой образовательной программы: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств.

3. Цели и задачи представленной работы: урока (учебного занятия), учебно-методического пособия


Цель:

- закрепление навыков работы над развитием гармонического слуха и  развитие творческих навыков учащихся;

-осмысленное восприятие звучащей мелодии и интонационно чистое ее воспроизведение;

-развитие ощущения чувства лада, тяготения звуков при разрешении, окраски мажора минора;

-восприятие функциональных гармонических связей.

Задачи:

Обучающие:

-Повторение и закрепление основных закономерностей  гармонического языка;

- закрепление теоретических правил построения аккордов


  Развивающие:  

- развитие умения осуществлять гармонический  анализ  нотного текста;

- развитие владения навыками жанрового варьирования;

-  развитие навыков  2-х и 3-х- голосного пения;

- развитие творческих навыков в сочинении мелодии на текст;

 -развитие  способностей  в подборе аккомпанемента.


 Воспитывающие:

- воспитание сознательности;

- воспитание творческой активности;

- повышение исполнительской грамотности учащихся    

        


4. Оборудование: фортепиано; доска с магнитами,   набор плакатов с правилами,  карточки с аккордами


Нотный материал: Е. Давыдова. Сольфеджио 4 класс; Г. Калинина Рабочая тетрадь по сольфеджио 4 класс;  Г.Фридкин  Чтение с листа.


                           

           План урока

Организационный момент.

Повторение теоретических основ   построения аккордов с использованием плакатов

Ладо-интонационная работа  в тональности Миь мажор

Игра аккордов  в различной фигурации.

Слуховая работа-запись аккордовой цепочки на слух.

Пение 3х голосной последовательности.

Пение сольфеджио мелодии:  И.Дунаевский «Веселый ветер»   с аккомпанементом.

Транспонирование в тональность Миь мажор (на б2  вниз)

Игра жанровых вариаций: вальс, полька, марш.

Чтение с листа№ 22 (5 кл. Е. Давыдова)

Анализ гармонии по нотному тексту:  А.Грибоедов «Вальс»

Сочинение мелодии на стихи  подгоренской поэтессы В.Бод  «Василек»,               «Душистый горошек».

Вокальная импровизация мелодии  под аккомпанемент педагога  на стихотворение  В.Бод «Весна».

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание.

                                     Ход урока

1. Организационный момент

     Подготовка тетрадей, раздаточного материала, нотных примеров 


  2.  Повторение теоретических основ   построения аккордов с использованием плакатов

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним: что такое гармония?

Учащиеся:

-Это аккорды, последовательности аккордов, цепочки аккордов.

Преподаватель:

 Что такое аккорд?

Учащиеся:

-Аккорд-это сочетание 3-х и более звуков, расположенных по терциям или  которые могут быть расположены по терциям.

Преподаватель:

- Какие вы знаете аккорды?

Учащиеся:

-Трезвучие, септаккорд.

Преподаватель:

- Какие аккорды состоят  из 3-х звуков?

Учащиеся:

-Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Преподаватель:

-А теперь скажите, какие трезвучия главные  и покажите их на плакате

(учащаяся показывает главные трезвучия с обращением, называет ступени, на которых они строятся: Т53 на I ступени, Т6 на III ступени, Т64 на V ступени; S53- на IV ступени, S6 –на VI ступени,  S64- на I ступени; Д53 – на V ступени, Д6- на VII ступени, Д64- на II ступени.

-учащаяся играет главные трезвучия с обращением в Миь мажоре и пропевает звуками  и названием трезвучий: « миь, соль, сиь, тоническое трезвучие; соль сиь миь – тонический секстаккорд» и т.д.

Преподаватель:

-Покажите на плакате « краску» побочных трезвучий  в мажоре.

Учащиеся:

На 2-й,3-й,6-й ступенях - минорные трезвучия, а на 7-й ступени - уменьшенное трезвучие.

