Развитие речи (Пащенко С.Ю.)


18 октября 2021 г.  «Развитие речи»


Тема: Буква «И»

Цель:Познакомить со звуком и буквой «И», развивать слуховое внимание и фонематический слух, учить выделять звук «И» из ряда гласных.


Ход урока


1. Артикуляционная зарядка


 Погулять язык собрался   (открыть рот)

Он умылся,  (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,  (провести языкам по губам - «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,  (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,  (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.  (спрятать язык во рту)


2. Повторение  скороговорки

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a6f/00174f76-4a3af4a4/img9.jpg

2. Изучение новой темы

 -Вспомните, с какими звуками мы уже познакомились? (а, о, у)

– Какие это звуки? (гласные)

- Каким цветом обозначаем? (красным)

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

-Послушайте стихотворение:

Инна, Нина и Марина,

Лиза, Игорь и Ирина,

Вышли в прятки поиграть,

Букву новую искать.

 - Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (звук «И»)

-  Произнесите звук «И».

Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И».


- Как вы думаете, звук «И» гласный? Почему? (его можно петь)

Звук «И» - гласный и обозначаем мы его красным цветом.

 Услышишь звук «И» — подними руку

Ива, стул, книга, рыба, окно, дверь, индеец, Ира, утка, Дети

3. «Назовите все слова на букву «И», изображенные на картинке.

 

4. Перед написание буквы «И» проводится пальчиковая гимнастика 

5. Выкладывание буквы «И» из карандашей, рисование в воздухе.

6. Напечатать заглавную букву «И» в тетрадях (2 строки).




11 октября 2021 г.  «Развитие речи»

Тема «Целое и часть предмета. Определение предмета по его частям. Дидактическая игра «Назови предмет»

Цель: формировать представление о том, что предметы состоят из частей; развитие связной речи детей.


Ход занятия


1. Артикуляционная зарядка


 Погулять язык собрался   (открыть рот)

Он умылся,  (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,  (провести языкам по губам - «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,  (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,  (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.  (спрятать язык во рту)


2. Разучивание скороговорки

 Проговорить скороговорку в медленном темпе за взрослым, потом в среднем.


https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a6f/00174f76-4a3af4a4/img9.jpg


3. «Отгадай предмет по частям» (назвать части предмета, а ребенок должен назвать, что это за предмет)


У этого предмета есть:

  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  • Нитка, бусины (бусы);
  • Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
  • Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
  • Рукава, воротник, манжеты (рубашка);
  • Спинка, сиденье, ножки (стул);
  • Подошва, каблук, шнурки, мех (ботинки);
  • Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)
  • Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);
  • Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);

У него есть:

  • Ствол, ветки, листья, корни, кора (дерево)
  • Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
  • Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
  • Голова, туловище, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);
  • Голова, туловище, лапки, иголки (еж);
  • Голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова).



4. «Раз - два - три – части назови» (назвать предмет, а ребенок должен сказать, из каких частей он состоит)

  • машина - колеса, руль, фары;
  • куртка – рукава, молния, карманы;
  • дом – стены, окна, кирпичи;
  • бабочка - крылья, туловище, хоботок
  • велосипед – колеса, руль, педали

5. Дидактические упражнения для закрепления

Назвать часть предмета, а ребенок определяет целый предмет по этой части. Если может дать несколько ответов – говорит их все.

Упражнение №1

Часть

Целое

Стержень

Ручка

Паста

Тюбик

Зрачок

Глаз

Ноготь

Палец

Лепесток

Цветок

Крыша

Дом

Страница

Книга, тетрадь

Зерно

Колос

Ствол

Дерево


Упражнение №2

Часть

Целое

Струна

Скрипка, гитара, балалайка

Клавиши

Пианино, аккордеон

Гребешок

Петух, попугай

Панцирь (в природе)

Черепаха, броненосец, крокодил

Крыло

Птица, самолет

Жало

Пчела, оса, шершень, шмель, муравей, змея

Клешня

Рак, краб

Шишка (в природе)

Ель, сосна, кедр


Упражнение №3.

