План-конспект открытого урока
Место проведения: «Подгоренская ДШИ»
Преподаватель отделения народных инструментов Чехов В.Г.
Участники: учащиеся отделения народных инструментов
Тема урока: «Основные направления в работе с ансамблем»
Цель урока: использование приобретенных навыков и умений при изучении музыкальных произведений
Задачи урока:
-образовательные: совершенствовать навыки исполнения ансамблевой игры;
-развивающие: развитие творческих способностей учащихся, развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения;
-воспитательные: прививать любовь к музыкальной культуре, воспитание внимания, усидчивости
Форма урока: групповой
Технические средства: баяны, аккордеоны
План урока
Вступительная беседа
1. Организационный момент
2. Упражнения в унисон
3. Упражнения аккордовой фактуры
4. Игра упражнений на отработку динамических оттенков
5. Игра гаммообразных упражнений (трехголосные на legato)
6. Работа над упражнениями из пьес: Р.Шуман «Колыбельная куклы», Марш Преображенского полка
7. Использование приобретенных навыков и умений при изучении музыкальных произведений (аранжировка Чехова В.Г.): «Полно, вам снежочки» (походная песня кубанских и терских казаков), «Валенки» (русская народная песня)
8. Исполнение учащимися музыкальных произведений А. Доренский «Веселое настроение», А. Куклин «Прыг-скок»
9. Итог урока
Ход урока
Вступительная беседа
1) Оргмомент
2) Упражнения в унисон
Упражнение на ноте «до» в разных октавах в унисон: I аккордеон до 1 октавы, II баян до 2 октавы, III аккордеон до 3 октавы, IV баян до малой октавы, баян бас до большой октавы. Играем на различные динамические оттенки: пиано, меццофорте, крещендо - диминуэндо.
3) Упражнения аккордовой фактуры
Упражнение на аккорд: до, ми, соль, до – до бас.
4) Игра упражнений на отработку динамических оттенков
Играем на пиано меццофорте, крещендо, диминуэндо.
Упражнения №1, №2, №3, №4
5) Игра гаммообразных упражнений (трехголосные на legato)
Упражнения №1: Гамма до мажор на трехголосие
Упражнение №2: Гамма до мажор с аккордовым изложением на легато
6) Работа над упражнениями из пьес: Р.Шуман «Колыбельная кукле», Марш Преображенского полка.
Р.Шуман «Колыбельная кукле». Размер 2/4. Регистр для аккордеонов (одноголосный). Обратить внимание на характер, выразительное исполнение. Синхронность достигается в процессе работы.
«Марш Преображенского полка». Размер 4/4. Обратить внимание на характер произведения, ритм, темп, регистр аккордеонов (унисонный).
7. Использование приобретенных навыков и умений при изучении музыкальных произведений (аранжировка Чехова В.Г.): «Полно, вам снежочки» (походная песня кубанских и терских казаков), «Валенки» (русская народная песня)
Работа над походной песней кубанских и терских казаков «Полно вам, снежочки». Пьеса на пятиголосие (все партии для ансамбля расписаны преподавателем Чеховым В.Г.) Размер 4/4. Темп «бодро». Обратить внимание на синхронность исполнения I баяна и I аккордеона (I аккордеон исполняет основную мелодию, I баян – мелодию в вариационной форме), аккомпанемент с баяном бас синхронность исполнения 1 доли и чувство ритма на счет «и», окончание 1 вольты, синхронность исполнения двухголосия I аккордеона с баяном бас.
Работа над р.н.п. «Валенки». Пьеса на пятиголосие (все партии для ансамбля расписаны преподавателем Чеховым В.Г.) Размер 4/4. В этой пьесе сочетаются все факторы: синхронность, ритм, темп, ускорение темпа, выразительность.
8. Исполнение учащимися музыкальных произведений А. Доренский «Веселое настроение», А. Куклин «Прыг-скок»
Исполнение дуэтом А.Доренский «Веселое настроение», А.Куклин «Прыг-скок».
9. Итог урока
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты: четкость и ясность поставленных задач; разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей детей; активизация слухового контроля; развитие мышления.
Методическая литература:
1. Г.Беляев Славянские мотивы. Учебные пособия для ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс», 2015.
2. В.Шрамко Класс ансамбля баянов (аккордеонов) Хрестоматия ДМШ. Санкт-Петербург, 2015.
3. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Выпуск 10. Составители А.Судариков и А.Талакин. Изд. «Композитор», 1993.