Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности

Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности

Преподаватель Линова Е.В.

Роль  личностных качеств учителя в педагогической деятельности.

              Сегодня,  когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессии педагога.

  Вопросы педагогического мастерства в современной теории и практике занимают важное место, так как формирование совершенного, здорового, всесторонне развитого поколения – процесс сложный, многоплановый, требующий от педагогов не только глубоких знаний, разнообразных способностей, но и творческого подхода, способности управлять этим процессом в постоянно меняющихся условиях.

              Современный педагог, где бы он не работал, выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую и другие. Успешная реализация каждой из них требует от педагога  определённых знаний, умений и навыков, способностей, а также личностных качеств, которые тесно взаимосвязаны и одинаково важны.

              Основным профессионально значимым  качеством личности педагога является педагогическое призвание, основа которого – любовь к детям! В. Сухомлинский писал : «Педагог без любви к ребёнку – это всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без  чувства цвета.» Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития и других профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально – педагогическую направленность учителя.

             Среди важнейших качеств – педагогический долг и ответственность. Учитель требователен к себе, придерживается кодекса педагогической морали, профессиональной чести.

             Качества личности, характеризующие профессионально – педагогическую направленность, формируют авторитет учителя – признание учениками его интеллектуальной, моральной силы и  превосходства. Авторитетный педагог должен быть эрудированным, справедливым, принципиальным , человечным, с высоким чувством ответственности.

             Существенное значение играют умение достойно себя вести, бодрость и жизнерадостность, внутренняя собранность, приветливость, привлекательность (чувственная, интеллектуальная, внешняя ).  Педагог должен любить свой предмет. Ещё Л. Толстой писал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя…».

 Очень важно, чтобы учитель шёл в ногу со временем. Современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных областях науки и  культуры, следить за новыми направлениями ( в музыке, в танце), стараться применять их в своей работе.

 Личность учителя как специалиста характеризуется такими качествами : профессионализм, педагогическая культура, педагогическое мастерство, профессионально – педагогическая компетентность.

 Профессионализм – интегрированное качество личности учителя, результат его педагогической деятельности, способность продуктивно, грамотно решать социальные, профессиональные и личностные задачи.

 Педагогическая культура – высшее проявление профессионализма учителя. Она охватывает следующие компоненты: научную эрудицию, общую культуру, педагогическое мышление, педагогическую этику, культуру речи, культуру общения, духовное богатство. Педагогическую культуру следует формировать целенаправленно и постоянно развивать, поскольку именно она обеспечивает совершенствование учебного процесса и самосовершенствование каждого педагога.

 Педагогическое мастерство – это синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личностных качеств педагога. Педагогическое мастерство основывается на высоком профессиональном уровне педагога, его высокой педагогической культуре и педагогическом опыте. Она является результатом мног7олетнего педагогического опыта и творческого саморазвития. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, следует постоянно работать над собой, пропуская передовой педагогический опыт через себя, осваивая новые технологии обучения и воспитания, формируя свою чёткую и профессиональную позицию.

 Важным элементом педагогического мастерства является гуманистическая направленность деятельности, которая заключается в ориентировании педагога на личность каждого ученика.

 Профессионально – педагогическая компетентность предусматривает глубокие профессиональные знания, умения и навыки, профессионализм в области педагогики и психологии, совершенное владение методикой осуществления учебно-воспитательного процесса.    

 От уровня владения способностями зависит эффективность деятельности учителя. Учитывая направленность деятельности выделяют :                             

 1. Дидактические способности – они составляют основу умений доходчиво, интересно, чётко и понятно излагать учащимся учебный материал;                       

2. Организаторские способности – умение организовать учеников, увлечь их разными видами деятельности, создать коллектив и сделать его инструментом формирования личности;                                                                    

 3. Коммуникативные способности – способности, которые способствуют налаживанию оптимальных отношений с учениками, их родителями, коллегами по работе;                                                                                                        

 4. Экспрессивные способности – способности к внешнему выражению эмоций ( мимика, интонация ),  способствуют правильной артикуляции, дикции, устной речи;                                                                                                        

 5. Научно – познавательные способности – способности к овладению информацией, знаниями определённой области науки, которые помогают свободно ориентироваться в учебном материале;                                                      

 6. Эмоциональную устойчивость – способность контролировать себя, владеть ситуацией;                                                                                                                                

 7. Наблюдательность – это не только видеть и слышать, но и проявлять интерес к тому, на что направлено внимание; умение предвидеть ход педагогического процесса;                                                                                              

 8. Педагогический оптимизм  -  оптимистическое прогнозирование,  основа  на положительное в становлении личности.

  Как видно из вышесказанного, педагог является определяющей фигурой в системе образования. Уровень развития его профессионализма, духовно – нравственной культуры и мастерства определяет любые успехи и в педагогической деятельности ( в частности) и в развитии общества (в целом ).

 « Чтобы дать детям искорку знаний, учителю нужно впитать целое море света!»                                                    ( В. Сухомлинский).