История хореографического искусства (преподаватель Пащенко С.Ю.)


7 февраля 2022 г.

7 класс ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА (1 урок)

ТЕМА: ФРАНЦ ХИЛЬФЕРДИНГ И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИИ БАЛЕТА

Цель: познакомить с биографией и творчеством Ф. Хильфердинга

Балетмейстер-реформатор Франц Хильфердинг

Франц Антон Кристоф Хильфердинг (1710-1768) родился в Вене (Австрия). Происходил из семьи странствующих артистов-кукольников. Немного разбогатев, его родители попытались открыть драматический театр в Вене. Театр просуществовал недолго, но благодаря ему Хильфердинг получил прекрасное актёрское образование.

Начинал будущий балетмейстер в качестве танцовщика венской труппы, а в начале 1730-х годов отправился совершенствовать свою технику в Париж. Париж тогда, как, впрочем, и позже был законодателем балетных норм, молодой танцовщик многому научился и, вернувшись в Вену в 1735 году стал сначала артистом балета придворного театра, а c 1737 — балетмейстером.

В 1740 году начинающий балетмейстер поставил балет «Дон Кихот» по роману М. Сервантеса. «Дон Кихот» — это был самый первый перенос этого литературного произведения в хореографию (в дальнейшем появится множество балетов по этому сюжету, но первый перенёс его в балет Франц Хильфердинг). Из огромного романа он выбрал только один сюжет — о влюблённых Китри и Базиле, которым принялся помогать отзывчивый и бесстрашный дон Кихот. Все последующие балеты в постановках разных балетмейстеров по этому бессмертному роману Сервантеса повторяли именно эту главу, отобранную для балета ещё Хильфердингом. В 1742 году балетмейстер представил на суд зрителей сра­зу 3 спектакля: «Британик» по Ж. Расину, «Идоменей» по П. Кребийону, «Альзира, или Американцы» по пьесе Вольтера.

Хильфердинг соединял в своих спек­таклях пантомиму и танец, отдавая предпочтение пантомиме как жанру, позволяющему больше других приблизиться к подражанию прекрасной и простой природе. Именно в пантомиме протекало дейс­твие балетов, танец возникал главным образом в качестве дивер­тисментов. Хореограф пытался до­казать, что балет способен самостоятельно, собственными вырази­тельными средствами воплощать серьёзное содержание. Но воплотить всю глубину первоисточников ему не удалось. В трагедиях, к которым обратился балетмейстер, большую роль играли размышления о высоких материях и нравственности, а раскрыть моральные понятия хореографическими средствами практически невозможно.

Задание:записать выделенный текст в тетрадь, фото выполненных работ  отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru