Предпрофессиональная программа "Народные инструменты"

Российская Федерация
 
Управление культуры
  
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
 Детская школа искусств

Подгоренского муниципального района
 Воронежской области
 
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»
 
  
 
2013 г.
 
Рассмотрено
Методическим советом
МКОУДОД ДШИ
Подгоренского муниципального района
 
30.01.2013 г.
 
Утверждаю
Директор Подольхова Л.А.
 
____________________
 
 
30.01.2013 г.
  
Разработчик:                                            Заведующая отделением народных инструментов МКОУДОД ДШИ Подгоренского муниципального района
Титова Антонина Ивановна
 
 
             1.1    Пояснительная записка.
 Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» разработана МКОУДОД ДШИ Подгоренского муниципального района  на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы, а также срокам ее реализации.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ Подгоренского муниципального района  с учетом:
  • обеспечения преемственности программы «Народные инструменты» и основных     профессиональных     образовательных     программ     среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства «Народные инструменты»;
  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Образовательная программа ориентирована на:
  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Образовательная программа, учитывая возрастные  и   индивидуальные  особенности обучающихся, в направлена на:
  • создание условий для художественного  образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;                
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры па одном из народных инструментах (баяне, аккордеоне, балалайке, домре, гуслях, гитаре) позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
  • приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям оркестров народных и (или) национальных инструментов;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ  в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ  в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление   в   образовательные   учреждения,   реализующие   основные профессиональные  образовательные  программы   в  области   музыкального  искусства, может быть увеличен на один год. 
Образовательное    учреждение    имеет    право    реализовывать программу «Народные инструменты»  в сокращенные  сроки,  а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ. 
При приеме на обучение по программе «Народные инструменты» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей  - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на народном или национальном инструменте.
Освоение обучающимися    программы    «Народные    инструменты»,  разработанной ДШИ на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой     аттестацией     обучающихся,     проводимой     школой. 

