Сказочная музыка А.К. Лядова

ГБОУ ДПО ВО «Учебно-методический центр сферы культуры и искусства»

Областной конкурс методических работ преподавателей по классу музыкальной литературы

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Подгоренская детская школа искусств»


Урок (учебное занятие)
Сказочная музыка А.К. Лядова



                                                                 Исаенко Наталья Николаевна
                                                     Преподаватель музыкальной литературы

2018 год

Пояснительная записка


      Интерес к музыке лежит в самой природе человека. Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит звуки окружающего мира. Влияние музыки на развитие личности огромно, поскольку она обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека. В повседневной жизни человек постоянно окружен музыкой. Чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, необходимо научить его воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность. И чем раньше начать учить детей слушать и понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок раскроется эмоционально. Вхождение ребенка в мир музыки, помогает созданию единого культурного пространства: музыка – литература - изобразительное искусство.
    «Если в детстве донести до сердца красоту музыкального произведения,
если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств,
он поднимется на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»

                                                                                                       В. Сухомлинский


Возраст обучающихся: 9-11 лет, 3 класс.


Программа: Дополнительная предпрофессиональная программа в области  музыкального искусства «Фортепиано»
Цель урока: формирование конкретного представления об особенностях  музыкальных сказок.
Задачи:
-обобщить и закрепить знания о фольклорном жанре сказка в музыке;
-развивать развитие познавательного интереса, творческих способностей;
-оценить степень усвоения пройденного материала;
-расширить    кругозор учащихся;
- развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.
Оборудование:

портрет композитора А.К. Лядова,                                                                                                                     

иллюстрация к музыкальным пьесам, CD/DVD-проигрыватель
Музыкальный материал: А.К. Лядов «Баба-яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»



План урока:

1. Организационный момент, проверка домашнего задания.

2. Вводное слово о сказке.

3. Закрепление знаний о творчестве  композитора А.К.Лядова.

4. Прослушивание и анализ  симфонических произведений - «Баба-яга», «Волшебное озеро»,    «Кикимора» 
5. Итоги         урока. Домашнее      задание.

                                                           Ход урока       

           

1. Организационный момент, проверка домашнего задания

(нарисовать картинки к разным персонажам русской народной сказки).

                                                   2.Вводное слово о сказке.

  Просмотр мультипликационного фильма «У лукоморья» на стихи Пушкина.
Учитель: I.    
Добрый день, ребята!   Мы посмотрели отрывок из мультфильма, и вы,
конечно, узнали на чьи стихи написан текст этой песни?
Ученики:
Да.
Учитель: Скажите, кто их написал?
Ученики: Это вступление к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.
Учитель:   А как вы думаете, о чём повествует нам великий литературный классик?
Ученики: О сказках и сказочных героях.
Учитель:
А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Какие сказочные персонажи вам знакомы?
Ученики: (Ответы детей) Снегурочка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Кикимора, Иван-царевич…

Учитель:
Сегодня я приглашаю вас в сказку, но в сказку не простую, а музыкальную.
В сказках встречаются самые разные персонажи – злые и добрые, смелые и трусливые, красивые и не очень. С помощью музыки можно изобразить разные характеры и даже внешность героев. Давайте попробуем «увидеть» в музыке различных сказочных    

персонажей.
Я предлагаю посмотреть на рисунки сказочных персонажей. (рис.1 - 6)

Кто здесь изображен?


Ученики:       Баба-Яга,       Кикимора
Учитель:
Вы обратили внимание, как художник изобразил сказочных персонажей?
Ученики:    Ярко,     красочно,       выразительно,           интересно, захватывающе.
Учитель:  А   чем      художник      пользовался?
Ученики:
Красками.
Учитель:
Ребята, посовещайтесь  и подумайте: способна ли музыка раскрыть также, как живопись и литература, образ и характер сказочного героя?
Ученики: Да, музыка способна интересно и увлекательно
раскрыть художественный образ сказочного персонажа.
Учитель:
Какая задача, в этом случае, стоит перед композитором? 
Ученики:
Каждый композитор решает данную проблему индивидуально: кто-то раскрывает внутренний мир персонажа, то есть рисует портрет характера героя; кто-то обрисовывает его среду обитания; а кто-то из композиторов музыкой рассказывает целые истории, связанные с этим персонажем. 

