Основные направления в работе с ансамблем

Муниципальное казенное  учреждение
дополнительного образования
«Подгоренская детская школа искусств»





Открытый урок
«Основные направления в работе с ансамблем»

                                     
  

Преподаватель
Чехов В.Г.



пгт.Подгоренский
2016г.


План-конспект открытого урока


Место проведения: «Подгоренская ДШИ»

Преподаватель отделения народных инструментов Чехов В.Г.

Участники: учащиеся отделения народных инструментов

 Тема урока:   «Основные направления в работе с ансамблем»

   Цель урока: использование  приобретенных навыков и умений при изучении музыкальных произведений

  Задачи урока:

-образовательные: совершенствовать  навыки исполнения ансамблевой игры; 

-развивающие: развитие творческих способностей учащихся, развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения;

-воспитательные: прививать любовь к музыкальной культуре, воспитание внимания, усидчивости

 Форма урока: групповой

 Технические средства: баяны, аккордеоны

План урока

 Вступительная беседа

1. Организационный момент

2. Упражнения в унисон

3. Упражнения аккордовой фактуры

4. Игра упражнений на отработку динамических оттенков

5. Игра гаммообразных упражнений (трехголосные  на legato)

6. Работа над упражнениями из пьес: Р.Шуман «Колыбельная куклы», Марш Преображенского полка

7. Использование  приобретенных навыков и умений при изучении музыкальных произведений (аранжировка Чехова В.Г.):                    «Полно, вам снежочки» (походная песня кубанских и терских казаков),  «Валенки» (русская народная песня)

8. Исполнение учащимися музыкальных произведений А. Доренский «Веселое настроение», А. Куклин «Прыг-скок»

9. Итог урока

Ход урока

Вступительная беседа

1) Оргмомент                               

2) Упражнения в унисон

Упражнение на ноте «до» в разных октавах в унисон: I аккордеон  до 1 октавы, II баян до 2 октавы, III аккордеон до 3 октавы, IV баян до малой октавы, баян бас до большой октавы. Играем на различные динамические оттенки: пиано, меццофорте, крещендо - диминуэндо.

3) Упражнения аккордовой фактуры

Упражнение на аккорд: до, ми, соль, до – до бас.

4) Игра упражнений на отработку динамических оттенков

Играем  на пиано меццофорте, крещендо, диминуэндо.

Упражнения №1, №2, №3, №4

5) Игра гаммообразных упражнений (трехголосные  на legato)

Упражнения №1: Гамма до мажор на трехголосие

Упражнение №2: Гамма до мажор с аккордовым изложением на легато

6) Работа над упражнениями из пьес: Р.Шуман  «Колыбельная кукле», Марш Преображенского полка.

 Р.Шуман «Колыбельная кукле». Размер 2/4. Регистр для аккордеонов (одноголосный). Обратить  внимание на характер, выразительное исполнение. Синхронность достигается в процессе работы.

 «Марш Преображенского полка». Размер 4/4. Обратить внимание на характер произведения, ритм, темп, регистр аккордеонов (унисонный).

 7. Использование  приобретенных навыков и умений при изучении музыкальных произведений (аранжировка Чехова В.Г.):  «Полно, вам снежочки» (походная песня кубанских и терских казаков),  «Валенки» (русская народная песня)

Работа над походной песней кубанских и терских  казаков «Полно вам, снежочки». Пьеса на пятиголосие (все партии для ансамбля расписаны преподавателем Чеховым В.Г.)  Размер 4/4. Темп «бодро». Обратить внимание на синхронность исполнения I баяна и I аккордеона (I аккордеон исполняет основную мелодию, I баян – мелодию в вариационной форме), аккомпанемент с баяном бас синхронность исполнения 1 доли и чувство ритма на счет «и», окончание 1 вольты,  синхронность исполнения двухголосия I аккордеона с баяном бас.

Работа над р.н.п. «Валенки». Пьеса на пятиголосие  (все партии для ансамбля расписаны преподавателем Чеховым В.Г.)  Размер 4/4. В этой пьесе сочетаются все факторы: синхронность, ритм, темп, ускорение темпа, выразительность.

8. Исполнение учащимися музыкальных произведений А. Доренский «Веселое настроение», А. Куклин «Прыг-скок»

 Исполнение дуэтом А.Доренский «Веселое настроение», А.Куклин «Прыг-скок».

9.  Итог урока

Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты: четкость и ясность поставленных задач; разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей детей; активизация слухового контроля; развитие мышления.



Методическая литература:

1. Г.Беляев Славянские мотивы. Учебные пособия для ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс», 2015.

2. В.Шрамко Класс ансамбля баянов (аккордеонов) Хрестоматия ДМШ. Санкт-Петербург, 2015.

3. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Выпуск 10. Составители А.Судариков и А.Талакин. Изд. «Композитор», 1993.