1. 2.      Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы:
Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
  • знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения    грамотно    исполнять    музыкальные    произведения    соло,    в ансамбле/оркестре на народном инструменте;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном инструменте;
  • умения    самостоятельно    преодолевать   технические   трудности    при разучивания    несложного    музыкального    произведения    на    народном инструменте;
  • умения создавать   художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном инструменте;
  • навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • навыков  импровизации  на народном  инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном инструменте и на фортепиано;
  • навыков подбора по слуху;
  • первичных   навыков   в   области   теоретического   анализа   исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых);
в области теории и истории музыки: 
  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных    композиторов,    а    также    созданных    ими    музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения     использовать     полученные     теоретические     знания     при исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а также фортепиано;
  • умения   осмысливать   музыкальные   произведения   и   события   путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков  восприятия  музыкальных  произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
  • знания основного сольного репертуара для народного инструмента;
  • знания   ансамблевого   и   оркестрового   репертуара   для   народных   инструментов;
  • знания    различных    исполнительских    интерпретации    музыкальных произведений;
  • умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре   на   достаточном   художественном   уровне   в   соответствии   со стилевыми особенностями;
  • навыков подбора по слуху;
в области теории и истории музыки: 
  • первичные   знания   в   области   основных   эстетических   и   стилевых направлений в  области  музыкального, изобразительного, театрального  и киноискусства;
  • первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов  изложений  музыкального  материала,  умения  осуществлять построение     интервалов     и     аккордов,     группировку     длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
  • умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
  • навыков восприятия современной музыки.
Результаты освоения программы «Народные инструменты» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Специальность:
  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности народного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание репертуара для народного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
  • знание  художественно-исполнительских   возможностей народного инструмента;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • навыки   по    воспитанию   слухового   контроля,   умению   управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки  по   использованию  музыкально-исполнительских  средств выразительности,     выполнению      анализа     исполняемых     произведений, владению  различными   видами  техники  исполнительства,  использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие     музыкальной     памяти,     развитого     мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие   навыков   репетиционно-концертной   работы   в   качестве солиста.
Ансамбль:
  • сформированный    комплекс    навыков    и    умений    в    области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений, и     реализацию исполнительского замысла;                                                                                                                         
  • знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Фортепиано:
  • знание   инструментальных   и   художественных   особенностей   и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Хоровой класс:
  • знание  начальных    основ хорового  искусства,  вокально-хоровых особенностей       хоровых       партитур,       художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
  • сформированные   практические   навыки   исполнения   авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
  • наличие   практических   навыков   исполнения   партий   в   составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма,      художественного      вкуса,      знания      музыкальных      стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,   записывать   музыкальные   построения   средней   трудности   с использованием   навыков  слухового   анализа,   слышать   и   анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение   импровизировать   на   заданные   музыкальные   темы или ритмические построения;
  • навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.),
Слушание музыки:
  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих,   в   том   числе   о   музыкальных   инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • умение   проанализировать  и  рассказать   о  своем   впечатлении   от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами  своего  жизненного   опыта  или произведениями  других   видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание    творческих    биографий   зарубежных    и    отечественных композиторов согласно программным требованиям;                                                                                                                                                                          
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений    зарубежных    и    отечественных    композиторов   различных исторических  периодов,  стилей,  жанров  и  форм  от  эпохи барокко  до современности;
  • умение   исполнять   на   музыкальном   инструменте   тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • навыки   по   выполнению   теоретического   анализа   музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств   (изобразительного,   театрального,   киноискусства,   литературы), основные стилистические направления, жанры;
  • знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • сформированные  основы эстетических взглядов,  художественного вкуса,  пробуждение интереса к музыкальному  искусству  и  музыкальной деятельности;
  • умение  в  устной  и письменной форме излагать свои мысли  о творчестве композиторов;
  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • навыки    по    восприятию    музыкального    произведения,    умение выражать   его   понимание   и   свое   к   нему   отношение,   обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
  • знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды,  диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
  • первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
  • умение   осуществлять   элементарный   анализ   нотного   текста   с объяснением   роли   выразительных   средств   в   контексте   музыкального произведения;
  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения    ладовой     системы,     особенностей     звукоряда     (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
1. 3.      Учебный план.

Учебный план

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

                                                                                                          Срок обучения - 8 лет

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

 

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Максимальная учебная нагрузка

Самост.

работа

Аудиторные

занятия

Промежу-точная аттестация (по полугодиям)

Распределение по годам обучения

Трудоемкость в часах

Трудоемкость в часах

Групповые

Мелкогрупповые

Индивидуальные

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


Структура и объем ОП

3553-4079

1778-

2058,5

1775-2515,5



Количество недель аудиторных занятий











32

33

33

33

33

33

33

33


Обязательная

часть

3553

1778

1775

 

 

Недельная нагрузка в часах










ПО.01.

Музыкальное

исполнительство

2222

1301

921

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ПО.01.УП.01

Специальность

1316

757

 

 

559

1,3,5

- 15

2,4,

6…

-14

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

ПО.01.УП.02

Ансамбль

330

165

 

165

 

10,12

14

 

 

 

1

1

1

1

1

ПО.01.УП.03

Фортепиано

429

330

 

 

99

8-16

 

 

 

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

ПО.01.УП.04

Хоровой класс

147

49

98

 

 

6

 

1

1

1

 

 

 

 

 

ПО.02.

Теория и история

музыки

1135

477

658

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ПО.02.УП.01

Сольфеджио

641,5

263

 

378,5

 

2,4,

…10,

15

12

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Слушание музыки

147

49

 

98

 

6

 

1

1

1

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.03

Музыкальная

литература

(зарубежная,

отечественная)

346,5

165

 

181,5

 

9,11,

13, 15

14

 

 

 

1

1

1

1

1,5


Аудиторная нагрузка по

двум предметным областям

 

 

1579

 

 

5

5,5

5,5

 

 

6

6

6

6,5

7,5



 

Максимальная нагрузка по

двум предметным областям

3357

1778

1579

 

 

9

9,5

9,5

14

14

14

15,5

16,5



 

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям

 

 

 

31

10

 

 

 

 

 

 

 

 



В.00.