Учащаяся играет данные трезвучия в Миь мажоре и пропевает звуками и названием трезвучия  (фа, ляь, до-минорное трезвучие 2-й ступени) и т.п.

Преподаватель:

- Какие септаккорды вы знаете,  покажите их на плакате?

Учащийся:

-Малый мажорный на V ступени, малый минорный - на II, III, VI ступенях, Малый с ум5 на VII ступени,  Уменьшенный септаккорд на VII ступени в гармоническом мажоре и миноре, Большой  мажорный на I  и IV ступенях, Большой минорный в гармоническом мажоре на IV ступени ; Большой с ув5 – на VI ступени в гармоническом мажоре.

Учащаяся играет септаккорды в Миь мажоре, пропевает звуки и название септаккорда;

Преподаватель:

-Что такое плавное голосоведение в трезвучиях и их обращениях?

Учащиеся:

-Трезвучия применяются в обращении. Общие звуки аккордов остаются на месте.

Преподаватель:

-Постройте аккордовые последовательности в Миь мажоре: Т5/3,  Д6/4, Т6,  S, 63, T6/4, S6, D5/3, D6, T5/3                                                                                               Задание по «Рабочей тетради» Г.Калинина 4 кл., стр.24

- Допишите звуки в аккордах с 24.(8) 4 кл. « Рабочая тетрадь» Г Калинина.


3. Ладо-интонационная работа  в тональности Миь мажор.

 Игра и пение главных трезвучий (приложение 1)

Преподаватель:

-Мы с вами  повторили теорию, теперь переходим к вокально-интонационной работе:

1) Учащиеся поют устойчивые ступени и  их опевание по столбице, затем педагог поет устойчивые ступени, а учащиеся 2-хголосно неустойчивые с разрешением в тональности Миь мажор (по плакату).

2) Пение гаммы Миь мажор в размере 3/8 с дирижированием.

3)Пение гаммы Миь мажор 2-хголосно в терцию в размере 4/4

4) Пение гаммы Миь мажор 2-хголосно в кварту;

5)Пение гаммы Миь мажор в квинту;

6)Пение гаммы Миь мажор в сексту.

4. Игра и пение аккордов в размере 4/4 в различной фигурации

Пение  с игрой главных трезвучий с обращением в  тональности Миь мажор.


5.  Пение трехголосной последовательности – каданса

T5/3-S6/4-D6-T5/3 учащиеся поют 3-х голосно методом наслоения голосов от основания к вершине.

6.Чтение с листа «Украинская песня» (№22)

Преподаватель:                       

 Начнем  анализ  построения периода:

Учащиеся:

- Период повторного строения с вариантными изменениями;  мелодическое  движение мелодии следующее:1такт-Т5/3, 2такт-Д7, 3такт-Т5/3, 4такт-Д5/3, 5такт-Т5/3, 6такт-Т5/3, 7такт-Д6/5, 8такт-Т. 

Преподаватель:

-Теперь споем с дирижированием; с ритмическим аккомпанементом; с игрой аккордов  в ритме польки.                           


7. Слуховая работа-запись аккордовой цепочки на слух.

 Преподаватель:

Запишите аккордовую  последовательность в тональности  Миь мажор: (педагог играет) T5/3-D6-v/53-///6-S5/3-K64-D6-T5/3.

-Сначала записываем бас;  потом обозначения аккордов на данных ступенях; затем пишем нотами и поем  3х-голосно.

-Запишите на доске,  какие ступени я играю в басовой партии;

-Теперь покажите на плакате,  какие аккорды на них строятся,  и постройте их;

-Сыграйте аккорды на инструменте и спойте.


8. Пение сольфеджио мелодии:  И.Дунаевский «Веселый ветер»

Преподаватель:

-Спойте мелодию И. Дунаевского «Веселый ветер» без  аккомпанемента в  тональности Фа мажор;

Учащиеся поют с дирижированием на 4/4  № 42 (Давыдова 4 кл.)


9. Транспонирование мелодии  И.Дунаевского «Веселый ветер» в тональность Миь мажор (на б2  вниз) с аккомпанементом

Преподаватель:

Транспонируем  мелодию И. Дунаевского «Веселый ветер»  в тональность Миь мажор и споем ее  с аккомпанементом; учащаяся играет аккомпанемент и анализирует аккорды.

Учащаяся:

-В аккомпанементе я использовала следующие аккорды: Т64, Д7 (в Миь  мажоре) и модуляция через Д7 к тональности 3-й ступени параллельную доминанте -t53в соль минор.


10. Игра жанровых вариаций: вальс, полька, марш

Преподаватель:

-Назовите, чем отличаются жанры в музыке?

Учащиеся:

-Размером и ритмом. Вальс-3/4 или 3/8 размер; Полька-2/4 размер и марш 2/4 или 4/4.

Учащиеся играют по очереди вариации на заданную тему в различных жанрах.

11.  Анализ гармонии по нотному тексту:  А. Грибоедов «Вальс» (приложение 2)

Преподаватель исполняет Вальс А. Грибоедова

Преподаватель: вальс Грибоедова позволит нам закрепить знания по освоению гармонии;

- Анализируем аккорды по нотному тексту. Определите тональность, вид периода.

Учащаяся:

-Тональность ми минор и дважды гармонический(7-й такт). Данный период однотональный, повторного строения с 2-мя вольтами.

Учащийся:

-В 1-й фразе в аккомпанементе-t 6, а во 2й фразе звучит вопрос-Д6.

Учащийся:

-В следующей фразе  звучит t6/4,малый септаккорд 2-й ступени (М7) иУм7 на 4й повышенной ступени (дважды гармонический минор). В 1-й вольте каданс-t 6/4-Д5/3- половинный; во второй вольте  каданс – Д6-t 5/3 полный совершенный.

Преподаватель:

-Назовите какие:

  Красочные аккорды использует композитор в гармонии?

Учащаяся:

-Д5/3:

Малый септаккорд  II ступени, Уменьшенный септаккорд IV  ступени

(дважды гармонический минор +IV ступень).

Преподаватель:

-Теперь проанализируйте  мелодию вальса. Она основана на движении по трезвучиям.

Учащаяся:

-1я фраза : м2 и нисходящее движение по t 5/34

Учащаяся:

-2я фраза: б2 и нисходящее движение по Ум5/3 -7й ступени, ум5, движение по неполному Д7;

Учащаяся:

-3я фраза: б2, нисходящее движение по t6/4; м2, нисходящее движение по уменьшенному секстаккорду 2й ступени (через ув4);

Учащаяся:

-4я фраза: б2, Ум квартсекстаккорд 6-й ступени (с ув4),б3,б7,ч8;

Учащаяся:

-2я вольта: м2,Д6/4 нисходящее движение с разрешением в тонику.


12. Сочинение на стихи В.Бод «Василек», «Душистый горошек» (приложение 3,4)

Играет учащийся,  подпевают все, импровизируют подголосок.

Учащийся  анализирует,  какие септаккорды используются  в аккомпанементе (I, II ступени  и Д7)


13. Импровизация мелодии  под аккомпанемент педагога  на стихотворение  В.Бод «Весна» (приложение 5)

Учащиеся поют по очереди, каждый импровизирует  свою мелодию под  аккомпанемент педагога.


14.  Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.

Участники: все  учащиеся.

Проведение: преподаватель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, достигнута ли цель урока.

Преподаватель:

-На уроке мы повторили теорию о правилах построения аккордов в мажоре, закрепили  навыки игры аккомпанемента, используя творческие задания, показали навыки дирижирования в разных размерах, вокально-интонационные навыки и умение анализировать. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно.

15. Домашнее задание.

Построить аккордовые последовательности в  указанных тональностях «Рабочая тетрадь» Г.Калинина 4 кл. стр. 23(7 а-в); досочинить мелодию песни на стихи С.Эйдлина,  используя движение по Д7 (стр.30); №135,137 (4кл. Давыдова),  петь с дирижированием.