АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Данная программа разработана на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», с учётом современных требований, локальных условий работы школы. Программа рассчитана на детей, имеющих определённую степень музыкальной одарённости, подготовки и общего развития.
Программа разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Народные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Актуальность
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на народных инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных учащихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Отличительные особенности:
Данная программа «Народные инструменты» включает в себя учебный материал в соответствии с различными способностями учащихся.
Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в первый класс в возрасте:
- с шести лет и шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
- в 10-12 лет срок освоения программы составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Школа имеет право реализовать программу «Народные инструменты» в сокращённые сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учётом ФГТ.
Педагогическая целесообразность:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Форма работы: основной формой учебно-воспитательной работы в классе является урок, который проходит в форме индивидуального или группового (теоретические дисциплины) занятия.
Режим занятий: количество часов в неделю определяется учебными планами, разработанными в соответствии с ФГТ.
Методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения);
- наглядные (исполнение преподавателем произведений, прослушивание аудиозаписей, иллюстрации, показ);
- практические (упражнения, импровизация, самостоятельный разбор, работа над отдельными частями произведения).
Цель: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение искусством игры на народных инструментах.
Задачи:
Обучающие:
- приобретение знаний, умений, навыков в области искусства игры на народных инструментах;
- развитие познавательного интереса к музыке;
- развитие мотивации к профессиональному овладению народными инструментами.
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей;
- соединение принципов музыкально-эстетического воспитания с исполнительским обучением;
- формирование потребностей в самопознании;
- формирование художественно-образного мышления.
Воспитательные:
- формирование социальной активности и гражданской позиции;
- формирование социально-ценной направленности личного музыкального слуха;
- создание условий для становления базовой культуры личности и профессионального самоопределения обучающихся;
- воспитание, музыкального, художественного, эстетического вкуса и любви к музыке;
- ориентация образовательного процесса на развитие личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОП
Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения сольно, в ансамбле (оркестре) на народном или национальном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном или национальном инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном или национальном инструменте;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на народном или национальном инструменте;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- навыков импровизации на народном или национальном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или национальном инструменте и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых).
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Народные инструменты» включает в себя учебные предметы, освоение которых обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности учащегося и приобретение ею в процессе освоения ОП определённых музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:
Специальность (баян, аккордеон, гитара)
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности народных или национальных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями репертуара для народного или национального инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей народного или национального инструмента;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Ансамбль (оркестр):
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого (оркестрового) исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого (оркестрового) репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Фортепиано:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Хоровой класс:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
- первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
- наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.