Занимательное сольфеджио и Музыка и окружающий мир (преподаватель Мажарцева Е.В.)


24.11.2021г.

Музыка и окружающий мир 1 класс.

Тема: Музыка вечера, ночи.

Продолжаем изучать творчество русского композитора С. С Прокофьева и его творение – сюиту «Детская музыка».

 «Вечер»- напоминаем маленький поэтический ноктюрн, отличающийся нежностью музыкальных красок. Вечерние сумерки приходят на смену последним уходящим лучам солнца. Прозрачность звучания в 1 часть достигается использованием среднего и верхнего регистров и приглушённой динамикой. Ровный ритм придаёт характер повествования.

https://www.youtube.com/watch?v=2y8d3-VXxxQ

«Ходит месяц над лугами» - это чудная картина природы, спокойная и поэтическая. На чуть освещённом холодным небе, плывущий месяц. Небольшая спокойная пьеса близка русским хороводным песням. Мечтательный, задумчивый характер музыки создаётся певучей, плавной мелодией, мягким, тягучим аккомпанементом. Вторая часть - начинается в низком регистре таинственно, настороженно. Наверное, месяц спрятался в тумане или тучах, остался только отсвет, и мелодия стала более грустной. Но вот музыка просветлела, зазвучала высоко, тихо, прозрачно, как будто лунный свет опять озарил природу, а в небе засверкали звёзды.

https://www.youtube.com/watch?v=j7xK-l4puNY

Задание: в рабочей тетради ответить на вопросы
1. Годы жизни композитора

2. В каком возрасте Прокофьев поступил в консерваторию?

3. Сколько раз оканчивал консерваторию и почему?

4. О чём рассказывает Сергей Сергеевич в сюите «Детская музыка?»

5. Сколько пьес в сюите «Детская музыка?»



Занимательное сольфеджио.   2 класс

Тема: Тональность До мажор

https://yandex.ru/video/preview/?text=урок%20сольфеджио%20тональность%20до%20мажор&path=wizard&parent-reqid=1637251558092194-6209721611098750397-vla1-5374-vla-l7-balancer-8080-BAL-4257&wiz_type=vital&filmId=10241366315494700196

Задание:

 1.Переписать в рабочую тетрадь гамму До мажор и подписать ступени (римскими цифрами)

https://shademark.ru/wp-content/uploads/2020/02/45c242cae54147e285e9f73b53035628.png

2. Переписать №2 и подписать ступени.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0b36/00003245-3f0e838e/img5.jpg



Музыка и окружающий мир.

Тема: Виды музыкальных форм. Период.

Музыкальная форма – это музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1329/0009d728-80ab12c1/img0.jpg

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение

законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке. Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов, но бывают в практике как длиннее, так и короче.

https://yandex.ru/video/preview/?text=музыкальный%20пример%20музыкального%20периода&path=wizard&parent-reqid=1637254317321605-3709302997250557575-sas6-5244-da7-sas-l7-balancer-8080-BAL-554&wiz_type=vital&filmId=194637256148856351

(смотреть куплетной формы)

Задание: записать в тетрадь виды музыкальной формы, определение периода.



​​​​​​​

17.11.2021г.

Музыка и окружающий мир    1 класс.

Тема: Музыка утра, дня.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4487230/pub_6056e1db49cb274f8577bbf7_608ebaaeea434d12df03d1b5/scale_1200Сергей Сергеевич Прокофьев.

Будущий композитор появился на свет 23 апреля 1891г. в селе Солнцевка Донецкой области. Серёжа с ранних лет полюбил музыку. Его мать хорошо играла на фортепиано, и в доме часто звучали произведения Бетховена и Шопена. Своё первое сочинение, написал в 5-летнем возрасте. А в 9 лет юный гений уже создавал оперы.
В 1903г. Прокофьев поступил в консерваторию Санкт-Петербурга, которую трижды оканчивал: в 1909г.- как композитор; в1914г.- как пианист; 1917г.- как органист. Своё образование успешно совмещал с творчеством, первое публичное выступление состоялось в 1908г., в 17-летнем возрасте.

Взрослая жизнь состоит из нескольких этапов:

С 1918 года начались гастрольные поездки. Прокофьев путешествует по миру и создает музыкальные шедевры.

В 1936 году композитор переехал в Москву, где стал преподавать в консерватории. Он продолжает писать оперы, создает музыку для балета и кинолент

В 1944 году Сергей Прокофьев был удостоен звания заслуженного деятеля искусств.

В 1947 – признан народным артистом РСФСР.

 Весной 1953 года великого композитора и пианиста не стало.
Особое место в творчестве композитора занимают детские темы. В произведениях этого цикла – личные переживания автора, его воспоминания о далеком прошлом. К осени 1935 года автор написал серию пьес, которые объединил в одну фортепианную сюиту под названием «Детская музыка».  В этом произведении автор рассказывает о том, как интересно можно провести день с утра до самого вечера. Сюита состоит из 12 частей. Произведения разнообразны по сюжету, по характеру, увлекательны по своему образу, занимательны необычной мелодией, гармонией и ритмом. Познакомимся с несколькими из них:

1 –е произведение называется «Утро». Музыка яркая и эмоциональная. Мы можем представить, как солнце ещё не взошло, но его первые лучи ярко освещают природу. А в глубоких басах – слышны остатки уходящей ночи.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%20%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1636536231698464-12072509069342668178-vla1-2174-vla-l7-balancer-8080-BAL-6875&wiz_type=vital&filmId=9684327203574005034

2-е произведение называется «Прогулка» - музыка весёлая, оживлённая. Пьесу можно разделить на 3 части: 1 выход на прогулку; 2- Встреча и игра с друзьями; 3-Возвращение домой.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1636536448897368-13938330998686606797-vla1-2174-vla-l7-balancer-8080-BAL-4814&wiz_type=vital&filmId=2806809771217553046.

Задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.



Занимательное сольфеджио.     2 класс.

Тема: Понятие лад.

Музыкальный лад представляет собой систему взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыке существует много ладов, и каждый из них имеет определённое характерное звучание. Чаще всего слово «лад» употребляется по отношению к двум тональным ладам – мажору и минору.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BE%20%D0%BB%D0%B0%D0%B4&path=wizard&parent-reqid=1636538274025797-6240728508695970061-sas3-0697-5f0-sas-l7-balancer-8080-BAL-3412&wiz_type=vital&filmId=264792092866627485

Домашнее задание: в  рабочей тетради ответить на вопросы
1. Что такое лад?  2. Какие бывают лады? 3. Какой ступенью отличается мажорный лад от минорного? 4. Как лад влияет на характер музыкального произведения (пьесы, песни)?



Музыка и окружающий мир

Тема: Развитие темы зла и насилия в Симфонии №7 Д. Шостаковича

https://www.peoples.ru/art/music/composer/shostakovich/shostakovich_310.jpg

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) композитор, пианист, педагог, общественный деятель, народный артист СССР.

История создания 7 Симфонии, её названия, исполнения и интересные факты:

https://www.boutique-project.ru/reading/articles/91

Главный образ Симфонии- образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его – широкие, напевные, напоминают русские народные песни.

Седьмая симфония состоит из четырех частей.

Самая значительная часть – первая. В ней рассказывается о том, как в мирную жизнь ворвалась грозная сила – война». В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия, потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

Еще звучит последний «мирный» аккорд, когда издалека доносится дробь военного барабана. На фоне ее возникает странная тема – аккуратная, симметричная, отрывистая. Как будто двигаются марионетки.

Алексей Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Образы, возникающие у слушателей, могут быть разными, но, бесспорно, то, что в теме фашистского нашествия есть сходство с зловещей карикатурой.

Сначала эта тема кажется не столько угрожающей, сколько пошлой и тупой. Но в развитии постепенно раскрывается ее страшная сущность. Покорные воле крысолова, ученые крысы вступают в бой. Марионеточный шаг превращается в движение механического чудовища, растаптывающего на своем пути все живое.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B4%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1636540595879645-13543306230085534553-vla1-4403-vla-l7-balancer-8080-BAL-6568&wiz_type=vital&filmId=9051913155571147595

Средства музыкальной выразительности, с помощью которых достигнут образ, –  создается однообразием мелодии, чеканного ритма, постоянного повторения одного и того же мотива; впечатление надвигающейся грозной силы создает усиливающаяся динамика (от pp до  ff), увеличения количества инструментов; военный образ создает жанра марша; основные средства развития образа – динамика и оркестровые вариации.

Задание: в рабочей тетради описать свои впечатления о прослушанной музыке, какими музыкальными средствами достигается характер отрывка.



​​​​​​​

3. 11 2021г.

Музыка и окружающий мир.   1 класс.

Тема: Осень. Зима. Весна. Лето.

Антонио Вивальди(1678-1841) – итальянский композитор, скрипач,  дирижёр, педагог, католический священник. Главной областью его творчества была инструментальная музыка. Ему принадлежат 465 концертов для различных инструментов. Это крупнейший скрипач-виртуоз XVIIIвека, который создал жанр сольного инструментального концерта.