Вариативная часть

330

280,5

740,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 В.04.УП.01

Хоровой класс

330

82,5

247,

5

 

 

12,14,

16

 

 

 

 

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

К.03.00

Консультации

196

 

196

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.03.01

Специальность

 

 

 

 

62

 

 

6

8

8

8

8

8

8

8

К.03.02

Сольфеджио

 

 

 

20

 

 

 

 

2

2

2

2

4

4

4

К.03.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

4

К.03.04

Ансамбль

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

К.03.05

Сводный хор

 

 

60

 

 

 

 

4

8

8

8

8

8

8

8

К.03.06

Оркестр

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

12

12

А.04.00

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01

Промежуточная (экзаменационная)

7

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

ИА.04.02

Итоговая аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.04.02.01

Специальность

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.02

Сольфеджио

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.03

Музыкальная литература

(зарубежная, отечественная)

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



















Учебный план

на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

                                                                                                         

Индекс

предметных

областей, разделов и учебных предметов

 

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Максимальная учебная нагрузка

Самост.

работа

Аудиторные

занятия

Промежуточная аттестация (по полугодиям)

Распределение по

годам обучения

Трудоемкость в часах

Трудоемкость в часах

Групповые

Мелкогрупповые

Индивидуальные

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

 1 полугодие

 

2 полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Структура и объем ОП

615,5 – 681,5

297 - 330

318,5 - 434

 

Количество недель

аудиторных занятий

 

16

17

 

Обязательная

часть

615,5

297

318,5

 

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Музыкальное

исполнительство

346,5

198

 

66

82,5

 

 

 

 

ПО.01.УП.01

Специальность

214,5

132

 

 

82,5

11

 

2,5

2,5

ПО.01.УП.02

Ансамбль

132

66

 

66

 

12

 

2

2

ПО.02.

Теория и история

музыки

231

99

 

132

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

82,5

33

 

49,5

 

11

 

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Музыкальная

литература

(зарубежная,

отечественная)

82,5

33

 

49,5

 

11

 

1,5

1,5

ПО.02.УП.03

Элементарная теория музыки

66

33

 

33

 

11,12

 

1

1

 

Аудиторная нагрузка по

двум предметным областям

 

 

280,5

 

 

8,5

8,5

 

Максимальная нагрузка по

двум предметным областям

577,5

297

280,5

 

 

16,5

16,5

 

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям

 

 

 

6

 

 

 

В.00.

Вариативная часть

66

33

115,5

 

 

 

 

В.01.УП.01

Хоровой класс

66

16,5

49,5

 

 

12

 

1,5

1,5

К.03.00.

Консультации

38

 

38

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.03.01

Специальность

 

 

 

 

8

 

 

8

К.03.02

Сольфеджио

 

 

 

4

 

 

 

4

К.03.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

 

 

4

 

 

 

4

К.03.04

Ансамбль

 

 

 

2

 

 

 

2

К.03.05

Сводный хор

 

 

8

 

 

 

 

8

К.03.06

Оркестр

 

 

12

 

 

 

 

12

А.04.00

Аттестация

Годовой объем в неделях

ИА.04.01

Итоговая аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.04.01.01

Специальность

1

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.01.02

Сольфеджио

0,5

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.01.03

Музыкальная литература

(зарубежная, отечественная)

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

                                                                                                          Срок обучения - 5 лет

Индекс

предметных

областей, разделов и учебных предметов

 

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Максимальная учебная нагрузка

Самост.

