Преподаватель Пащенко С.Ю.


20 октября 2021 г.   3 класс «Беседы об искусстве»


Тема: «Знакомство с творчеством И. Шишкина»

Цель: познакомить с творчеством И. Шишкина. развивать интерес к пейзажной живописи

Ход урока

Сказка.

Случилась эта сказочная история очень давно на берегу реки Камы, там, где в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье купца Шишкина родился мальчик, и назвали его Иван. Мальчик вырос и очень полюбил гулять по лесу. Бывало, подойдет к сосне величавой и долго рассматривает ее. Каждую трещинку на коре, каждую хвоинку. Однажды устал он бродить и прилег на мох мягкий отдохнуть, да задремал. И приснилась ему сказка о богатырях русских, сторожах лесных. И будто говорят они ему о том, что красивы русские леса, величавы, но люди других мест живут и не знают, какая в мире есть красота природная.

Открыл Иван глаза и не знает, было это на самом деле или привиделось.

- А может и вправду, - подумал Ваня Шишкин, - попробовать нарисовать всю эту красоту, чтобы люди видели и дивились величию природному.

Так он и сделал. И с тех пор рисовал, и рисовал, то дубы могучие, то чащу дремучую. А как вырос, то отправился в Московское училище живописи, а затем в Петербургскую Академию художеств. Выучился Иван Шишкин и стал настоящим художником. В каждой своей работе он славил русскую природу с ее лесами («Дубы», «Сосновый бор», «Корабельная роща») и бескрайними полями («Рожь»).

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/10c7/00065256-06d4596e/img5.jpg

Известные картины И.И. Шишкина



https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553692d81cd75/img_user_file_553692d81cd75_2.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/175/201122/img15.jpg

Задание: познакомиться с информацией о художнике И.И. Шишкине, записать в тетрадь название известных картин.



​​​​​​​

19 октября 2021 г. 6 класс История изобразительного искусства


Тема: ИСКУССТВО МОСКВЫ XIV-XV вв. Архитектура. (1 урок)

Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре большой урон. Но со 2-й половиныXIVвека начинается её подъём, связанный с успехами хозяйства и победой в Куликовской битве. В начале XIV века возобновилось каменное строительство.

Интенсивное строительство в Москве начинает князь Иван III. Он привлёк итальянских зодчих. Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, итальянцы совместно с русскими мастерами создали УСПЕНСКИЙ СОБОР.

В 1367 году в Москве был построен Кремль из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной.


В 1485 г.  была построена Грановѝтая палата, место торжественных приёмов иностранных послов.


Строятся Благовещенский собор и



Архангельский собор



Колокольня Ивана Великого

 

 

Задание: записать выделенный текст в тетрадь




18 октября 2021 г.   2 класс «Беседы об искусстве»

               Тема: «Знакомство с картинами известных художников»

 

Цель: познакомить с картинами известного художника В.М. Васнецова


                                                       ХОД УРОКА


1. О художнике


                            Виктор Михайлович Васнецов(1848-1926)

     Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди художников-сказочни­ков нельзя не отметить замечательного рус­ского художника Виктора Васнецова. С детских лет будущий художник слышал русские сказки, былины, песни. Поэтому главным направлением его творчества становятся сказочные темы. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок.

 2.  Задание: пользуясь ресурсами Интернета, определи название картин                В. Васнецова. Запиши их в тетрадь.

                                                                                                               






19 октября 2021 г.  5 класс История изобразительного искусства

Тема: «Искусство Голландии XVIIв.   Ведущая роль живописи в голландском искусстве»

Цель: сформировать представление о голландской живописи, о формировании основных жанров живописи (портрет, пейзаж, натюрморт)

 

Ход урока


         В XVIIв. в Голландии произошел небывалый подъем живописи и сложились все жанры, которые существуют в европейском искусстве и в настоящее время.

            Покупателями и заказчиками картин впервые в истории стали не церковь и аристократы, а простые горожане и даже крестьяне. В XVIIв. каждый голландский дом был украшен картинами. Эти картины были невелики по размерам и изображали предметы, знакомые и близкие их хозяевам. Поэтому наибольшее распространение получили жанры: ПОРТРЕТ, ПЕЙЗАЖ, НАТЮРМОРТ, позднее появился бытовой жанр.