Знаменитый цикл «Времена года» - относится к программной музыке. (Инструментальная музыка, в которой есть литературное сопровождение, называется программной). Считается, что литературный текст, к  циклу «Времена года», написал сам композитор. Он состоит из 4-х частей, которые носят названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Рассмотрим каждый из них.
«Лето». Вивальди предпослал следующее описание: утомлённый жарой, в тени деревьев засыпает пастушок, но послышался далёкий гром, собирается гроза, и вот уже, словно водопад обрушился с неба, заливая поля.

https://yandex.ru/video/preview/?text=слушать+вивальди+времена+года+лето&path=wizard&parent-reqid=1635704211989996-10241775973642946498-vla1-5772-vla-l7-balancer-8080-BAL-2477&wiz_type=vital&filmId=16818323031560351279&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvoGUSQ8Y4ijc

«Осень» - это целый рассказ о радости крестьян, собравших урожай. Музыка шаг за шагом «рисует» их танцы, праздничное веселье. Мы слышим, как льются струи вина и лают собаки.

https://yandex.ru/video/preview/?text=слушать%20вивальди%20времена%20года%20осень&path=wizard&parent-reqid=1635704592156862-13153852491102426138-vla1-5772-vla-l7-balancer-8080-BAL-7892&wiz_type=vital&filmId=1537792774477937386

«Зима»

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья

https://yandex.ru/video/preview/?text=вивальди%20времена%20года%20слушать%20зима&path=wizard&parent-reqid=1635704943239381-16438073107018429183-vla1-5772-vla-l7-balancer-8080-BAL-8496&wiz_type=vital&filmId=14428904526147723768https://yandex.ru/video/preview/?text=вивальди%20времена%20года%20слушать%20зима&path=wizard&parent-reqid=1635704943239381-16438073107018429183-vla1-5772-vla-l7-balancer-8080-BAL-8496&wiz_type=vital&filmId=14428904526147723768


«Весна»

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло.

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит точно волшебство,

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.

https://yandex.ru/video/preview/?text=вивальди%20времена%20года%20слушать%20весна&path=wizard&parent-reqid=1635705691254112-11912824812941061248-sas3-0671-f04-sas-l7-balancer-8080-BAL-7880&wiz_type=vital&filmId=138262790886742176

Задание: прослушать отрывки; выделенное в тексте записать в рабочую тетрадь.



​​​​​​​

Занимательное сольфеджио   2 класс


Вот и подошла к концу,  не лёгкая, 1 четверть. Последний урок по предмету «Занимательное сольфеджио» предлагаю провести в не традиционной  форме. И так, внимательно смотрите на слайды и отвечайте на поставленный вопрос. Не пугайтесь, они будут только по темам, которые мы изучили в 1 четверти. Желаю успехов! Ответы прошу присылать на WhatsApp.  С уважением ваша Елена Владимировна. ​​​​​​​




Музыка и окружающий мир

Тема: Развитие тем в музыке М. И. Глинки.

На предыдущем уроке, мы узнали, что такое вариационная форма. Сегодня продолжим рассматривать эту тему.

К теме вариационного развития обращался и русский композитор XIX века М.И.Глинка. В своей Симфонической фантазии «Камаринская» он обращается к двум русским народным темам.  Перваясвадебная песня «Из за гор высоких». Вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает композитору приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например: часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так, первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступит весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Её развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас всё новыми и новыми  «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.

https://yandex.ru/video/preview/?text=слушать%20Симфонической%20фантазии%20«Камаринская»&path=wizard&parent-reqid=1635708106636482-5898890931363643466-sas3-0978-dd4-sas-l7-balancer-8080-BAL-6407&wiz_type=vital&filmId=3117320151949214048


Задание: Прослушать отрывок; записать в тетрадь тему урока, выделенный текст.



​​​​​​​

27.10 2021г.

Музыка и окружающий мир.     1 класс.

Тема: Мир, в котором ты живёшь.

Посмотри, мой милый друг.
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое
Солнце светит золотое,
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг…(природа)

Сегодня мы встретимся с миром, в котором живём. Как вы думаете, что такое мир?

МИР – это всё, что нас окружает. Это и планета, на которой мы живём, и наша страна, и  любимое село, и даже наша школа.

Но слово МИР – имеет ещё одно значение. В словаре Ожегова «МИР – это согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны». Мы должны стараться жить так, чтобы в мире, который нас окружает, каждому было тепло и уютно. И так  как мы, люди, вроде бы разные, а так похожи друг на друга, мы все хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с нами дружили, поддерживали в трудную минуту.


https://www.youtube.com/watch?v=PLioPiBFvI4&t=26s


Домашнее задание: учить песню Г. Струве «Моя Россия».



Музыка и окружающий мир.   2 класс.

Тема: Развитие тем в музыке Чайковского.

Вариационное развитиеэто тоже повторение, но видоизменённое, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основой в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.

