Аннотация к предпрофессиональной программе "Народные инструменты"

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Данная программа разработана на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», с учётом современных требований, локальных условий работы школы. Программа рассчитана на детей, имеющих определённую степень музыкальной одарённости, подготовки и общего развития.

         Программа разработана с учетом:

  • обеспечения преемственности программы «Народные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Актуальность

        Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на народных инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  •  воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
  •  овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных учащихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Отличительные особенности:

     Данная программа «Народные инструменты» включает в себя учебный материал в соответствии с различными способностями учащихся.       

Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших  в первый класс в возрасте:

  • с шести лет и шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
  • в 10-12 лет  срок освоения программы составляет 5 лет.

      Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей,  планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может  быть увеличен на один год.

      Школа имеет право реализовать программу «Народные инструменты» в сокращённые сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учётом ФГТ.            

Педагогическая целесообразность:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  •  формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Форма работы: основной формой учебно-воспитательной работы в классе является урок, который проходит в форме индивидуального или группового (теоретические дисциплины) занятия.

Режим занятий: количество часов в неделю определяется учебными планами, разработанными в соответствии с ФГТ.

Методы обучения:

  • словесные (устное изложение, беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения);
  • наглядные (исполнение преподавателем произведений, прослушивание аудиозаписей, иллюстрации, показ);
  • практические (упражнения, импровизация, самостоятельный разбор, работа над отдельными частями произведения).

Цель: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение искусством игры на народных инструментах.

Задачи:

Обучающие:

- приобретение знаний, умений, навыков в области искусства игры на народных инструментах;

- развитие познавательного интереса к музыке;

- развитие мотивации к профессиональному овладению народными инструментами.

Развивающие:

- развитие музыкальных способностей;

- соединение принципов музыкально-эстетического воспитания с исполнительским обучением;

- формирование потребностей в самопознании;

- формирование художественно-образного мышления.

Воспитательные:

- формирование социальной активности и гражданской позиции;

- формирование социально-ценной направленности личного музыкального слуха;

- создание условий для становления базовой культуры личности и профессионального самоопределения обучающихся;

- воспитание, музыкального, художественного, эстетического вкуса и любви к музыке;

- ориентация образовательного процесса на развитие личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ОП

      Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

  • знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
  •  знания музыкальной терминологии; 
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения сольно, в ансамбле (оркестре) на народном или национальном инструменте;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном или национальном инструменте;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном или национальном инструменте;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на народном или национальном инструменте;
  • навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • навыков импровизации на народном или национальном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или национальном инструменте и на фортепиано;
  • навыков подбора по слуху;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых).

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  •  умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  •  первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

         Результатом освоения программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Народные инструменты» включает в себя учебные предметы, освоение которых обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности учащегося и приобретение ею в процессе освоения ОП определённых музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:

Специальность (баян, аккордеон, гитара)

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности народных или национальных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание в соответствии с программными требованиями репертуара для народного или национального инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
  • знание художественно-исполнительских возможностей народного или национального инструмента;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  •  наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Ансамбль (оркестр):

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого (оркестрового) исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого (оркестрового) репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Фортепиано:

  •  знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Хоровой класс:

  • знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • знание профессиональной терминологии;
  •  умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
  • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
  • наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

Сольфеджио:

  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
  • первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
  • навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Слушание музыки:

  • наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  •  умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей,       жанров и форм от эпохи барокко до современности;
  • умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
  • знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  •  навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.