        Поскольку покупали картины люди, которые сами что-то производили или продавали, они к живописи относились как к товару: картина должна быть тщательно написана, выполнена со старанием. Художник обязан был быть мастером своего дела, и в узкой области достигать вершин. Поэтому в Голландии возникла специализация художников: были портретисты, и они не рисовали ни пейзаж, ни натюрморт; пейзажисты не писали портреты.

Основные жанры голландской живописи

НАТЮРМОРТ (В. Хеда, П. Клас)

https://cf.ppt-online.org/files/slide/j/JYdwEy31CrVMUOjRNGkSZPXxT6lt4hgzbs7IBH/slide-9.jpg


ПЕЙЗАЖ (Я.ван Рейсдал)

Я.ван Рейсдал «Ветряная мельница»



ПОРТРЕТ (Ф. Халс)

https://cf.ppt-online.org/files/slide/j/JYdwEy31CrVMUOjRNGkSZPXxT6lt4hgzbs7IBH/slide-2.jpg

Особую роль в художественной жизни Голландии играл Делфт – небольшой город, славившийся производством фаянса, стекла, ковров, тканей. Здесь сложилась самобытная школа живописи. Крупнейшим мастером делфтской школы был ЯН ВЕРМЕЕР. Художник написал около 40 картин, среди которых пейзажи и портреты. Особую известность приобрела картина «Девушка с жемчужной сережкой»

Задание: прочитать материал урока, записать в тетрадь выделенный текст, выполненные работы отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru



​​​​​​​

18 октября 2021 г.      Беседы об искусстве 1 класс

Тема: ЛИНИИ – КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ.  ТИПЫ ЛИНИЙ. (1 урок)

Цель: познакомить с одним из выразительных средств рисунка - линией; с разными типами линий.

Ход занятия

  Чтобы определить тему сегодняшнего урока - разгадайте ребус.

Тема урока: ЛИНИЯ, ТИПЫ ЛИНИЙ,

Главным выразительным средством рисунка является линия.

https://cdn2.imgbb.ru/user/83/836230/201510/c288889873549f32f04d0873a136ded8.jpg

http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/89/21.jpg

        Линии делятся на прямые и кривые. По направлению линии могут быть горизонтальными или вертикальными. Если линии не имеют горизонтального или вертикального направления, их называют наклонными. В рисовании используют разнообразные линии: ломанные, волнистые, комбинированные. Все эти линии - прямые и ломанные, толстые и тонкие, короткие и длинные – можно превратить в горные вершины, морские волны, колючие растения, пушистые облака и многое другое.

Практическое задание

http://pochemu4ka.ru/zanyatia/karan/11.gif


Домашнее задание: зарисуйте в альбоме разные типы линий.



​​​​​​​

12 октября 2021 г.


 6 класс История изобразительного искусства


Тема: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО   НОВГОРОДА XI-XV вв.

Цели: познакомиться с искусством Древнего Новгорода на основе просмотра видео      https://admpetropav.ru/watch/pmF9biHDUoU



​​​​​​​

12 октября 2021 г.  

 5 класс История изобразительного искусства

Тест по теме «Барокко»


Задание: выполнить тест. Фото выполненных работ отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru



1.Одной из характерных особенностей барокко является:

А) обилие пышных декоративных украшений

Б) строгая симметрия


2. Какая из особенностей является нехарактерной для архитектуры барокко?

А) насыщенный цвет и позолота

Б) наличие криволинейных форм

В) простота и четкость планировки


3. Термин «барокко» переводится как:

А) Образцовый

Б) Причудливый, странный

В) Заново рожденный



4. Линия - основа в композиции баpочного здания:

А) Кривая

Б) Прямая


5. Назовите архитектурное сооружение, украшенное скульптурами на площади в Риме, которое выполнил известный итальянский скульптор эпохи барокко Лоренцо Бернини. 

http://img.tourister.ru/files/2/1/1/4/0/2/2/5/original.jpg

6. Выберите слова, которые соответствуют произведениям искусства, созданным в стиле барокко:

А) статичный, безжизненный

Б) динамичный, роскошный, пышный

В) сдержанный, величавый


7. Какая картина, выполнена в стиле барокко?