Например, русский композитор, педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, музыкальный  журналист, доктор музыки  Пётр Ильич Чайковский. В своей 4 симфонии (4 часть – финал)  использует русскую народную песню       « Во поле берёза стояла». Конечно,  вы её узнаете, для её развития композитор использует вариационный способ развития темы.

https://yandex.ru/video/preview/?text=чайковский%20финал%204%20симфонии%20во%20поле%20берёза%20стояла&path=wizard&parent-reqid=1635064268032615-5490795579995456784-sas3-0887-25d-sas-l7-balancer-8080-BAL-4414&wiz_type=vital&filmId=16564295219231530833

Задание: прослушать отрывок, выделенное в тексте выписать в рабочую тетрадь



Занимательное сольфеджио

Тема: Сильная и слабая доли, звукоряд, гамма.

https://yandex.ru/video/preview/?text=видеоурок%20сильная%20и%20слабая%20доля&path=wizard&parent-reqid=1635065999751554-3549032531925073649-sas3-0887-25d-sas-l7-balancer-8080-BAL-4848&wiz_type=vital&filmId=10423642296020203254

 (при просмотре видеоурока, делать запись в нотную тетрадь)

https://yandex.ru/video/preview/?text=видеоурок%20сильная%20и%20слабая%20доля%20сольфеджио%20гамма%20звукоряд&path=wizard&parent-reqid=1635065683129526-8137827703138753281-sas3-0887-25d-sas-l7-balancer-8080-BAL-5552&wiz_type=vital&filmId=2325097263952203553

Выполнить задание, данное в ролике.



​​​​​​​

20.10.2021

Музыка и окружающий мир 1 класс.

Тема: Как здорово быть музыкантом.

Очень много людей на свете любят музыку, некоторые ею занимаются, а некоторым дан талант музыканта. Музыкантами принято называть тех, кто играет на каком - либо музыкальном инструменте, певцов, композиторов. В принципе, музыкантом можно назвать каждого, кто занимается музыкой. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Музыканты могут быть любителями и профессионалами. Первые занимаются музыкой для души,  для себя или узкого круга людей. Профессиональные музыканты зарабатывают музыкой на жизнь.

https://yandex.ru/video/preview/?text=мультфильм%20о%20музыкантах&path=wizard&parent-reqid=1634489401515035-12494539689663660072-vla1-4474-vla-l7-balancer-8080-BAL-8712&wiz_type=vital&filmId=16825996096810579253

Задание: посмотреть ссылку, записать в тетрадь названия прослушанных произведений.



                                   Музыка и окружающий мир  2 класс.

Тема: Развитие музыкальной темы в сюите Римского-Корсакова «Шехерезада».

Мы уже знаем, что музыкальнаятема занимает ведущее положение в произведении. Не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способностью к развитию или изменению. Каждая музыкальная тема на протяжении всего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит ккульминации (от лат. «вершина»)- самому напряжённому моменту музыкального произведения или его части. Существует несколько приёмов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.

Самый распространённый приём развития – повторение. Обычно оно встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция (от лат. «следую») – приём развития, который усложнён тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.

Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Николая Андреевича Римского – Корсакова«Шехерезада».

Произведение написано в 1888году. Музыка написана ко всем хорошо известной арабской сказке «1000 и дна ночь».


 Композитор предворяет симфоническую сюиту программой: « Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жён после первой брачной ночи. Но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему на протяжении 1001 ночи. Так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец, оставил это намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехерезады – они контрастны.. Подберём эпитеты для каждой из них. Развёртывание Темы Шехерезады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаём, откуда она «выросла» - из Темы Шахриара.ятема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, всё выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит всё выше, благодаря этому и нарастает напряжение.

https://stand.hitplayer.ru/?s=римский-корсаков%20шехеразада%20тема%20моря

Задание: Прослушать отрывок; записать в тетрадь тему урока, главные термины (выделенный текст).



Занимательное сольфеджио

Тема: Размер 2/4. Такт. Тактовая черта.

Такт – это отрезок мелодии от одной сильной доли до другой.

Тактовая черта – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга.

https://yandex.ru/video/preview/?text=урок%20сольфеджио%20размер%202%2F4&path=wizard&parent-reqid=1634487670410164-8639698378978549770-vla1-0726-vla-l7-balancer-8080-BAL-3104&wiz_type=vital&filmId=8510144740260518281

Домашнее задание: Просмотреть видеоматериал, записать в тетрадь, выучить правила. Закреплять: написание нот в скрипичном и басовом ключе; длительности нот и их счёт.




Дорогие ребята, предлагаю вам принять участие в викторине по предмету «Музыка и окружающий мир», участие в которой поможет в увлекательной форме закрепить и применить полученные ранее знания. Викторина состоит из вопросов, которые будут интересными и разнообразными. Желаю удачи! С нетерпением ожидаю ваши работы в WhatsApp.

​​​​​​​



13.10.2021г.

Музыка и окружающий мир   1 класс

Тема: Мифы о силе музыкального искусства.

Миф – это повествование о человеке, подвигах, происхождение мира, богах, передаваемое из поколения в поколение. В основном мифы были распространены во времена древней Греции, когда существовало язычество, и люди верили, что стихийные бедствия – это результат гнева богов.