работа

Аудиторные

занятия

Промежу-точная аттестация (по полугодиям)

Распределение по годам

обучения

Трудоемкость в часах

Трудоемкость в часах

Групповые

Мелкогрупповые

Индивидуальные

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Структура и объем ОП

2491-3332,5

1303,5-

1567,5

1187,5-1765

 

Количество недель аудиторных

занятий

 

33

33

33

33

33

 

Обязательная

часть

2491

1303,5

1187,5

 

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Музыкальное

исполнительство

1584

973,5

610,5

 

 

 

 

 

 

ПО.01.УП.01

Специальность

924

561

 

 

363

1,3,5,7

2,4,6,8

2

2

2

2,5

2,5

ПО.01.УП.02

Ансамбль

264

132

 

132

 

4,6,8

 

 

1

1

1

1

ПО.01.УП.03

Фортепиано

346,5

264

 

 

82,5

4,6,8,10

 

 

0,5

0,5

0,5

1

ПО.01.УП.04

Хоровой класс

49,5

16,5

33

 

 

2

 

1

 

 

 

 

ПО.02.

Теория и история

музыки

759

330

429

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

412,5

165

 

247,5

 

2,4,8,9

6

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Музыкальная

литература

(зарубежная,

отечественная)

346,5

165

 

181,5

 

7,9

8

1

1

1

1

1,5

 

Аудиторная нагрузка по

двум предметным областям

 

 

1039,5

 

 

5,5

6

6

6,5

7,5

 

Максимальная нагрузка по

двум предметным областям

2343

1303,5

1039,5

 

 

11

14

14

15,5

16,5

 

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям

 

 

 

18

6

 

 

 

 

 

В.00.

Вариативная часть

792

247,5

544,5

 

 

 

 

 

 

 

В.01.УП.01

Хоровой класс

297

82,5

214,5

 

 

6,8,10

 

0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

К.03.00.

Консультации

148

 

148

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.03.01

Специальность

 

 

 

 

40

 

 

8

8

8

8

8

К.03.02

Сольфеджио

 

 

 

16

 

 

 

2

2

4

4

4

К.03.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

 

 

10

 

 

 

 

2

2

2

4

К.03.04

Ансамбль

 

 

 

6

 

 

 

 

2

2

2

 

К.03.05

Сводный хор

 

 

40

 

 

 

 

8

8

8

8

8

К.03.06

Оркестр

 

 

36

 

 

 

 

 

 

12

12

12

А.04.00

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01

Промежуточная (экзамена-ционная)

4

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

ИА.04.02

Итоговая аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.01

Специальность

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.02

Сольфеджио

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.03

Музыкальная литература

(зарубежная, отечественная)

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

на дополнительный год обучения (6 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Индекс

предметных

областей, разделов и учебных предметов

 

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Максимальная учебная нагрузка

Самост.

работа

Аудиторные

занятия

Промежуточная аттестация (по полугодиям)

Распределение по

годам обучения

Трудоемкость в часах

Трудоемкость в часах

Групповые

Мелкогрупповые

Индивидуальные

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

 1 полугодие

 

2 полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Структура и объем ОП

615,5 - 764

297 - 330

318,5 - 434

 

Количество недель

аудиторных занятий

 

16

17

 

Обязательная

часть

615,5

297

318,5

 

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Музыкальное

исполнительство

346,5

198

 

66

82,5

 

 

 

 

ПО.01.УП.01

Специальность

214,5

132

 

 

82,5

11

 

2,5

2,5

ПО.01.УП.02

Ансамбль

132

66

 

66

 

12

 

2

2

ПО.02.

Теория и история

музыки

231

99

 

132

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

82,5

33

 

49,5

 

11

 

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Музыкальная

литература

(зарубежная,

отечественная)

82,5

33

 

49,5

 

11

 

1,5

1,5

ПО.02.УП.03

Элементарная теория музыки

66

33

 

33

 

11,12

 

1

1

 

Аудиторная нагрузка по

двум предметным областям

 

 

280,5

 

 

8,5

8,5

 

Максимальная нагрузка по

двум предметным областям

577,5

297

280,5

 

 

16,5

16,5

 

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям

 

 

 

6

 

 

 

В.00.