   А.                         Б.  


 8. Какое здание выполнено в стиле барокко?

А) 

Б) 

В) 






6 октября 2021 г.   3 класс «Беседы об искусстве»

Тема: Народные промыслы

Задание: письменноподготовить небольшое сообщение о любом народном промысле России. Фото выполненных работ отправлять на эл. адрес pashchenko.svetlana81@mail.ru




5 октября 2021 г.

6 класс ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА



Для закрепления изученных тем выполните тест.

 

1. С каким событием связано широкое строительство храмов, соборов в Древней Руси?

А) Принятие христианства

Б) Перевод священных книг на русский язык


2. Под влиянием какой страны в Древней Руси сложился архитектурный стиль?

А) Азия

Б) Византия

В) Европа


3. Как называлась древнейшая каменная церковь в Киеве, построенная в конце 10 века?

А) Девятинная

Б) Десятая

В) Десятинная


4. Как назывался кирпич, из которого была построена Десятинная церковь?

А) Сырец

Б) Плинфа

В) Фреска


5. Какой князь построил Софийский Собор в Киеве?

А) Иван Грозный

Б) Князь Владимир

В) Ярослав Мудрый


6. Какими произведениями искусства был украшен Софийский Собор?

А) Мозаика

Б) Фреска

В) Витраж


7. По образу и подобию какого города был выстроен г. Владимир?

А) Константинополя

Б) Москвы

В) Киева


8. Как называется главный собор Владимира?

А) Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Б) Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

В) Успенский собор


9.Какой образ Пресвятой Богородицы размещён в Успенском соборе города Владимира

А) Боголюбской иконы Божией Матери

Б) Владимирской иконы Божией Матери

В) Казанской иконы Божией Матери



10. Какое архитектурное сооружение г. Владимира представлено на иллюстрации?

А) Дмитриевский собор

Б) Золотые ворота

В) Успенский собор

11. Какое событие из жизни Андрея Боголюбского подвигло его на постройку храма Покрова на Нерли?

А) Поход на Новгород

Б) Гибель сына Изяслава




5 октября 2021 г.  

 5 класс История изобразительного искусства

Тема: Искусство Фландрии XVII в.  Живописное мастерство  Рубенса.

Цель: изучение творчества Рубенса (анализ картин)

Ход урока

В 17 в. государство Нидерланды разделилось на 2 части: север (Голландия) и юг (Фландрия). Сложились 2 школы живописи: голландская и фламандская.

Питер Пауль Рубенс - фламандский живописец, сумевший передать в своих картинах эпоху барокко.Рубенс не замыкался в рамках одного жанра и создавал картины на разные темы.

Религиозные темы

В нач.  XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. Обращался к темам Ветхого и Нового заветов

Картина «Воздвижение креста» Мы видим, как крест с распятым на нем Христом поднимают и устанавливают на месте казни (воздвигают). Пробитые гвоздями руки Христа в крови, глаза возведены к небу, но не только страдания Спасителя привлекают внимание зрителя. Палачи Христа, их движения, мускульные усилия великолепно удались художнику. Картина подчеркивает динамику сюжета, не позволяет движению остановиться.

Картина «Снятие с креста»

На центральной части картины изображено неподвижное, беспомощное тело Иисуса.  Художник дает физически почувствовать зрителю тяжесть отчаяния – через физическую, безжизненную тяжесть мертвого тела. Произведение считается одним из лучших полотен художника на тему религии, с помощью этого полотна художник получил всемирную славу, признание и звание великого художника.