Учитель:
Рассуждая, мы с вами пришли к выводу, что каждый композитор решает проблему создания музыкального портрета сказочного героя по своему. Выбор жанра, сюжета и музыкальных красок у каждого сочинителя музыки происходит индивидуально, используя разные средства и способы. Портреты сказочных персонажей можно найти в разных видах искусства.


                 3.Закрепление знаний о творчестве  композитора А.К.Лядова.

И тема нашего урока «Сказочная музыка А.К.Лядова».

Сегодня на нашем уроке мы поговорим о творчестве русского композитора Анатолии Константиновиче Лядове. (на доске портрет) (рис. 7)

Мы с вами  уже «встречались» с произведениями Анатолия Константиновича Лядова, на уроках слушание музыки, возможно, кто-то из вас разучивал пьесы в классе, или ваши друзья исполняли их. Давайте вспомним, что мы уже знаем о нём?


Ученик:
А.К. Лядов  родился 29 апреля 1855 г. в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Отец и дед его были дирижёрами, отец ещё и композитором. Авторитет папы как оперного дирижёра (он был капельмейстером Русской оперы в Петербурге, дирижёром симфонических концертов) был очень велик. Избрание профессии музыканта для Анатолия и его семьи было делом решённым.
Ученик:
В 15 лет Анатолий Лядов поступил в консерваторию. Занимался по классам фортепиано, теории и композиции. Его учителем был  Н. А. Римский-Корсаков.
Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Композитор не писал больших многослойных произведений. Его излюбленной музыкальной формой стала небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», основой которых были народные тексты древних, до былинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Ученик:
Музыкант Б. Асафьев сказал о нем: «…Лядов скромно отвел себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера  стиля..»
Ученик:
Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только  тогда я счастлив».

Ученик:
Русские народные сказки многим знакомы с детства. Веками люди рассказывали своим детям добрые и нравоучительные истории, наполненные волшебством и фантастикой. Так и Анатолий Константинович Лядов бесконечно преклонялся перед народным фольклором.
Учитель:  Кто знает, где композитор знакомился с народным фольклором?
Ученик:
В летние жаркие дни композитор оставлял Петербург и отправлялся поближе к народу, чтобы слушать народные песни и сказки. В деревне он знакомился с исконными обычаями, слушал пастушьи напевы, отдыхал на лоне природы. В расслабленной обстановке Анатолий Константинович мог быть более внимательным к произведениям, которые читал. Тогда он впервые смог прочитать «Сказания русского народа», написанные Сахаровым. Творчество народа и вдохновило на создание прекрасной


симфонической        музыки           «Сказочные   картинки».
Учитель:
А какие  симфонические картины Лядова вы знаете?

Ученик: «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».
Учитель:
Каждое произведение имеет программу, и если две крайние композиции изображают образ злого персонажа славянской мифологии, то средняя миниатюра представляет собой пейзажную зарисовку мистического места. Давайте более детально разберем каждое           из        сочинений.


      4.Прослушивание и анализ  симфонических произведений - «Баба-яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»

Учитель:
(рис. 2,3,6)

Эта старушка чаще всех встречается героям сказок. Путешественников она и напоит, и накормит, и в баньке помоет, и спать уложит. Как вы думаете, кто это?
Ученик:
Баба-Яга.
Учитель:
Баба-Яга Лядова – это собирательный музыкальный образ. Программой
произведения является отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Ученик:
(чтение отрывка) «Василиса…вышла на полянку, где стояла избушка Бабы-яги; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная…

Ученик:
Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. Выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, обнюхала вокруг себя и закричала:

Ученик:
- Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?...»

Учитель:
Ребята, давайте послушаем симфоническую картину «Баба-яга», написанный А.К.Лядовым.


Учитель:
Как вы думаете, соответствует ли музыка с образом Бабы-Яги.
Ученик:
Музыка полностью демонстрирует образ Бабы-Яги.
Учитель:
Какой вы представил себе главную героиню?  Как вы можете охарактеризовать услышанное?

Ученик:
Это сцена полета злой колдуньи. Один свист и в момент перед ней появляется ступа. В стремительном вихре злая волшебница поднимается ввысь. На улице ночь, каждый зверь и человек боится злую силу, прячется от нее. Вокруг тишина только слышно, как помело  разрезает        воздух                        вокруг.
Учитель:

 Какие музыкально-выразительных средства композитор использовал для  достижения фантастического            звучания?
Ученик:
Динамика то нарастает до ff, то затихает до pp;
Свистящие в унисон струнные и деревянно-духовые инструменты;
Обилие пассажей;
Большое количество флажолетов;
Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности.
Учитель:
Главное действующее лицо характеризует отдельная тема. Для ее музыки свойственна не только угловатость, но и переменчивость инструментов. Интересно, что тема проводится сначала в тембре низкого гнусавого фагота, затем сумрачное звучание достигается по средству использования бас-кларнета, наиболее яркое и сочное звучание темы придает английский рожок. После абсолютно диких пассажей у струнных, демонстрирующих полет колдуньи, тема вступает у ксилофона. Постепенно все затихает. Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипичного тремоло, и все растворяется в утреннем тумане. Сон ли это был или явь, никто не скажет. Главное, что сказка существует, пока звучит музыка.


Учитель:
А сейчас, ребята, я познакомлю вас с симфонической картиной «Волшебное озеро», давайте послушаем и поговорим о нем.

Учитель:
Глубоко в лесной глуши, где не ступала нога ни зверя, ни человека находится озеро. Но

не простые воды текут в нем, а волшебные. Вокруг тишина. Только ночью отражается в нем и луна, и звезды. Еле волны колышутся от дуновения ветра. А вам,как представились          музыка?
Ученик:
Все вокруг фантастично и сказочно. Все застывает, время остановилось, чтобы любоваться красотой окружающей природы.

 Учитель:
Добиться подобной невесомой атмосферы композитор смог благодаря использованию множества характерных музыкальных приемов:

•          Отсутствуют конкретные темы;

•          Важную роль играет прозрачность гармонии;

•          Фактура невесомая;

•          Колорит струнных с сурдинами воссоздает шелест;

•          Легкие тембры: деревянно-духовые, в частности флейты, арфы, челесты;

•          Большое количество мелизмов: тремоло, трели;

•          Спокойная динамика ограничена диапазоном от pp до p;

•          Ритм баркаролы (четверть и восьмая).

Форма выбрана трехчастная с контрастной серединой и определяется по ладотональному родству. Тональность – Des-dur.

Оркестровка выражается в яркой изобразительности образов:

•          Шелест травы и колыхание волн – струнные с сурдиной;

•          Глубина водного пространства – отдаленность крайних регистров;

•          Сияние звездного неба – звенящие тембры арфы и челесты.

«Волшебное озеро» представляет собой одну из вершин оркестрового мастерства композитора. Замечательны начало и конец «Волшебного озера», отмеченные романтической краской. Кажущаяся недвижимой водная гладь начинает оживать. Движение возникает из глубинного, едва слышимого гула литавр.
Однако «Волшебное озеро» не связано с какой-то определенной сказкой, хотя и вписывается в общий цикл. Известны слова самого композитора, рассказывающего, что вдохновением ему послужило вполне реальное лесное озеро: «Вот как оно было у меня

с озером, — рассказывал композитор. — Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки:

движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг, скользнул ветер…». В эскизах композитора, который был еще точным художником-рисовальщиком, рядом с нотными строками сохранился карандашный набросок озера с камышами и елями на берегу, возможно, воспроизводящий виденный когда-то пейзаж.

Сам композитор с удовольствием отмечал, что «Волшебное озеро» вполне удовлетворяло его авторским амбициям. И еще одно высказывание, отнюдь не характерное для этого скромного и взыскательного музыканта: «Какое моё „Волшебное озеро“ хорошее! Играю — и упиваюсь. В таком роде я ещё не сочинял»

Учитель:
Ребята, опишите музыку, которую вы сейчас услышали.

 (дети рассказывают свои впечатления от музыки)

Учитель:
А сейчас мы прослушаем симфоническую картину «Кикимора»

Слушание музыки А.К. Лядов «Кикимора»

Учитель:  А кто знает, кто такая Кикимора? (рис.1,4,5; приложение 2)
Ученик:
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету,
без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить,
все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...»
Учитель:
Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее

 малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. 