Часть

Целое

Коготь

Птица, животные

Копыто

Лошадь, корова, коза, свинья, овца, зубр, жираф, бегемот, верблюд, носорог

Стрелка

Часы, компас, приборы

Страница

Книга, альбом, тетрадь, блокнот, дневник

Руль

Машина, велосипед, мотоцикл, автобус, моторная лодка

Лист                             

​​​​​​​(в природе)

Дерево, кустарник, цветок

Штурвал

Судно, самолет

Каблук

Туфли, ботинки, сапоги

Палец

Рука, нога


6. Чтение: Я. Тайц «Кубик на кубик» и другие рассказы автора




4 октября 2021 г.  «Развитие речи»

Тема: Буква «У», подбор ключевых слов

Цель:Познакомить со звуком и буквой «У», развивать слуховое внимание и фонематический слух, расширение запаса слов у детей.


Ход урока


  1. Оргмомент


Выполнить артикуляционную гимнастику

1. Упражнение «Улыбка».

 Мы хотим сейчас признаться,

Все мы любим улыбаться.

Растягиваем губки,

За ними прячем зубки.

(Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 5. Повторить 2-3 раза)

2. Упражнение «Дудочка».

 Губки каждый пусть сожмёт

И потянет их вперёд.

Получилась дудочка,

Дудочка – погудочка.

Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.

3. Упражнение «Часики»

     На стене часы у нас,

Скажут всем, который час.

Когда вставать, когда гулять

И когда ложиться спать.

 Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Язык при движении влево-вправо не должен задевать зубы.

4. Упражнение «Лошадка».

 Что за цокот раздаётся?

То лошадка к нам несётся.

На лошадку мы глядим,

Так же цокать все хотим:

- Цок - цок – цок, цок – цок – цок.

Наш зацокал язычок.

 Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.


2. Изучение новой темы

- Назовите предметы, которые вы видите на картинке.

https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Jul/30/b64b5fa375b743647e4124e3cba80ba1/2.jpg

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный. Его можно петь.

–  Произнесите звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносим с разной силой голоса – тише, громче.)

– Повторите стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?


«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

- На что похожа буква У?


3. Работа в тетрадях

Напечатать в тетрадях букву «У» заглавную (2 строки)


4. Повторение пальчиковой игры

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/131/269/131269888_RRRSRSRRSR.jpg

5. Игра «Один-много»

 Называть слова в единственном числе, а дети во множественном.

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка, утенок, угол, узор, уголь, улей.

(С одним из слов поработать над значением по примерным вопросам: например, уголь: Что это? Какого он цвета? Для чего используется? Где можно встретить? и т.д.)

6. Чтение русской народной сказки «По щучьему велению»


Задание:

 Для закрепления темы урока просмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=67HWZRpjFj4



​​​​​​​

27 сентября 2021 г.  «Развитие речи»


Тема: Буква «О».

Цель:Познакомить со звуком и буквой «О», развивать слуховое внимание и фонематический слух, учить выделять звук «О» из ряда гласных.


Ход урока


  1. Оргмомент


Выполнить артикуляционную гимнастику

1. Упражнение «Улыбка».

 Мы хотим сейчас признаться,

Все мы любим улыбаться.

Растягиваем губки,

За ними прячем зубки.

(Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 5. Повторить 2-3 раза)

2. Упражнение «Дудочка».

 Губки каждый пусть сожмёт

И потянет их вперёд.

Получилась дудочка,

Дудочка – погудочка.

Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.

3. Упражнение «Часики»

     На стене часы у нас,

Скажут всем, который час.

Когда вставать, когда гулять

И когда ложиться спать.

 Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Язык при движении влево-вправо не должен задевать зубы.

4. Упражнение «Лошадка».

 Что за цокот раздаётся?

То лошадка к нам несётся.

На лошадку мы глядим,

Так же цокать все хотим:

- Цок - цок – цок, цок – цок – цок.

Наш зацокал язычок.

 Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.


2. Изучение новой темы

 Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

 Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите?

Как всё это можно назвать, одним словом? (Овощи)

 Какой первый звук в слове овощи?  Звук «О». Это звук гласный, его можно петь.


С какой буквы начинаются слова, изображенные на картинке?

 3. Игра: «Кто самый внимательный»

Выделение звука [О] из ряда гласных звуков. Услышишь звук [О], хлопни в ладоши.          а-и-о-у-и-о-а-у-о-и-а.- о, и, а, м, о, у, э, о, о;

- сом, дом, мак, свет, кот, мир.

- окна, дождь, сапог, обруч, пол, осы. 


4. Пальчиковая игра

5.Работа в тетрадях.

Напечатать в тетрадях букву «О» заглавную (2 строки)


6. Чтение сказки «Ох и Ах» или просмотр одноименного мультфильма


​​​​​​​