Мифологические темы

Особый интерес проявлял художник к изображению женских персонажей. Героиня его полотен всегда одна и та же – пышная женщина с хорошо развитыми формами тела, нежно-розовой эластичной кожей, мягкими локонами волос (например, «Андромеда»). Часто натурщицей выступала его супруга

Картина «Персей и Андромеда»

«Персей и Андромеда» - один из шедевров мастера. Картина написана на сюжет античной мифологии. Дочь эфиопской царицы Кассиопеи и царя Кефея, прекрасная Андромеда, должна стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну. Прикованная к скале, ожидала она своей страшной участи, когда ее увидел пролетавший мимо на крылатом коне Персей, сын Зевса и Данаи. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу. В награду за свой подвиг Персей получил в жены полюбившую его Андромеду.


Портреты

Вершиной творческого наследия художника являются портреты. Перед Рубенсом позировали короли и королевы, представители высшей европейской аристократии. Он писал много, щедро одаривая их своим талантом, запечатлевая их такими, какими они хотели казаться (например, «Прибытие Марии Медичи в Марсель», «Коронация Марии Медичи»).

В начале 1622 г. Мария Медичи, жена французского короля Генриха IV, заказала Рубенсу огромный цикл (24 большие картины) на темы из своей собственной биографии. Задача была нелёгкая. Королева не была красива. 
                                                                                                                                                                                                                                  
Зрители видят немолодую женщину с оплывшей шеей, с нависающим пухлым двойным подбородком, большой нос, близко расположенные к переносице маленькие глазки, низкий лоб. Это маловыразительное лицо предстояло Рубенсу изобразить на парадном портрете и в огромном цикле.
И Рубенс справился с задачей: все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, а пышность костюма, величие обстановки приобретали значительность и торжественность. 

 «Автопортрет с Изабеллой Брандт» Рубенс написал в честь женитьбы на Изабелле. Молодожены изображены под кустом жимолости – растения, которое символизирует супружескую верность. Их богатые костюмы искусно выписаны: кружево, бархат, атлас, вышивка – все это Рубенс изображает так, что можно почувствовать. «Портрет Елены Фоурмен». Елена Фоурмен – вторая жена художника. Осветила последние годы его жизни. Он восхищался ее обликом и написал множество портретов.

Задание: прочитать конспект урока, записать в тетрадь название темы и выделенный текст, фото выполненных работ отправить на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru

самостоятельно посмотреть репродукции картин, пользуясь ресурсами интернета.



​​​​​​​

5 октября 2021 г.   2 класс «Беседы об искусстве»

               Тема: «Прозрачность акварели»

 

Цель: дать представление об основных свойствах акварельных красок

                                                                            ХОД УРОКА


1. Беседа по иллюстрациям

 Демонстрируются две работы: одна – написанная гуашью, вторая – написанная акварелью.

– Чем отличаются эти работы? (


https://you-toy.ru/upload/iblock/848/848096f0c0beb3c16f417b0f1951eb23.jpg

http://aqua-relle.ucoz.ru/aqua-tech/_Katya-Mixalskaya.jpg

2. Изучение новой темы

Нас интересует вторая работа. Как и какими красками можно получить прозрачность? (с помощью акварельных красок)


– Почему они так называются?

 От слова аква, что означает «вода». Китай - историческая родина живописи акварельными красками. В их состав, помимо, красящих веществ и масел, входили мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. При рисовании акварельными красками применяют только бумагу, другие поверхности не годятся. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, где появилась бумага.

– В чём секрет прозрачности акварельных работ? Краски разводят водой.   Секрет особой красоты и воздушности акварельной техники кроется в её влажности. Перед работой, краски обязательно смачивают. Набухшей от воды кистью, краску кладут на бумагу, при этом краска сама растекается по поверхности бумаги, а кисть только помогает ей распределиться в нужном направлении.



3. Практическая работа

Нарисуйте   пейзаж «У воды»


1) Согните расположенный по вертикали лист пополам и разверните.

2) Смочите кисточкой с водой верхнюю часть листа. Закрасьте светло-голубой краской. Прорисуйте – солнышко.

3) Прорисуйте кисточкой коричневый ствол дерева и горизонтальную зеленую линию – траву.  Когда подсохнет прорисуйте еще раз ствол, траву и крону.

4) Согните лист пополам, прижмите ладонью и разогните. Дайте подсохнуть. Прорисуйте детали. Нижнюю часть листа закрасьте светло-голубой краской.


            Примеры выполнения работы



 

Задание: 1) выполнить практическую работу



​​​​​​​

4 октября    1 класс «Беседы об искусстве»

Тема: «Живое письмо»

 Цель: дать представление о том, что такое «живое письмо», кто такие художники-живописцы.


Ход урока


 Изучение новой темы

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Пытаясь преподнести более реалистичную картину или изобразить предмет в натуральную величину. В последствии искусство работать с красками стали называть живописью.

Тема нашего урока называется «Живое письмо»


Живопись - «живое письмо» - искусство изображать человека и мир вокруг него с помощью красок. Художники-живописцы в своих картинах передают цветовое богатство природы и своё отношение к ней.

Краски - материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действие, пишет картины природы.

Как настоящий волшебник, живописец с помощью красок создаёт на бумаге или холсте многоцветные картины.


Беседа по картинам знаменитых художников (Левитан «Золотая осень», Шишкин «Утро в сосновом лесу», Васнецов «Аленушка»). Выяснить какую роль играет цвет в этих картинах.


Задания: (Практическая работа)

1. Предлагаю вам тоже побыть живописцами и раскрасить картинку «Рыбки».

Фото выполненных работ присылать на на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru,


2. Для закрепления темы посмотреть видео

https://www.youtube.com/watch?v=caVuxqNwrm4





29 сентября 2021 г.   3 класс «Беседы об искусстве»

Тема: Знакомство с гжельской росписью

Цель: познакомить детей с искусством гжельских мастеров

Ход урока

1. Оргмомент

2. Изучение новой темы

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе ее названье -ГЖЕЛЬ!


Сегодня урок посвящен гжельской росписи.

 Своё название гжель получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область.

Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта. Слово «Гжель» – родственник слова «жечь».  Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».

Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.


-А какими же элементами украшали свои изделия гжельские мастера?


Основными мотивами росписи стали травка, птицы, капельки, листочки, ягодки, сеточки, цветы.  Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки, и усики.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6100/82995405.6/0_7e9a8_98beb927_XL.jpg


Задания: 1. Прочитать материал урока

2. Посмотреть видеофильм о гжельской росписи

https://www.youtube.com/watch?v=s8PeTclBClc

3. Ответить на вопросы теста и фото ответов прислать на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru



ТЕСТ

1. Назовите Родину гжели:

А. Московская область

Б. Вологодская область

В. Архангельск

2. Слово «гжель» родственное слову:

А. жечь

Б. желание

В. железо

3. Какие узоры используют для росписи

А. цветы

Б. листики

В. домики

4. Какие цвета преобладают в гжельской росписи?

А. желтый, красный, чёрный
 Б. оттенки синего, голубой
 В. разные

5. Чем издавна славилась деревня Гжель?

А. Своими глинами

Б. Своими иконописцами

В. Своими узорчатыми домами

6. На каких предметах любят рисовать мастера гжели?

А. Стены и дома

Б. Посуда и игрушки

В. Машины и телефоны



​​​​​​​

28 сентября 2021 г.

 6 класс История изобразительного искусства


Тема: ИСКУССТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА

Цели: познакомить с архитектурой княжества и владимирскими соборами

Ход урока

Изучение новой темы

В XII в. в государстве Киевская Русь начинается период феодальной раздробленности. Государство разделяется на независимые княжества. Центр политической жизни перемещается во Владимиро-Суздальское княжество.

Развитие культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Были построены города Ярославль, Суздаль, Владимир. Именно город Владимир Андрей Боголюбский сделал столицей Владимиро-Суздальского княжества и строил его по подобию Киева.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества этого времени называется белокаменной, т.к. стены храмов стали строить из блоков белого камня.


Успенский собор                                                                                                          

 В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор. На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов. Место для храма было выбрано на редкость удачно – на вершине крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства «Бог привёл мастеров со всех земель». Успенский собор – величественный пятиглавый собор. При строительстве Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов – Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в.

Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая икона «Владимирская Богоматерь», которую Андрей Боголюбский привез из Киева. На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, Владимирский храм считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей владимирских князей. По сей день здесь покоится прах его основателей – Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.


Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен ещё один – одноглавый, названный в честь святого Дмитрия Солунского Дмитриевским. Строился собор на месте княжеского двора. Стены, верхняя часть храма, барабан нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений – фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений, орнаменты. Около тысячи резных камней!


Золотые ворота 

Великий князь Андрей Боголюбский, объявив Владимир столицей Владимиро-Суздальского княжества, принялся укреплять свой столичный город. В 1158 г. город был окружён деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые ворота, сохранились до наших дней. Они напоминают высокую триумфальную арку. Дубовые створы ворот, которых сейчас нет, были окованы листами золочёной меди, ярко блестевшей на солнце, поэтому ворота и назывались Золотыми. Ворота строили владимирские зодчие. Существует легенда, что, когда работы подходили к концу, и строительные леса были разобраны, своды ворот внезапно обрушились и погребли под собой 12 человек. Никто из очевидцев не сомневался, что люди раздавлены насмерть под тяжестью камней, но Андрей Боголюбский приказал принести чудотворную икону Божией Матери и обратился к небесной покровительнице с молитвой о несчастных. Завал расчистили и нашли лежащих под ним людей живыми и невредимыми. В честь случившегося чуда Андрей Боголюбский повелел устроить над Золотыми воротами крошечную белокаменную часовню.

 В 1237 г. Золотые ворота принял главный удар татар, наступавших на город со стороны равнины. Враги не смогли прорваться через ворота и вынуждены были проламывать крепостные стены.


Церковь Покрова на Нерли.

 В трёх километрах от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведён храм невиданной красоты с необычным названием – Покрова.  Церковь Покрова на Нерли была построена Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами.

Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью. Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Если Дмитриевский собор олицетворяет мужскую красоту, то церковь Покрова – изящное воплощение женской. В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. Археологические исследования середины ХХ в. показали, что первоначально от храма к причалу реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившаяся за восемь столетий свой облик, церковь Покрова на Нерли осталась прекрасным памятником средневекового владимирского зодчества.


Задания: 1. прочитать материал урока, записать в тетрадь выделенный текст, фото выполненных работ отправлять на эл. почтуpashchenko.svetlana81@mail.ru


2. просмотреть видеоматериал по теме

https://www.youtube.com/watch?v=FUZ4w7POUgA&ab_channel=artlessonsfromEleka


​​​​​​​


28 сентября 2021 г.

  5 класс История изобразительного искусства


Тема: «Искусство Испании 17 в. Творчество Диего Веласкеса – вершина испанской реалистической живописи. Придворные портреты»

Цель: изучить особенности живописи Испании на примере творчества Диего Веласкеса   (краткая  биография, анализ картин)


Ход урока

1. Оргмомент


2. Изучение новой темы


   Диего Веласкес (1599-1660)   - испанский художник. Произведения Веласкеса считаются вершиной испанской живописи.

Веласкес родился в испанском городе Севилья. Свой творческий путь начинает с изображения сцен народной жизни- картины «Завтрак», «Продавец воды».В возрасте 20 лет ему предложили должность придворного художника в городе Мадрид. Основной его обязанностью было написание портретов короля Филиппа IV и членов королевского семейства. Веласкес оставался придворным художником до конца жизни. Центральное место в творчестве художника занимал портрет: «Портрет инфанты Маргариты», «Портрет короля Филиппа IV» и др.

Лучше всего мастерство живописи Веласкеса позднего периода передают 2 большие картины «Менины» и «Пряхи».  Веласкес - мастер колорита; главные его цвета - красный и белый. Веласкесу на родине поставили памятник, на котором высечены лаконичные слова:«Художнику истины»  

Задания:

  1. записать конспект лекции в тетрадь и фотовыполненных работ   отправить на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru

 


2) про картины «Менины» и «Пряхи» только прочитать, самостоятельно посмотреть репродукции


3)посмотреть видео  «Диего Веласкес»https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=b4_-Oo5j8QE&feature=emb_title




КАРТИНА «МЕНИНЫ» ВЕЛАСКЕС


 Самым известным полотном Веласкеса в серии портретов инфанты Маргариты стала картина «Менины» (1656), которая ныне хранится в собрании музея Прадо в Мадриде. На ней художник изобразил пятилетнюю Маргариту Терезу в своей мастерской в окружении придворных дам, фрейлин, которых называли   Менинами.

   На первом плане инфанта (принцесса) Маргарита, две фрейлины и карлицаФрейлина, присев на колено, подает девочке чашку воды попить. Слева от девочки сам художник, работающий над огромным холстом.


Каков сюжет картины? Кого изображает художник в самой картине? Возможно, короля и королеву Испании, отражение которых видно в зеркале напротив. Ведь взгляды всех присутствующих обращены к зрителю.

 А может, королевская чета зашла просто проведать свою любимицу-дочь.

Некоторые утверждают, что это автопортрет Веласкеса за работой.

Веласкес оставил много загадок для современников, используя прием «картина в картине».


Картина «Пряхи»

Картина была написана в последние годы жизни художника и полностью отражает его зрелое мастерство и умение работать с различными техниками, воспроизводить сложную фактуру материалов. Это многофигурная композиция с двумя планами, что очень часто встречается на полотнах художника. Полотно сложное, многоцветное, насыщенное множеством разнообразных предметов и содержит в себе любимый прием Веласкеса - «картина в картине». Картина «Пряхи» также известна под названием «Миф об Арахне». В настоящее время хранится в музее Прадо. (Мадрид, Испания)

  Изображение  рассматривается как иллюстрация к мифу о состязании между Афиной и Арахной, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине в мастерстве ткачества и, победив в состязании, была превращена богиней в паука за гордыню.

 Афина изображена в образе женщины слева, а Арахна, работающей справа, повернувшись к зрителю спиной. На заднем плане публика рассматривает один из завершённых гобеленов Арахны.


​​​​​​​

29.09.   2 класс «Беседы об искусстве»

ТЕМА: «Филимоновский народный промысел»

 

Цель: познакомить учащихся с филимоновской игрушкой-свистулькой


Ход урока


Филимоновская игрушка

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Филимоновские игрушки – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.


Особенность филимоновских игрушек -  вытянутая форма.


Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.  После обжига игрушки расписывают.

Цвета, характерны для данного промысла - желтые, красные, малиновые, зеленые

 В узоре используются   полоски, линии, точки, круги.  Линии в различных сочетаниях превращаются в солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. 

ЗАДАНИЯ: 1) прочитать информацию о филимоновской игрушке

2) посмотреть видеоматериал по теме:

https://www.youtube.com/watch?v=b7t7NSB4_4o


​​​​​​​

27 сентября 2021 г.   1 класс «Беседы об искусстве»

ТЕМА: «Цвет в живописи. Иметь представление о теплых и холодных цветах»


Цель: познакомить учащихся с теплыми и холодными цветами в живописи

Ход занятия


Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию - оранжевой,


Жёлтым одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем какого цвета

Огромная планета!



- Прослушав это стихотворение подумайте и скажите, о чем мы с вами будем сегодня на занятии разговаривать? (о цвете)

- Действительно, мы с вами поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира и как с помощью цвета передать чувства. Тема нашего занятия «Цвет. Тёплые и холодные цвета». Мы сегодня с вами выясним -  какие цвета относятся к тёплым, а какие к холодным.

- История происхождения цвета существует с незапамятных времен.                              Я расскажу вам   старинную мексиканскую сказку, в которой говорится о том, что когда-то давным-давно мир был черно-белым. Лишь на закате и на рассвете появлялись оттенки серого, чтобы «черный цвет не переходил в белый слишком резко». В отсутствии цвета бесцветным становятся и человеческие эмоции, сны, мечты. Поэтому боги решили создать цвета, чтобы сделать мир более радостным для людей.  И тогда они забрались на верхушку огромного дерева и щедро разбросали цвета повсюду. Все эти цвета были непохожи один на другой. Люди с благодарностью и восхищением приняли дар подлинного счастья, без которого жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

- Ребята, давайте представим себе летнее солнышко.  Оно нас греет, и нам тепло.

- Каким цветом мы рисуем солнышко?  Значит жёлтый цвет – тёплый!

 - А теперь представим костёр или огонь.  Он тоже греет. А каким мы цветом изображаем костёр или огонь?  значит красный и оранжевый тоже тёплые цвета!

- А вот если мы представим, что промокли под дождём, нам холодно. 

Каким цветом изображают капли дождя или тучу? (синий, фиолетовый) Значит синий, фиолетовый холодные цвета.

- Давайте представим речку, она холодная, в ней растут растения – водоросли, они тоже будут холодные.  А каким цветом мы рисуем водоросли?

  Значит и зелёный цвет будет холодным.

- Игра«Тепло – холодно».  Я вам буду называть слова, а вы должны ответить, какое чувство вызывает у вас оно – тепло или холод, теплый или холодный цвет.   (костёр, снеговик, снежинка, солнце, небо, дождь, аленький цветочек, вода, золотая рыбка, осенний лист)


- Итак, тёплые цвета (жёлтый, красный, оранжевый) ассоциируются с теплом, а холодные цвета (синий, зелёный, фиолетовый) ассоциируются с холодом.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Нарезать 6 полосок из бумаги 4см*8см. Закрасить 3 полосочки теплыми цветами, а другие 3 – холодными (можно использовать краски, карандаши, фломастеры, цветные ручки). Приклеить полоски в альбом.


2. Зарисовать в альбом  холодные и теплые цвета

3. Устно определить, какая картина нарисована в холодных цветах, а какая в теплых. Почему?

​​​​​​​



22 сентября 2021 г.   3 класс «Беседы об искусстве»


Тема: «Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень»)

Цель: познакомить с картинами художников –пейзажистов и их биографией;

провести анализ картин художников «Золотая осень»


Ход урока

1. Оргмомент

2. Изучение новой темы

 Беседа по содержанию картины

Перед вами репродукция картины.

- Какое название вы бы дали этой картине?

- Выберите наиболее подходящее название.Прокомментируйте свой выбор.

  • «Осенняя река»
  • «Осень»
  • «Солнечный день»
  • «Золотая осень»


- Картина называется «Золотая осень»


Рассказ о художнике

Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге, в культурной дворянской семье. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в Петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую также с успехом закончил. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были  Коровин, Левитан. Поленов  занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)



- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

- Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?

- Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

- Какие краски выбрал В.Поленов, чтобы показать «золото» осени?

- Какие деревья вы видите на картине?

- Какого цвета наряд у берёз?  Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?


Вспомните картину И.Левитана «Золотая осень»

Чем одноименные картины художников похожи? Чем отличаются?

21 сентября 2021 г.    6 класс История изобразительного искусства

Тема: Искусство древних славян. Киевская Русь.

Цель: познакомиться с выдающимися памятниками древнерусской культуры

Ход урока

        Первым единым государством на территории нашей страны была Киевская Русь. Под властью Киева объединились племена восточных славян. Славяне были язычниками: единого верховного божества не имели; у каждого племени были свои наиболее почитаемые боги.

Новый этап в жизни наших предков был связан с правлением князя Владимира Святославовича. В 988 г. Русь приняла христианство. Искусство Древней Руси стало религиозным. Строились и расписывались храмы, переписывались книги. Одной из первых потребностей стало возведение храмов.

 Русь долгие годы была страной деревянной. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается церковь Успения Богоматери в Киеве, прозванная Десятинной, поскольку князь отдавал на ее содержание десятую часть своих доходов. Она строилась византийскими мастерами, из традиционного для Византии строительного материала – тонкого квадратного кирпича – плинфы.


Дело Владимира Святославовича продолжил его сын Ярослав Мудрый. Именнов период правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь смогла достичь расцвета и стать одним из сильнейших государств в Европе.В это время Русь приняла от Византии и новый строительный опыт. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве  отразил сочетание славянских и византийских традиций.


Задание: познакомиться с архитектурой Древней Руси на основе просмотра видеоматериала «Искусство Киевской Руси»

https://www.youtube.com/watch?v=CCB00cs3QB0


​​​​​​​