Миф о Пане и его флейте

До наших дней дошла древнегреческая легенда, рассказывающая об одном инструменте, разновидности флейты – сиринкс, представляющей несколько соединённых вместе тростниковых трубок. Более распространённое её название – флейта Пана.

Пан был богом пастухов и охотников. Его уродливая внешность – козлиные копыта и рога, вызывали у людей ужас, часто обращая их в бегство.

В те далекие времена, Сиринкс – это было имя самой прекрасной девушки в городе. Как-то ее повстречал Пан, бог леса и рощи, и настолько понравилась ему она, что влюбился в нее безответно и стал всюду преследовать. Девушка была не рада поклоннику и всячески пыталась избегать встречи. Однажды, он погнался за ней, но густой лес, под своими зелеными кронами старался её скрыть, и  Сиринкс взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Пан почти догнал красавицу, протянул руку, чтобы схватить, но внезапно оказалось, что держит вовсе не прекрасную кисть возлюбленной, а лишь густой тростник. На свою беду, ослепленный от досады бог леса не догадался, что земля спрятала девушку от него и превратила в камыш. Схватил он эту охапку, решив, что тростниковые заросли скрыли от него прекрасную деву и срезал их ножом. Слишком поздно понял Пан, что на самом деле произошло, раскаялся, собрал бережно вся тростинки, стал лить слезы и бережно целовать их. В это время произошло чудо, его дыхание случайно проникло в камышовые срезы, и зазвучала музыка. Так и появился инструмент с легким и воздушным звучанием, как дуновение ветерка.

https://yandex.ru/video/preview/?text=миф+о+пане+и+его+флейте&path=wizard&parent-reqid=1633712789296242-3464481768077037119-sas3-1002-e1c-sas-l7-balancer-8080-BAL-816&wiz_type=vital&filmId=2431239249019415854&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F10598702231092412418


Музыка и окружающий мир.  2 класс

Тема: Особенности музыкального языка.

Музыкальный язык понятен всем людям знающим и понимающим музыку. Он состоит не из алфавита, а из звуков и других не менее важных элементов (мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи и т.д.)

Музыкальный язык – это особенности произведений, которые их делают их индивидуальными.

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная в одном голосе (чаще верхнем). Подобно тому, как художник изображает мир на холсте красками, так композитор использует музыкальные звуки. Ни одно музыкальное произведение не мыслится без мелодии. Без мелодии нет музыки, она считается «душой произведения». Любая мелодия имеет свой рисунок – мелодическую линию. Виды мелодических линий: повторение звука; восходящее и нисходящее движение, волнообразное.

Строение мелодии: МОТИВ – наименьшая часть мелодии; ФРАЗА – объединение нескольких мотивов.

Ритм – это чередование звуков и пауз, чаще разных по длительности. Он неотделим от мелодии. Записывается ритм при помощи длительностей, а они объединяются в небольшие группы и образуют ритмический рисунок.

Лад – взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Для каждого произведения, в зависимости от характера, композитор выбирает определённый лад. Если вы слышите музыку светлую, весёлую, то это МАЖОР, а если грустную, печальную – МИНОР. Можно сказать, что лад – это характер музыки.

Темп – неразрывно связан с ритмом. Это скорость движения в музыке. Как правило, темп указывается итальянскими терминами и записывается в начале произведения.

Три группы темпов:

1) медленные (adagio - медленно, grave – тяжело, largo - широко)

2) умеренные (moderato - умеренно, andante - не спеша)

3) быстрые (allegro - скоро, vivo - живо, presto – быстро)

Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие слова, как molto и assai – очень, poco – немного.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7127470436657124175&text=слушать+чайковский+старинная+французская+песенка+из+детского+альбома

 Слушать: П. И. Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома». В рабочей тетради дать характеристику пьесы используя музыкальный язык.



Занимательное сольфеджио


Тема: Длительности нот.

Повторение:

https://shademark.ru/wp-content/uploads/2019/01/09f86dfc525cfeccfb427b1988180d06.jpg

Новая тема: просмотреть видеоурок, сделать запись в тетрадь.

https://yandex.ru/video/preview/?text=видеоурок%20длительности%20нот%20и%20их%20счёт&path=wizard&parent-reqid=1633787270813520-9291863801518640022-vla1-5779-vla-l7-balancer-8080-BAL-7891&wiz_type=v4thumbs&filmId=16038700695426471526

Задание:

1) Закреплять написание нот в басовом ключе. Решить ребус, фото прислать

https://sun9-8.userapi.com/impg/BgO4IB38sDsLvcVwqUOzYlyVewxa-CrX_gwHvA/LWZLwWsdbvA.jpg?size=512x398&quality=96&sign=d4d3b461c1308177c77ec5b2b116ebaf&type=album

2) Учить длительности нот и их счёт


https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/004e/00126355-c80b04fb/img10.jpg



​​​​​​​

6.10.2021г.

Музыка и окружающий мир.   1 класс.

Тема урока: Сказки о музыке и музыкантах.

http://allskazki.ru/autor/grimm/38grimm.html

https://www.youtube.com/watch?v=g9Xz2Ta_LDs

Нарисовать понравившегося музыкального героя.



Музыка и окружающий мир.   2 класс.

Тема: Образное содержание тем.

Каждый композитор, желая быть понятым, пользуется способностью музыки передавать не только настроение, но и образы движения, а так же умением подражать различным звука, например: пению птиц, топоту коней, плеску волн. И перед нашим внутренним взором разворачиваются целые картины, «нарисованные» музыкальными звуками: образ-портрет, образ-сцена, образ-настроение. А чтобы уточнить наши впечатления, направить их, композитор даёт произведению название или даже описывает словами то, что мы должны понять из услышанного.

https://i.pinimg.com/originals/02/48/21/024821e5fd2c701a9c734afd7779de12.jpg

Рихард Вагнер (1813 – 1883) – немецкий композитор, дирижёр.

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/rikhard-vagner

Валькирии – суровые девы войны. Валькирией называют божества в скандинавских и германских мифах, наказанные за любовь.

Музыкальный образ «Полёта валькирий» доступен каждому слушателю – погоня, битва, падение. Это то, что передано элементами музыкальной речи. Воинственность музыке придаёт схожесть с маршем: чёткий пунктирный ритм, мелодия с интонациями сигналов, движением по звукам трезвучия. Медные духовые инструменты позволяют представить как герои приближаются издалека, проносятся мимо и удаляются. Пользуется Вагнер и звукоизобразительностью: скачка, свист, рассекающий воздух стрелы, гром ударов. Таким образом, становится понятен замысел: Богиня-воительница, нарушившая волю отца, пытается спастись от его гнева на своём крылатом коне.

https://yandex.ru/video/preview/?text=Вагнер%20полёт%20валькирий&path=wizard&parent-reqid=1633287280559351-8525814665600566918-sas2-0054-sas-l7-balancer-8080-BAL-5468&wiz_type=vital&filmId=4518057685112921517

Задание: Прослушав «Полёт валькирий» опишите в тетради картину, которая вам представилась.



Занимательное сольфеджио

Тема: Басовый ключ.

Повторение.

 https://kipmu.ru/wp-content/uploads/oktava-1536x952.jpg

Мы уже знаем написание нот первой и второй октавы. Они пишутся в скрипичном ключе.

Сегодня знакомимся с нотами малой октавы. По своему звучанию - это низкие звуки и поэтому они пишутся в басовом ключе.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04c0/0000b487-7a0f84f7/img4.jpg

https://yandex.ru/video/preview/?text=что%20такое%20басовый%20ключ&path=wizard&parent-reqid=1633291222655950-15967784368199695769-sas6-5249-73e-sas-l7-balancer-8080-BAL-8003&wiz_type=vital&filmId=15702337028664571411

Задание: 1. Написать две строчки басового ключа;

2. Написать ноты большой и малой октавы;

https://documents.infourok.ru/5afd2889-7f91-46a7-ab24-3d594575ff48/0/slide_09.jpg 

 3. Выучить стихотворение:

На линеечках живут: Соль, Си, Ре, Фа, Ля;

Низким голосом поют Соль, Си, Ре, Фа, Ля.




29.11.2021г.

Музыка и окружающий мир       1 класс

Тема: Легенды в музыке.

Легенда - это произведение фольклора. В ней повествуется о каком – либо событии в сказочной или фантастической форме.

Легенда «Орфей и Эвридика»

https://yandex.ru/video/preview/?text=видеоурок+орфей+и+эвридика+глюк&path=wizard&parent-reqid=1632734851920346-10194192777332420878-vla1-5741-vla-l7-balancer-8080-BAL-5963&wiz_type=vital&filmId=5965847064125469194&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FviWjDHB8s-jA

На эту легенду писали музыку композиторы: Кристоф Виллибальд Глюк, Клаудио Монтеверди, Якопо Пери, Жак Оффенбах, Александр Журбин.

Предлагаю прослушать: Мелодию для флейты К. Глюка, определить характер отрывка.

https://stand.hitplayer.ru/?s=глюк.орфей%20и%20эвридика

Современный, русский композитор Александр Журбин написал рок-оперу на этот же сюжет

https://stand.hitplayer.ru/?s=александр%20журбин%20"орфей%20и%20эвридика"

Сделать характеристику о сходстве и различиях в музыкальных произведениях.



Музыка и окружающий мир   2 класс

Тема: Характер музыкальных тем. Контраст тем - контраст элементов музыкальной речи.

Когда мы слушаем музыку, то не пытаемся выделить отдельно мелодию, ритм, регистр, тембр и т. д., а воспринимаем целое. Перед нами возникает неповторимый музыкальный образ, который хотел донести до нас композитор. Вся сложность заключается в том, что невозможно понимать язык музыки в том же прямом смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи. Музыка передает эмоции, настроения, чувства.

Подбирая  определения, передающие ​ впечатления о предмете, мы можем описать свои впечатления о музыкальном произведении.

В музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Они воплощаются в музыкальных темах. 

Музыкальная тема (от греч. «то, что положено в основу») – основная мысль произведения, материал для дальнейшего развития.

 По характеру темы могут быть близкими, дополняющими друг друга или, наоборот, далекими, противоположными – контрастными.

 Сходное или различное звучание музыкальных тем зависит от тех элементов музыкальной речи, которые подобрал композитор для каждой из них.

https://fb.ru/article/231105/kompozitor-borodin-a-p-biografiya-tvorchestvo-foto

Задание: в рабочей тетради сделать план-конспект

Прослушать: А.П. Бородин «Богатырская симфония» - главная тема
https://stand.hitplayer.ru/?s=бородин%20богатырская%20симфонияhttps://stand.hitplayer.ru/?s=бородин%20богатырская%20симфония

Характер главной темы мы можем описать как: значительный, мужественный, решительный, настойчивый, воинственный, тяжелый

Побочная тема
https://stand.hitplayer.ru/?s=бородин%20богатырская%20симфония

Характер Побочной темы – ласковый, мягкий, приветливый, светлый, спокойный.

Если мы сравним элементы музыкальной речи, из которых складываются Главная и Побочная темы, то увидим, что они тоже различаются. Таким образом, контрастный характер музыкальных тем создается различными элементами музыкальной речи. И, наоборот, в сходных по характеру темах мы обязательно обнаружим общие элементы музыкальной речи.



Занимательное сольфеджио

Тема: Написание нот второй октавы

Повторение:

Учим ноты второй октавы:

https://yandex.ru/video/preview/?text=Видеоурок%20написание%20нот%202%20октавы&path=wizard&parent-reqid=1632738369077334-16212428085928369455-vla1-4704-vla-l7-balancer-8080-BAL-5675&wiz_type=vital&filmId=5998195001614333804

- Можем ли мы сказать, что ноты второй октавы и первой октавы, похожи по названию? (да)

- А звучат они так же? (нет)

- Как звучат ноты второй октавы? (выше)

-Ноты во второй октаве поют певцы очень высоким голосом! Женский высокий голос или высокий детский называется СОПРАНО, высокий мужской голос называется ТЕНОР.

- Как вы думаете, зачем нужна вторая октава? (ноты могут записываться дальше, когда мы поем или играем выше, чем в первой октаве).

Задание:1. Написать в тетради: ноты второй октавы;

2. Переписать и подписать ноты из тренировочного задания (ноты написаны в скрипичном ключе).



Музыка и окружающий мир    1 класс             22.09.2021г.

Тема:   Небылицы, шутки в музыке

И. С. Бах (1685-1750)- великий немецкий композитор, органист, капельмейстер, педагог. Автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени. Его творческое наследие интерпретируется как обобщение музыкального стиля барокко. Бах написал много духовной музыки, которая признаётся шедевром музыкальной классики.

Стояла лунная ночь. В маленьком немецком городе Ордруфе все спали. И только в одном доме, при свете луны, низко пригнувшись к столу, мальчик переписывал ноты. С тех пор, как умерли его родители, он жил у старшего брата – органиста местной церкви.

 В одном из шкафов была заперта тетрадь с токкатами и фугами знаменитых органистов. Брат запрещал её трогать. Но любовь к музыке была столь сильна, что вот уже шесть месяцев мальчик тайно переписывал из неё произведения в свою тетрадь. В эту ночь работа подходила к концу, но вдруг дверь открылась, и в комнату вошёл старший брат. Напрасны были мольбы и слёзы! Заветная тетрадь с нотами была отобрана. И лишь много лет спустя она была возвращена владельцу. Но тогда он сам был уже зрелым композитором. Имя его – Иоганн  Себастьян  Бах.

И. С. Бах жил более 250 лет назад. Церковные власти были недовольны музыкой Баха:  она была для церкви слишком умной. В ней было слишком много человеческих чувств. У Баха есть произведения радостные и печальные, у него есть музыка трагическая, а есть шутливая и танцевальная.

Самым знаменитым детским произведением Баха является сюита «Шутка». Это произведение воплощает всё то, что хотел принести композитор детям. Лёгкое, нежное, переливчатое звучание флейты, серебристый звон струнных инструментов.

https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/iogann-sebastyan-bakh-shutka

Композитора Владимира Шаинского знают взрослые и дети, его песни звучат в любимых мультиках, на которых выросло не одно поколение.

Разучивание песни «Небылицы»

https://yandex.ru/video/preview?text=песня%20небылицы&path=wizard&parent-reqid=1599637658403986-641008722040303096700281-production-app-host-man-web-yp-269&wiz_type=v4thumbs&filmId=11982371958835458838

​​​​​​​

​​​​​​​

Музыка и окружающий мир                 2 класс

Тема: Элементы музыкальной речи. Метр. ритм. Штрих. Аккомпанемент.

Метр (отгреч. «мера»)-равномерное чередование сильных и слабых долей.

Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением.

Ритм – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок.

Штрих (от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Обозначается итальянскими терминами (напр. legato- плавно, staccato-остро)

Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии (гармонияот греч. «стройность, соразмерность» – аккорды и их последовательность). Различают два типа изложения аккомпанемента: аккордовыйи фигурированный.

(записать термины в тетрадь)

Решить кроссворд:

  1. Что   П.И. Чайковский называл душой музыки?









  1. Как, одним словом, называют местоположение звуков?








3.Дружбу звуков называют словом…

​​​​​​​




4.Как называется скорость исполнения музыки?





5.Каким словом называют чередование длинных и коротких звуков?





6. Как, одним словом, назвать громкое и тихое звучание музыки?









7. Как называется окраска звучания?








Занимательное сольфеджио         

Тема: Клавиатура. Регистры. Октавы.  Написание нот первой октавы.

Просмотреть видеоурок.

https://www.youtube.com/watch?v=8dJXtt4ETck 

        Запоминаем ноты:

https://yandex.ru/video/preview/?text=инфоурок+написание+нот+1+октавы&path=wizard&parent-reqid=1632241217915743-6491887725664143134-sas3-0775-509-sas-l7-balancer-8080-BAL-9016&wiz_type=vital&filmId=2298179250759990789&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F939029828061

Написать в тетради ноты 1 октавы (по 2 строчки)

https://fsd.videouroki.net/html/2018/11/25/v_5bfb05f336f94/img5.jpg


https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/42323_5648d0459c74f94a33ac12212bbc0d40.png.jpg​​​​​​​

​​​​​​​

15.09.2021г.

Музыка и окружающий мир.       1 класс

Тема: Повсюду музыка слышна.

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна,

Как дождь в окно твоё стучится,

Повсюду музыка слышна

https://yandex.ru/video/preview/?text=урок%20на%20тему%20повсюду%20музыка%20слышна&path=wizard&parent-reqid=1631639287888736-16715355393510737506-sas3-0749-7ac-sas-l7-balancer-8080-BAL-866&wiz_type=vital&filmId=12341689085642528579

Домашнее задание:

Прослушать и петь песню «Всюду музыка живёт»

https://yandex.ru/video/preview/?text=скачать%20караоке%20мп3%20повсюду%20музыка%20слышна&path=wizard&parent-reqid=1631640252765447-17360107041792949302-sas5-9930-f6c-sas-l7-balancer-8080-BAL-6917&wiz_type=vital&filmId=17295342485147262010


Музыка и окружающий мир.        2 класс

Тема: Элементы музыкальной речи. Мелодия. Лад. Тембр. Регистр. Динамика. Темп.

1. Мелодия (от греч. «песня, напев») – выраженная одноголосно музыкальная мысль. Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальная и инструментальная. Различают два типа мелодии: кантилена(от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив(от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи.Боольшое значение для выразительности мелодии имеет ее направление. Восходящее движениемелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее– с расслаблением Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно.

2. Лад (от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажори минор.

3. Тембр – (от франц. «окраска») – окраска звукаГолоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре: бас — тенор — альт — сопрано.

4. Регистр (от лат. «список, перечень»)участки диапазона различных музыкальных инструментов.Различают: низкий, средний и высокий регистры.

5. Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.

6. Темп (от лат. «время») — скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы: быстрые, умеренные и медленныеДля обозначения темпа используются итальянские термины.

Домашнее задание: Записать в тетрадь элементы музыкальной речи.


Занимательное сольфеджио    2 класс

Тема: Знакомство с предметом. Нотный стан.  Скрипичный ключ.

Сольфеджио  (итал. solfeggio от названия нот «соль» и «фа») — многозначный музыкальный термин, означающий: учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (пение по нотам), музыкальный диктант, анализ на слух, специальные вокальные упражнения для развития голоса.

https://yandex.ru/video/preview/?text=видеоурок%20знакомство%20с%20предметом%20с%20сольфеджио%20скрипичный%20ключ%20нотный%20станольфеджио&path=wizard&parent-reqid=1631642069640784-17917914644705374390-sas5-9930-f6c-sas-l7-balancer-8080-BAL-7129&wiz_type=vital&filmId=7815677317026306015

Домашнее задание: Написать в нотной тетради- 3 строчки скрипичных ключей.