Ученик:

Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Учитель:
Жанровую основу «Кикиморы» составляют колыбельная и скерцо, определившие

двухчастную структуру пьесы (Adagio и Presto). Несмотря на их разительный контраст, они тесно связаны между собой.

Медленное вступление  рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

Учитель:

Тембровый колорит способствует воссозданию картины мертвенного, застывшего пейзажа. Огромную роль играют тембры фагота и бас-кларнета. С холодным, визгливым «голосом» флейты-пикколо связана тема Кикиморы. И даже народно-песенная, чистая в своей диатонике тема колыбельной поручена солирующему английскому рожку, придающему ей «жутковатый» характер, лишающему ее привычной для лядовских колыбельных нежности и теплоты.  Программа четко разделена на разделы, кто скажет, на какие?
Ученик:

•          Вступление. Хроматическое изломанное движение у низких деревянно-духовых инструментов символизирует обстановку в чудесном лесу.

•          Тема у английского рожка – это колыбельная кота Баюна.

•          Соло челесты создает холодное звучание хрустальной колыбели, которая качается с утра до вечера. Вступление завершается.
Ученик:


•          Presto – основной раздел, описывающий взрослую Кикимору. Главная тема состоит из интонационных элементов вступительного раздела. Форшлаги – это главный звукоизобразительный элемент.

•          Различные метаморфозы темы в основном разделе сочетаются с четкой ритмической пульсацией.

•          Кульминация отражена топочущим мотивом, основанном на терции.
Ученик:

•          Заключение. Пиццикато низких струнных и жалобный флейтовый писк.

Учитель:

Произведение выполнено с юмористическим оттенком, характерным для творчества Лядова. Кикимора имеет легкий лукаво-иронический характер. Явный гротеск сближает с жанром скерцо. Автор использует множество выразительных приемов, чтобы подчеркнуть иронию над злым образом:


•          Взвизгивания и капризы Кикиморы – малая флейта, гобой, трубы с сурдинами;

•          Прыжки – широкие интервалы с форшлагами;

•          Хроматические короткие темы;

•          Альтерированные гармонии;

•          Увеличенное трезвучие – «зловещий» образ.

•          Щелкающий ксилофон.

Учитель: Как вы думаете, Лядов высмеивает образ «злого» лесного духа?
Ученик:  Я думаю, Кикимора кажется ему смешной и безобидной.
Учитель:

Понравилась ли вам эта сказочная картинка?

Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке? Что вы представили,
слушая эту пьесу? Какой характер музыки прозвучал?
Каким было ваше эмоциональное состояние? ( Ответы ребят.)

Симфоническая миниатюра «Кикимора» является истинным шедевром отечественной музыки. Напомню, что значительная часть сочинений  Лядова – это инструментальная музыка, а большая часть произведений написана в жанре миниатюра. Миниатюра – это пьеса в простой форме, длиться несколько минут.
Лядов – выдающийся мастер музыкальной миниатюры. Сам Лядов называл свои симфонические миниатюры – «картинки для оркестра»
Сегодня мы познакомились со сказочной картинкой  «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора? (дети рассказывают свои впечатления от музыки)


(Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).


                               5.Итоги урока.  Домашнее задание.

Учитель: Вам понравилось наше сказочное путешествие?
Наш урок заканчивается и давайте вспомним, какие произведения сегодня прозвучали на уроке.

Ученик:  «Баба-яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»

Учитель: Молодцы! Мы познакомились с замечательной музыкой композитора А.К. Лядова. А дома я попрошу вас нарисовать Бабу-Ягу или Кикимору такой, какой она вам представляется на уроке.
До свидания!


Список используемой литературы

Е.Королева, “Музыка в сказках, стихах и картинках” (Книга для учащихся и учителей), Москва, “Просвещение”, 1994г

Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями),

          1, 2,3 классы. М., 2007

Фрид. Э. Л. Русская музыкальная литература. – Ленинград.,  «Музыка», 1985.

Шорникова. М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год обучения. – Ростов- на – Дону., «Феникс»,2016.

Интернет- ресурсы:

1. https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/skazochnyie_piersonazhi_v_muzykie

2. https://videouroki.net/blog/

3. https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/skazochnyie_piersonazhi_v_muzykie

4.http://classic-online.ru/ru/composer/Lyadov/246
Биография А.К. Лядова: http://www.belcanto.ru/lyadov.html