Вариативная часть

148,5

33

115,5

 

 

 

 

В.01.УП.01

Хоровой класс

66

16,5

49,5

 

 

12

 

1,5

1,5

К.03.00

Консультации

38

 

38

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.03.01.

Специальность

 

 

 

 

8

 

 

8

К.03.02

Сольфеджио

 

 

 

4

 

 

 

4

К.03.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

 

 

4

 

 

 

4

К.03.04

Ансамбль

 

 

 

2

 

 

 

2

К.03.05

Сводный хор

 

 

8

 

 

 

 

8

К.03.06

Оркестр

 

 

12

 

 

 

 

12

А.04.00

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01.

Итоговая аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.04.02.

Специальность

1

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.01.

Сольфеджио

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.02.

Музыкальная литература

(зарубежная, отечественная)

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

​​​​​​​1. 4.      График образовательного процесса.

Программа «Народные инструменты», 8-летний срок обучения

 

Продолжительность

учебного года (недель)

Продолжительность учебных занятий (недель)

Каникулы в течение учебного года

(недель)

Летние каникулы

(недель)

1 класс

39

32

5

13

2 класс 

39

33

4

13

3 класс

39

33

4

13

4 класс

39

33

4

13

5 класс

39

33

4

13

6 класс

39

33

4

13

7 класс

39

33

4

13

8 класс

40

33

4

12

 

Промежуточная аттестация (по полугодиям), 8-летний срок обучения

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Промежуточная аттестация (по полугодиям)

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

Обязательная часть

 

Музыкальное исполнительство

 

Специальность

1,3,5,7,9,11,13,15 

2,4,6,8,10,12,14 

Ансамбль

10,12

14

Фортепиано

8-16

 

Хоровой класс

6

 

Теория и история музыки

 

 

Сольфеджио

2,4,6,8,10,15 

12

Слушание музыки

6

 

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) 

9,11,13, 15

14

Вариативная часть

 

 

Коллективное

музицирование

8

 

Оркестровый класс

12-16

 

Хоровой класс

12,14,16

 

Элементарная теория музыки

16

 

 

Программа «Народные инструменты», 9-летний срок обучения

 

Продолжительность

учебного года (недель)

Продолжительность учебных занятий (недель)

Каникулы в течение учебного года

(недель)

Летние каникулы

1 класс

39

32

5

13

2 класс 

39

33

4

13

3 класс

39

33

4

13

4 класс

39

33

4

13

5 класс

39

33

4

13

6 класс

39

33

4

13

7 класс

39

33

4

13

8 класс

39

33

4

13

9 класс

40

33

4

12

 

Промежуточная аттестация (по полугодиям), 9 класс.

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Промежуточная аттестация (по полугодиям)

 

Зачеты, контрольные уроки 

Экзамены

Обязательная часть

 

Музыкальное исполнительство

 

Специальность

11 

 

Ансамбль

12

 

Теория и история музыки

 

 

Сольфеджио

11 

 

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

11

 

Элементарная теория музыки

11, 12

 

Вариативная часть

 

 

Хоровой класс

12

 

Оркестровый класс

12

 

Программа «Народные инструменты», 5-летний срок обучения

 

Продолжительность учебного года (недель)

Продолжительность учебных занятий (недель)

Каникулы в течение учебного года
(недель)

Летние каникулы

1 класс 

39

33

4

13

2 класс    

39

33

4

13

3 класс

39

33

4

13

4 класс

39

33

4

13

5 класс

40

33

4

12

 

Промежуточная аттестация (по полугодиям), 5-летний срок обучения

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Промежуточная аттестация (по полугодиям) 

Зачеты, контрольные уроки 

Экзамены

Обязательная часть

 

Музыкальное исполнительство

 

Специальность

1,3,5,7 

2,4,6,8 

Ансамбль

4,6,8

 

Фортепиано

4,6,8,10

 

Хоровой класс

2

 

Теория и история музыки

 

 

Сольфеджио

2,4,8,9

6

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

7,9

8

Вариативная часть

 

 

Коллективное музицирование

2

 

Оркестровый класс

4-10

 

Хоровой класс

6,8,10

 

Элементарная теория музыки

10

 

 

Программа «Народные инструменты», 6-летний срок обучения

 

Продолжительность учебного года (недель)

Продолжительность учебных занятий (недель)

Каникулы в течение учебного года
(недель)

Летние каникулы

1 класс

39

32

4

13

2  класс   

39

33

4

13

3 класс

39

33

4

13

4 класс

39

33

4

13

5 класс

39

33

4

13

6 класс

40

33

4

12

 

Промежуточная аттестация (по полугодиям), 6 класс.

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Промежуточная аттестация (по полугодиям) 

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

Обязательная часть

 

Музыкальное исполнительство

 

Специальность

11

 

Ансамбль

12

 

Теория и история музыки

 

 

Сольфеджио

11

 

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

11

 

Элементарная теория музыки

11,12

 

Вариативная часть

 

 

Хоровой класс

12

 

Оркестровый класс

12

 

 1. 5.      Программы учебных предметов (прилагаются).

 1. 6.      Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся       по      дополнительным       предпрофессиональным образовательным   программам   в  области  искусств.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором
полугодии - по каждому учебному предмету. По решению образовательного
учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценки «5» («отлично») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в полной мере (на 90 – 100%) соответствуют требованиям учебной программы.
Оценки «4» («хорошо») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 70 – 89%), соответствуют требованиям учебной программы, но содержат незначительные упущения и ошибки.
Оценки «3» («удовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 45 – 69%) соответствуют требованиям учебной программы, но содержат упущения и ошибки.
Оценки «2» («неудовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат лишь частично (на 20 – 44%) соответствуют требованиям учебной программы и содержат значительные упущения и ошибки.
            Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
  • определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
  • оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • оценить обоснованность изложения ответа.
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная),
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.

1. 7.      Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ДШИ Подгоренского муниципального района.
Одним из главных результатов проверки знаний и навыков обучающихся является участие в концертах, выставках, конкурсах и фестивалях различных уровней. Концертные выступления дают возможность проявить творческие способности, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.
Эта работа включает в себя мероприятия, которые организуются в форме концертов, музыкально – литературных композиций, концертов –  лекций.
Тематика самая разнообразная:
  • «Играй гармонь певучая»
  • «На Руси никогда не умолкнут гармони»
  • «Антология военной песни»
  • «Подвиг дедов – гордость внуков»
  • «Мамин праздник приходит весной»
  • «В труде и в песне – всей семьею вместе»
  • Творческие отчеты-концерты для родителей, творческие отчеты ДШИ.
Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня стимулирует профессиональный рост преподавателей и творческую активность обучающихся, дает возможность намечать перспективы.
  • Обучающиеся по программе «Народные инструменты» ансамбль баянистов и аккордеонистов получил звание «Дипломант» в межзональном фестивале-конкурсе исполнителей на народных инструментах «Юные таланты» в 2011 году.
  • В 2013 году Побединский Алексей стал Лауреатом  III степени в межзональном конкурсе исполнителей на народных инструментах «Юные таланты».
  • В 2015 году дуэт учащихся Романько Максима и Стыденко Андрея награжден грамотой «Дипломант» в межзональном конкурсе  исполнителей на народных инструментах «Юные таланты».
Методическая работа преподавателей ДШИ  представляет собой систему коллективной и индивидуальной деятельности педагогов учреждения по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, совершенствованию профессионального мастерства.
Направления методической работы:
  • работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
  • работа Методического совета - коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы педагогов;
  • самообразование педагогов, повышение уровня профессиональной квалификации;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и совершенствования их деятельности через различные формы методической деятельности;
  • консультативно-информационная работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;
  • индивидуально-методическая и инновационная деятельность, обобщение опыта работы;
  • обновление методической оснащенности и  информационно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждения.
  • работа над созданием дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, которые определяют содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении.