Преподаватель Косинова Г.Н.


Подгоренская ДШИ

(художественное отделение)


Октябрь 2021 год

2021-2022 учебный год


Уроки № 1-8 

Предмет – «Композиция станковая»

 6 год обучения

Преподаватель: Косинова Г.Н.



Тема уроков № 1-8

 «Сельский пейзаж»

 (в тоне) -8 часов

Цели:

-расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в графике, об отличительных особенностях разных видов пейзажа,

-освоить средства выражения графикой своё настроение;

-освоение правил изменения цвета в зависимости от освещения;

-развивать технику работы разными художественными материалами;

-воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

- закрепить знания о законах  линейной перспективы;

- воспитывать в учащихся любовь к родному краю, своей малой родине.

через использование информационных технологий (интерактивной доски).


Ход урока


1 -2 уроки

5 октября 2021г.


Тема уроков:  «Знакомство с пейзажным  жанром»

Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с пейзажным жанром.

познакомитесь поближе с одним из жанров  

   Трудно даже поверить, что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанре. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным зрителями.

Познакомимся с видом сельский пейзаж.

Изложение нового материала.

1.Словесно-иллюстрированный рассказ о видах пейзажа с элементами беседы.

Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?

(Слово «пейзаж» заимствовано из французского языка и  переводится как «местность, страна».     Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Впоследствии этим же словом стали называть изображение природы в искусстве.)

    Учитель. Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них.

Ландшафт – это картина, на которой изображён общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).

Марина – это пейзаж, изображающий морской вид.

Промышленный (индустриальный) пейзаж – это картина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.

Исторический пейзаж – это изображение того, что давно ушло в прошлое.

Камерный пейзаж – небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей (А,Пластов «На деревенской улице»).

Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.

Сельский пейзаж – это картина, на которой художник изобразил село, улицы, поле.

Городской пейзаж – это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики.

и портретов.

Виртуальная экскурсия в музеи изобразительного искусства г. Москвы


3 -4 уроки

12 октября 2021г.


Тема уроков:«Разработка эскизов деревенского пейзажа»

Наброски в карандаше, зарисовки.

  Сельский пейзаж был популярен во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль - это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.

К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. 


5 -6 уроки

12 октября 2021г.


 Практическая работа. Работа в тоне.


Задание: выполнить рисунок – пейзаж на тему «Сельский пейзаж»: акварель, гуашь.

Учитель. Для того чтобы  грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности. (слайд3)

Рассмотрим   схему  определения линии горизонта. Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость.

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Воздушная перспектива (таблица на доске)-изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещённости, возникающее по мере удаления натуры от глаз.

  1. Предварительный этап.

https://i.pinimg.com/originals/02/82/a7/0282a7704da43e2a0bc66d5d1f08dd87.jpg

2 этап. Выбор темы, сбор материала, ознакомление с репродукциями картин в жанре сельский пейзаж. Определение количества элементов в композиции, общий тон, способы организации пространства, выявление композиционного центра.https://winx-fan.ru/800/600/https/i.pinimg.com/originals/ae/bb/a4/aebba486e44f24ed0ed670cf8df4e9a8.jpg

Выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения. Построение композиции карандашом, организация пространства на листе с использованием правил линейной перспективы . https://i.ytimg.com/vi/Jk2VsvakZ9A/maxresdefault.jpghttps://sun9-43.userapi.com/impg/c857328/v857328904/1ada48/qGOWJs36R90.jpg?size=544x590&quality=96&sign=c21ab043a65bb3a15bca3c9d47c7381e&type=album

2. Основной этап.

 Выполнение в тоне рисунка с использованием особенностей воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Дальний план прорисовывается мягко, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Детальная проработка тоном, светотеневое решение домов, деревьев, прорисовка листьев, травы.

https://dshi8.kaluga.muzkult.ru/media/2020/05/24/1254469343/zarisovka_derevenskogo_doma_s_doskami.jpg


5 -6 уроки

19 октября 2021г


 Детальная проработка среднего и дальнего плана


1.Все ближние предметы изображаются детально, дальние – обобщённо.

2.Для передачи пространства контуры ближних предметов делают резче,

а удалённых-мягче.

3.Удалённые светлые предметы надо слегка притенять, а тёмные осветлять.

4.Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние – плоско.

5.Ближние предметы - ярче прорисовываются, а удалённые бледнее и одинаковым тоном.

Элементы пейзажа: земля, растительность, деревья и кустарники.


7 -8 уроки

26 октября 2021г

           

Детальная проработка переднего плана


                                        

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/755446/main_755446_original.JPG



Итог урока.


Задание:сфотографировать работу и прислать по электронной почте:cosinowag@yandex.ru 

 мой телефон: 89518578498 –Косинова Г.Н.

Успехов в работе!



​​​​​​​

Подгоренская ДШИ

(художественное отделение)


Октябрь 2021 год

2021-2022 учебный год


Уроки № 1-8  

Предмет – «Скульптура»

 6 год обучения

Преподаватель: Косинова Г.Н.


Тема уроков № 1-8

«ЛЕПКА С НАТУРЫ ГИПСОВЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ
И ПЛАСТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ»

(ГУБЫ, НОС, УХО, ГЛАЗ) 8 часов


Цель уроков: В небольшом размере нужно вылепить отдельную часть, используя предложенную схему построения губы (2 часа), нос (2 часа),  ухо (2 часа), глаз (2 часа), выработке у учащихся навыков самостоятельной работы и способности анализировать свои действия в ходе работы.

Уроки № 1-2

05 октября 2021г

Отличие скульптуры от рисунка состоит в том, что при лепке художнику необходимо видеть все сразу, в трехмерном пространстве. Освещение играет немаловажную роль в передаче объема, но не влияет на конструкцию формы. При работе с гипсовыми частями лица нельзя обойти стороной и такую важную вещь, как анатомическое строение этих частей.

Этап выполнения задания:

1) изучение анатомического строения формы;

2) конструктивный анализ формы;

3) подготовка плинта;

4) набор объема (общей массы) и уточнение объема (основных высот) при помощи измерительных приборов (циркули, рейки);

5) разбор модели на простейшие геометрические формы;

6) уточнение формы отдельных деталей и их проработка;

7) сравнительный анализ и обобщение формы от общего к частному и от частного к общему.

Есть один момент, на который следует обращать внимание. Когда разбивка формы на отдельные плоскости идет не от внутреннего строения формы, а от псевдоконструктивизма, не от внутреннего объема, а от наружной оболочки, состоящей из отдельных поверхностей, это приводит к тому, что форма теряет свою конструкцию. Принцип моделировки подразумевает приведение общей формы и ее деталей к соответствию с изображаемой. Задача обучаемого – контролировать  свои действия, не увлекаться мелочами, забывая о целостности и соразмерности отдельных частей. Способность «мыслить формой» поможет в дальнейшей работе над более сложными заданиями: лепка черепа, головы и фигуры человека.

3.1. Лепка губ

https://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_mb5599cd.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_3489d59e.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_m450325c4.gif 
   
Рис. 6. Гипсовая модель и анатомическое строение губ:

1 – квадратная мышца верхней губы; 2 – круговая мышца рта;
3 – квадратная мышца нижней губы; 4 – треугольная мышца
Перед началом выполнения задания необходимо ознакомиться с анатомическим строением губ (рис. 6), чтобы иметь более верное представление о конструкции формы. Лучше, когда рядом с моделью висят рисунок анатомического строения губ, схема конструктивного строения и обрубовка формы. Работа над заданием начинается с подготовки рабочего места. Нужно установить крышку станка на такой уровень, чтобы работа и модель были на одной высоте и одновременно на уровне зрения. Доску смочить и укрепить на каркасе
(рис. 5). Приготовить необходимое количество глины. Работа и модель должны находиться в горизонтальном положении. Набить плинт толщиной примерно
3 см и чуть больше по площади, чем модель. Отметить на плинте при помощи циркуля или рейки ширину и высоту основания гипсовой модели. Излишки глины срезать ножом (стекой) параллельно краю доски.

Пролепить все боковые грани (рис. 7), проверяя размеры и их рисунок.




Рис. 7. Боковые грани модели губ: 1 – вид сверху; 2 – вид снизу; 3 – вид сбоку

Только после этого необходимо продолжить набирать основные высоты (высоту верхней и нижней губы, подбородка). Измерение таких высот внутри рельефа следует произвести при помощи «прямого угла» (рис. 8). Для этого нужно взять две рейки и приложить одну вертикально к основанию доски, другую горизонтально, приложив к самой выступающей точке. Удерживая прямой угол, перенести его на работу и проложить нужный объем.


Рис. 8. Измерение высоты губ при помощи прямого угла
После того, как намечена высота рельефа, начинается работа над формой. Для этого работу и модель нужно поставить в вертикальное положение. Далее провести среднюю линию (ось симметрии) на плинте. При помощи циркуля наметить уголки губ, сравнив расстояние от краев плинта (сверху и сбоку).

Затем необходимо наметить линию смыкания губ (рис. 9), и уже от этой линии, проанализировав форму верхней и нижней губы, набрать их объём. Нужно представить, что каждая из них состоит из двух плоскостей (рис. 10): одна идет параллельно плоскости доски, а другая развернута под углом внутрь к линии смыкания губ. Следует обратить внимание, что контур губ может появиться только тогда, когда будет набран и проработан окружающий губы объем. Здесь следует обратиться к анатомическому строению губ и представить, что под поверхностью кожи находится круговая мышца рта.

В ходе работы нужно постоянно вести сравнительный анализ, поворачивать работу под разным углом к источнику света, что дает различные вариации в выявлении поверхностей формы. Свет должен быть мягким и рассеянным. Дополнительный источник искусственного света не должен создавать резких падающих теней, так как это визуально разрушает и дробит форму.

  

После того как основной объем набран и намечены основные плоскости формы, идет работа над моделировкой – более тщательная проработка отдельных элементов (деталей) и подчинение их основной форме. Далее следует провести сравнительный анализ работы и модели, при этом нужно проверить все ракурсы, отойдя на небольшое расстояние так, чтобы работа и модель были одинаково отдалены и освещены.

Работу можно считать законченной, когда достигнуто сходство и детали не мешают восприятию целого, верно передана конструкция.



Уроки № 3-4

12 октября 2021г.

 Лепка носа

Последовательность выполнения основных этапов работы точно такая же, как и при лепке губ. Первый этап – набивка плинта толщиной примерно 3 см и площадью чуть больше чем модель (рис. 11). Работа и модель находятся в горизонтальном положении.

После этого нужно отрезать лишнее, произведя измерения при помощи циркуля или рейки. Затем проработать все боковые грани (рис. 12).

Далее необходимо набрать основные высоты по профилю – это лоб, переносица и кончик носа. Измерения нужно произвести при помощи «прямого угла» (рис. 13).

Когда основные массы по высоте уже набраны, работу и модель следует расположить вертикально. После этого провести ось симметрии по вертикали, отметить самую широкую (по ноздрям) и самую узкую (переносица) часть носа. Через эти точки нужно набрать боковые плоскости, схематично представив конструкцию носа в виде трапеции (рис. 14).


 
  

Рис. 11. Гипсовая модель и анатомическое строение носа:
1 – пирамидальная мышца; 2 – носовая мышца; 3 – большой хрящ крыла носа;
4 – квадратная мышца верхней губы



 




Следует обратить внимание на то, что ноздри лежат в боковой плоскости. Для того чтобы это проверить, нужно положить ладонь на боковую поверхность модели носа, тогда проще будет обозначить вокруг ноздри складку, которая одним концом направлена на кончик носа, а другая является началом носогубной складки (рис. 13). На центральной части носа необходимо отметить два равных участка: первый – от переносицы до расширения на уровне, где заканчивается носовая косточка и начинается хрящ, и второй – до сужения на уровне верхней части ноздрей (рис. 15).
 

Чтобы проработать нижнюю часть носа и носовые отверстия, нужно работу и модель положить горизонтально. Обобщенная форма нижней части носа (рис. 16) представляет собой равносторонний треугольник с двумя отверстиями яйцевидной формы (узкий конец направлен вверх).

Отметив высоту носовой перегородки и отступив расстояние вниз от кончика носа, нужно наметить два отверстия, расположив их в плоскостях, которые развернуты под углом друг к другу, так как середина находится ниже, чем плоскости, в которых находятся ноздри. Вокруг ноздри проходит узкая площадка, образуя ободок, соответствующий толщине тканей.

Вернуть работу в вертикальное положение, проработать части глаз (слезники и части век), лоб. После этого провести сравнительный анализ и завершить работу, уточнив все детали при разных ракурсах и различном освещении.



Уроки № 5-6

19 октября 2021г

 Лепка уха

Начать работу нужно с разбора анатомического и конструктивного строения уха (рис. 17). Всю поверхность уха можно вписать в прямоугольную форму, которую следует разделить по вертикали на три части, в средней части которой будет находиться ушная раковина (рис. 18).
https://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_20b3f32e.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_m43caf4cc.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_60a1ad68.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_33b7387.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_m20ad4c03.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_7c6c4496.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_6c6e4407.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_m4d6ae83f.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_3934e73a.gif
 



Рис. 17. Гипсовая модель и анатомическое строение уха:
1 – завиток; 2 – противозавиток; 3 – ушное отверстие; 4 – углубление ушной раковины;
5 – мочка; 6 – противокозелок; 7 – козелок; 8 – ножки завитка; 9 – треугольная ямка

 

Рис. 18. Упрощенные схемы строения уха
Абрис уха выглядит так, как если бы у прямоугольной формы отсекли углы. Углы представляют собой треугольники различной величины, самый большой находится внизу за мочкой. Завиток, проходя вдоль края и начинаясь от мочки, поднимается вверх, а затем опускается вниз в ушную раковину, деля ее пополам по диагонали, образуя небольшую перегородку. Противозавиток в верхней части образует «рогатку», состоящую из двух ветвей с углублением между ними в виде треугольной ямки. Мочка уха представляет небольшую площадку округлой формы – «подушечку».

Для того чтобы представить ухо в пространстве, нужно понять, как оно «сидит» на голове. Обратить внимание на наклон уха по вертикали и к голове
(к щеке).

После анализа формы и изучения анатомического строения начинается работа с глиной. Следует набить плинт толщиной примерно 3 см, выровнять поверхность и обрезать лишнее по размерам (при этом работа и модель находятся горизонтально). Далее набрать высоту боковых граней (локоны). Для этого можно использовать дополнительную дощечку, поставив ее вертикально
к краю (при этом работа находится в горизонтальном положении). Глину нужно набить на дощечку чуть больше высоты боковой грани. Убрать дощечку и срезать все лишнее по контуру края (абриса). То же проделать с остальными гранями (рис. 19).



Рис. 19. Боковые грани модели уха:

1 – вид слева; 2 – вид снизу; 3 – вид сверху; 4 – вид справа
Затем работу нужно поставить вертикально и, наметив контуры уха, набрать его объем полностью (без углублений), представив все детали лежащими в одной наклонной плоскости (рис. 21).

Для этого нужно положить руку ладонью на поверхность модели уха. Тогда станет понятно, что кажущаяся сложность на самом деле таковой не является (рис. 20). Как бы ни были разнообразны формы ушей, они имеют общую схему строения.


 

Когда общая форма набрана в объеме и уточнен абрис, следует разделить площадку уха на три части по вертикали и наметить ушную раковину в средней части глубже, чем уровень плинта. Наметить завиток, заканчивающийся диагональной перегородкой посередине раковины, и противозавиток, заканчивающийся рогаткой. Затем необходимо провести сравнительный анализ и, убедившись в сходстве и верном конструктивном решении, завершить работу, уточняя все детали.


Уроки № 7-8

26 октября 2021г Лепка глаза

https://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_m68466a2e.gif
 
Рис. 22. Гипсовая модель и анатомическое строение глаза:

1 – круговая мышца глаза
Работа начинается точно так же, как и ранее – со знакомства с анатомическим и конструктивным строением глаза (рис. 22).

После набивки плинта идет уточнение размеров и формы боковых граней (работа находится в горизонтальном положении) (рис. 23). Затем работу необходимо поставить вертикально и провести горизонталь, которая потом пройдет через середину глазного яблока, слезник и внешний уголок глаза.








Отметить на горизонтали точки, через которые пройдет глазное яблоко, и провести окружность, которая будет разделена этой горизонталью пополам. Вылепить сферу по размеру глазного яблока и высотой равной примерно одной трети от диаметра глазного яблока (рис. 24).

Наложить эту сферу на окружность с небольшим уклоном, как если бы глаз смотрел из-под брови (рис. 25).


 



Провести горизонталь по поверхности сферы и наметить зрачок. Далее можно предложить простую схему, по которой легко наметить верхнее и нижнее веко и роговицу (рис. 26).

Нужно обратить внимание на то, что основные плоскости на верхнем и нижнем веках определяют положение зрачка, то есть при движении зрачка меняется направление движения плоскостей век. Чтобы вылепить веки, нужно заранее подготовить полоски глины на всю длину века и уложить их по линии, нарисованной предварительно. Причем верхнее веко должно быть значительно толще нижнего, так как это самая подвижная часть орбитальной, или круговой, мышцы глаза (рис. 27). На веках необходимо показать направление плоскостей, дающих направление взгляда (рис. 26).

 

Далее нужно проработать надбровье, разделив его на две части: центральная (лобная) и боковая (височная), так как разлом формы происходит на их границе (рис. 28). Уточняя все детали, нужно не забывать разворачивать работу в разные ракурсы (как бы по кругу и горизонтали) и сравнивать с моделью, отходя на небольшое расстояние. Это дает возможность анализировать ход работы и отмечать недостатки.

Понимание конструктивного строения каждой части (модели) развивает аналитическое и пространственное мышление, что в дальнейшем помогает не только при лепке, но и при рисовании.

https://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_44f853c7.gif
Задание:сфотографировать работу и прислать по электронной почте:cosinowag@yandex.ru 

 мой телефон: 89518578498 –Косинова Г.Н.

Успехов в работе!



Используйте в работе:


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барчаи Е. Анатомия для художников: [альбом] / Е. Барчаи. – М.:
ЭКСМО – ПРЕСС, 2001.

2. Иогансон Б.В. Школа изобразительного искусства: учеб.-метод. пособие / Б.В. Иогансон. – М.: Изобразит. искусство, 1998. – Вып. 2.

3. Павлов Г.М. Пластическая анатомия / Г.М. Павлов, В.Н. Павлова. – М.: Искусство, 1967.

4. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на её основах / М.Ц. Рабинович. – М.: Изобразит. искусство, 1985.

5. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция / Н.Н. Ростовцев,
С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1989.

6. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / гл. ред. В.М. Полевой. – М.: Сов. энциклопедия.



КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абрис (нем. Abri? – план, чертеж) – контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-либо объекта.

Академизм (франц. academisme) – направление, сложившееся в художественных академиях в XVI–XIX вв. и основанное на догматичном следовании внешним формам классического искусства.

Архитектоника (от греч. architektonike – строительное искусство) – тектоника – художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства.

Барельеф (франц. bas-relief, буквально – низкий рельеф) – вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Бюст (франц. buste от лат. bustum – место кремации, надгробный памятник) – погрудное, большей частью портретное изображение человека в круглой скульптуре.

Ваяние (скульптура или пластика) – в широком значении слова искусство создавать скульптурные изображения из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов.

Горельеф (
франц. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.

Декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организующую роль произведения пластических искусств в окружающей предметной среде.

Живописность – специфическое свойство пластических искусств, выражающееся в динамичном взаимодействии форм, объемов, цветовых пятен, света и тени, линий, при котором возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов.

Зодчество – искусство проектировать и строить здания; также само проектирование и строительство зданий.

Композиция (от лат. compositio – составление, сочинение) – в пластических искусствах композиции объединяет построение художественной формы (реальная или иллюзорная, формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, соотношение целого и деталей…).

Конструктивизм (от лат. constructio – построение) – направление в советском искусстве 20-х–нач. 30-х гг. ХХ в. (в архитектуре, оформительских и театральных декорациях, искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, конструкций, материалов… Конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм…

Копия (от лат. copia – множество) – художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником.

Лепка – создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы.

Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда до произведений, близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.

Моделировка (от франц. modeler – лепить) – передача, выявление объема, пластики, пространственных свойств изображаемых предметов и фигур посредством светотеневых градаций (в живописи и графике) или с помощью соответствующей обработки трехмерных форм (в скульптуре).

Монументальность – свойство художественного образа, родственное эстетической категории «возвышенное».

Натурализм – стиль, противостоящий реализму, художественный метод, выражающийся во внешне жизнеподобным воспроизведении реальности, но без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора.

Пластика – искусство создания объёмных изображений путём лепки, высекания, резьбы и т. п.; ваяние, скульптура.

Плинт – нижняя часть пьедестала или базы (колонны) в форме архитектурного облома типа «полочка».

Пропорции (лат. proportio – соотношение, соразмерность) – соотношение величин, элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный) – правдивое, объективное отражение действительности в искусстве.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – высекаю, вырезаю) – ваяние, пластика; (греч. plastice – леплю) – вид изобразительного искусства, в основе которого лежит принцип объемного физически трехмерного изображения.

Стека (итал. stecca) – инструмент скульптора, применяемый при лепке из глины и других мягких материалов. Палочка с расширенными в виде лопатки концами.

Стилизация (франц. stylization, style – стиль) – намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте.



https://nashaucheba.ru/docs/7/6248/conv_1/file1_html_44f853c7.gif



Подгоренская ДШИ

(художественное отделение)


Уроки № 1-8

Предмет – «Скульптура»

 6 год обучения

Преподаватель: Косинова Г.Н.




Уроки № 1-2
ТЕМА: "Мы наблюдаем и лепим птиц".

Конструирование из объемных природных материалов и

пластилина фигурок птиц.

Цель: дать понятие о классификации природных материалов;

познакомить со способом соединения деталей при помощи

пластилина, глины; развивать фантазию, воображение, мышление;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. материал: глина, пластилин;
  2. инструменты и приспособления: подкладная доска, стека, ножницы;

Лепка птиц

Вылепить птицу труднее, поэтому прежде всего познакомьтесь, хотя бы в общих чертах, с основами ее анатомии.

Очертание скелета птицы часто не совпадает с очертанием силуэта ее внешнего вида: его сильно изменяет перьевой покров. Крыло птицы состоит из кости плеча, предплечья и кисти, задние конечности - из кости бедра, голени и стопы с пальцами. Не у всех птиц вся нога видна, обычно, когда птица сидит спокойно, видно только стопу с пальцами, а ноги спрятаны под перьями (рис. 7).


Прежде чем приступить к лепке, решите, каких птиц вы будете лепить: гуся, утку, петуха, курицу или цыплят. Рассмотрите их,   понаблюдайте их во время самых разнообразных действий: ходьбы,  бега, кормежки и т. д. Позы, которые принимают птицы,   очень разнообразны: красивы, изящны, а подчас и забавны.  Для лепки вам нужно запомнить наиболее характерное движение, которое делает всю фигуру выразительной. Например, постарайтесь запомнить, как плавно выгнута шея у гуся, когда он спокойно идет по дороге, или как стремительно она вытягивается, придавая динамичность всей фигуре, когда гусь бежит или готовится к нападению. Красива поза, когда гусь спит, спрятав голову под крыло. Обратите внимание на цельность позы птицы, на гармоническую слитность всех частей ее тела.

Сравните пропорциональные соотношения частей тела той или иной птицы и подумайте, какие формы лежат в основе ее туловища и головы. Если вы внимательно посмотрите, то убедитесь, что в основе туловища и головы всех намеченных вами птиц лежит овоид, запомните! Это пригодится вам во время лепки. Однако это только основа. Найдите, чем форма тела отличается от овоида, ведь живая форма никогда точно не повторяет геометрическую. Для верной передачи реального объекта важно найти не только сходство его с той или иной геометрической формой, но и отличие от нее. Затем рассмотрите, как строятся ноги у птиц, из каких частей они состоят, как соединяются с туловищем. Обратите внимание на линию перехода от шеи к туловищу со стороны спины и со стороны грудки, как эти линии меняются во время движения птиц. Посмотрите внимательно на характер клюва, хвоста; определите место расположения глаз.

После того как вы понаблюдали птиц, полепите их, используя для образца какое-либо наглядное пособие; это облегчит вашу работу, сделает ее точнее и грамотнее. Скульптура или игрушка - это уже решенный художником образ, и вам остается только скопировать его, но вы можете изобразить гуся в самых разнообразных движениях, пользуясь своими предварительными наблюдениями: гусь идет, стоит, гусь ест или пьет, гусь вытянул шею, увидев какую-то опасность, и т. д.

Гуся удобно лепить из целого куска. Для этого вылепите исходную форму в виде овала и приступайте к лепке наиболее характерных частей. Шею можно вылепить вытягиванием ее из общей массы туловища. Делайте это правой рукой, а вылепленное вами туловище держите в левой. Оттягиваемую часть глины старайтесь направить вверх, беря глину в основном не со спины, а с передней стороны, от грудки. Вылепив шею, отогните ее верхний конец для изображения головы. Придайте голове сразу овальную форму и отожмите клюв. Это удобнее всего сделать двумя пальцами - большим и указательным, слегка сдавив ими глину (рис. 8).


Вылепив основную форму птицы, переходите к ее уточнению и лепке характерных деталей.

Как правило, ноги птиц у игрушек и скульптур изображаются рельефом на подставке, поддерживающей тело птицы. Поэтому, вылепливая подставку и укрепляя на ней изделие, следите, чтобы размеры ее соответствовали величине ног птицы. Стеком наметьте место, где будут изображены ноги на подставке, и прорисуйте их, внимательно следя за их построением.

После этого накладывайте куски глины на рисунок так, чтобы в конечном итоге у вас получилось полуобъемное изображение ног с двух сторон подставки. Рельеф намечен, при помощи стека и пальцев обработайте его поверхность. Таким же способом рельефом изобразите крылья гуся, если он в спокойном состоянии; если же гусь, которого вы изображаете, приготовился к полету, крылья можно вылепить отдельно и прилепить к туловищу. Затем пролепите мышцы грудки.

Когда скульптура будет готова, рассмотрите ее внимательно, проанализируйте, удалось ли вам передать форму, строение птицы, ее движение.



Уроки № 3-4

Лепка петуха

Полепите других птиц, например петуха.

Постарайтесь отыскать живую натуру, внимательно рассмотрите ее.

У петуха голова красивая и интересная - с гребешком и бородкой. Если вы внимательно рассмотрите не одного, а нескольких разных по окраске и породе петухов, то заметите, что все они неодинаковы: у одного гребешок большой, длинный и даже немного свешивается набок, у другого покороче, но с ярко выраженными зубцами по краю и т. д. Рекомендуем в процессе наблюдений иногда прибегать к небольшим зарисовкам с натуры. Можно прорисовать всю фигуру птицы или лишь ее отдельные части, например форму гребешков, хвостов, лап и т. д.

Рассмотрите форму и соотношение по величине частей тела петуха. Посмотрите, как изменяется взаимное расположение частей его тела с изменением движения и позы. Обратите внимание на то, как наклоняется корпус петуха, когда он клюет, как он закидывает шею и голову, когда пьет, на осанку поющего петуха.

Сравните петуха с ранее вылепленным гусем - форму основных частей тела, пропорции. Например, шея петуха имеет совсем другой характер, чем шея гуся.

Рассмотрите и установите, что в фигуре петуха расположено выше - голова с гребешком или верхняя линия хвоста. Эти соотношения не постоянные и могут меняться в зависимости от движения позы и "настроения" петуха. Представьте себе петуха, который промок под дождем: в этот момент хвост петуха может быть опущен и голова с гребешком окажется выше хвоста. Но если вы представите себе петуха, спокойно стоящего и немного нахохлившегося, то у него хвост будет выше головы. Не забывайте, что от изображения всех этих особенностей зависит, насколько правильно вы передадите образ птицы.

После детального рассматривания приступайте к лепке с натуры. В качестве натуры могут быть взяты чучела, игрушки, а если нет ни того, ни другого, можно лепить по картинке или нескольким картинкам, изображающим одного и того же петуха в разных позах.

Петуха можно лепить теми же приемами, что и гуся. Отдельно вылепите гребешок, бородку, сережки; эти детали очень мелкие, но они необходимы для передачи характерных особенностей этой птицы (рис. 9).



Уроки № 5-6

Лепка цыплят

Полепите с натуры и других птиц, например утку, курицу, ворону и т. п. Затем птиц, несложных по форме, вылепите по памяти, начните с цыплят.

Их можно изобразить очень просто, соединив два округлых комочка глины, маленького - головы и побольше - туловища. Хвост и клюв оттяните. Укрепите всю фигурку на подставке. Конечно, такой способ лепки может быть рекомендован только для изображения очень маленьких цыплят.

Изобразите цыплят в разных позах. Положение цыпленка будет зависеть от того, в каком месте туловища вы прикрепите голову и в какую сторону направите клюв и хвост. Например, если цыпленок клюет, то наклоняет голову - клюв обращен вниз, а если пьет - голову запрокидывает на спину и клюв обращает вверх (рис. 10).


Если выполненные птицы предназначаются для детских игр, их можно окрасить. Зачищать и грунтовать поверхность фигур не следует, так как шершавая, неровная поверхность будет больше соответствовать фактуре перьевого покрова птицы, придаст некоторую живость и выразительность фигуре. Для окраски можете использовать акварельную краску или гуашь.

Вы научились лепить птиц, с которыми были достаточно хорошо знакомы до лепки. Но есть птицы, форму и строение которых вы знаете гораздо хуже. Рекомендуем вам пойти в зоопарк или найти иллюстрации в книгах и посмотреть таких интересных птиц, как фламинго, пеликаны, попугаи, павлины, страусы, пингвины, орлы. Форма и строение тела их необычны, разнообразны.

Если раньше вы смотрели на этих птиц и многое не замечали, то теперь, научившись рассматривать натуру, увидите их строение, форму, разнообразие поз: наклоны, изгибы шеи фламинго, повороты головы пеликана и т. д. В зоопарке вы сможете зарисовать этих птиц или сфотографировать их в разных позах. Придя домой,- займитесь лепкой по памяти.



Уроки № 7-8

Лепка  Орла

Если вы задумаете лепить орла, то можно лепить, как обычно, на подставке, без каркасов, особенно если изображать его  будете в спокойном состоянии.

После лепки птиц соберите все работы и проанализируйте их: удалось ли вам передать характер той или иной птицы, правильно ли вы нашли форму тела и основных частей, пропорции, интересную ли выбрали позу, какая фигурка получилась наиболее выразительно. Определите, что вышло неудачным. Такой сравнительный анализ очень полезен, он поможет выявить сильные и слабые стороны работы, поможет избежать многих ошибок в дальнейшем.

Хранить все вылепленные изделия трудно: они хрупки, занимают место. Однако сохранить некоторые из них было бы очень полезно. Выберите наиболее интересные, выразительные фигурки, их вы сможете использовать в работе с детьми.

Детали приложим к туловищу птицы и прижмём их»; «высушим изделие и раскрасим его»).

Познакомьтесь с новым приемом, используя. («знакомые приемы лепки — скатай, сформируй, приложи, прижми.

Новый прием «расплющи» — то есть сделай плоским давлением»). 


Обобщение  Детальная проработка. Задание: сфотографировать работы и прислать по электронной почте:cosinowag@yandex.ru   мой телефон: 89518578498 – Косинова Г.Н.

Успехов в работе!


​​​​​​​

​​​​​​​

Подгоренская ДШИ

(художественное отделение)


Уроки № 1-8

Предмет – «Композиция станковая»

 6 год обучения

Преподаватель: Косинова Г.Н.




Уроки № 1-2
1. Повторение изученного материала.

На протяжении нескольких уроков этой четверти мы с вами говорили о жанре пейзажа. Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа».

Пейзаж – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта.

Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии.

Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи. Ребята, давайте вспомним, какие бывают виды пейзажа.


Виды пейзажа: природный, морской, деревенский, сельский, горный, архитектурный, исторический, мифологический, городской, по временам года. - Что значит природный пейзаж? (изображение лесов, полей, рек, озер).

Морской пейзаж – изображение моря, морской глади. Один из ярких представителей – И. Айвазовский.


Виртуальная экскурсия по музеям (самостоятельная работа учащихся)https://crosti.ru/patterns/00/1b/12/48143ed814/picture.jpg


Деревенский или сельский пейзаж – изображение села, деревни, околицы села Горный пейзаж – изображение гористой местности.


Архитектурный пейзаж – изображение необычных зданий, архитектурных сооружений.

Уроки 3-4.  Исторический – показывает природу во всей ее древности, как бы увиденный глазами наших древних предков.



Мифологический, фантастический пейзаж – это изображение сказочных или мифологических сюжетов, необычной природы. Один из работ – картина французского художника Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом».

  Природа у Пуссена - мир идеальной красоты, в отличие от работ многих современников произведения живописца наполнены глубоким философским содержанием. В представленном полотне заключена идея величия и мощи природы, ее связи с человеком. Герои произведения заимствованы из «Метаморфоз» Овидия. В центре картины на заднем плане сидит почти слившийся с горой циклоп Полифем. Полюбивший нимфу Галатею и тоскующий по ней, он вкладывает свое неразделенное чувство в песни, наигрываемые на свирели. Постепенно из пугающего всех чудовища Полифем превращается в любимца нимф, которые приходят послушать музыку. Кажется, что сама природа застыла и внимает нежным мелодиям гиганта. Яркий просвет справа открывает перспективу на далекое море и как бы освещает всю величественную картину земного мироздания.



Горный пейзаж (самостоятельно рассмотреть картины художников)


Как называется пейзаж с изображением городских улиц, парков?

На каком жанре пейзажа мы с вами остановимся на этом уроке?

Сегодня вам предстоит еще ближе познакомиться с ещё одной разновидностью пейзажа – городским пейзажем. Городские пейзажи привлекали внимание художников с давних времён. Эти пейзажи своеобразны, интересны и привлекательны. Вот почему художники разных стран и разных исторических эпох не раз обращались к изображению этой темы. Городской пейзаж может быть историческим, когда изображается старинная архитектура прошлого. Иногда несколько разновидностей встречаются в одном жанре, нет четкой границы между разновидностями пейзажа. Изображение заводов, фабрик в современной городской среде послужило созданию индустриального пейзажа.

 Практическая работа учащихся.

Красота городских пейзажей вдохновляла поэтов, композиторов, художников и каждый из них обязательно хотя бы раз обращался к изображению родных мест. Ребята, посмотрим работы современных художников с изображением городского пейзажа


Первый рисунок основан на геометрических фигурах и линиях, поэтому в начале работы необходимо выполнить набросок, напоминающий график. Линии как будто резко поднимаются и опускаются до предела, повторяя незавершенные прямоугольники и замысловатые фигуры, состоящие из треугольников, квадратов и ромбов. Вот такой он — городской пейзаж в самом начале работы.

Источник: https://risunci.com/risuyut-deti/gorodskoj-pejzazh-risunok-karandashom-6-klass-poehtapno/#1

Шаг №2  Когда задний план уже нарисован, дело остается за стоящими впереди зданиями. Изобразить их тоже не составляет особого труда. Правда стоит запомнить, что в наброске некоторые здания могут соприкасаться друг с другом.

Источник: https://risunci.com/risuyut-deti/gorodskoj-pejzazh-risunok-karandashom-6-klass-poehtapno/#1


Шаг №3  С помощью цветных карандашей или красок, раскрасьте изображение таким образом, чтобы вначале преобладали светлые оттенки, а под конец — темные. Небо может повторить тему заката, начиная от желто-оранжевого тона, переходящего в слегка грязный  розовый, а уже потом — в серо-синий.

Источник: https://risunci.com/risuyut-deti/gorodskoj-pejzazh-risunok-karandashom-6-klass-poehtapno/#1Г.







Несколько советов по рисованию

1) При создании рисунка и нанесения штрихов не нажимайте на простой карандаш слишком сильно. Это позволит стереть погрешности в ошибках.

2) Помимо жилых домов не стоит забывать об окружающей природе. Не поленитесь изобразить деревья, солнце или луну со звездами.

3) Городской пейзаж выглядит намного естественнее, если рисунок включает блики и небольшую тень.

 4) В качестве инструмента для окрашивания следует выбирать только одно направление. Например, если рисунок нарисован карандашом, получить красивое сочетание оттенков поможет цветная палитра карандашей и акварель. Они не закрасят штриховку и контуры прорисовки.

 Городской пейзаж рисунок карандашом поэтапно нарисовать не сложно!

Самое главное придерживаться пошаговой инструкции, соблюдать пропорции и советы.

Источник: https://risunci.com/risuyut-deti/gorodskoj-pejzazh-risunok-karandashom-6-klass-poehtapno/#1


Уроки 5-6.  Воздушная перспектива







Тема урока :"Городской пейзаж"








Уроки 7-8:Обобщение  Детальная проработка. Задание: сфотографировать работу и прислать по электронной почте:cosinowag@yandex.ru   мой телефон: 89518578498 –Косинова Г.Н.

Успехов в работе!




На предыдущих уроках мы с вами изучали и повторяли правила линейной и воздушной перспективы (просмотр таблицы «Линейная перспектива»). Сегодня вам предстоит, закрепив эти знания, выполнить интересную работу, связанную с изображением пейзажа. Сегодня вы попробуйте не просто нарисовать городской пейзаж, а постарайтесь в своих творческих работах, построив их по правилам перспективы, передать своё отношение к любимым местам нашего родного города. Я приглашаю вас совершить виртуальную прогулку по знакомым улицам и паркам нашего города. Эта прогулка поможет вам выбрать мотивы и сюжеты для будущих рисунков (просмотр слайдов).

Перед вами стоит задача - нарисовать городской пейзаж по мотивам виртуальной прогулки, выполнив его по всем правилам перспективы. Давайте ещё раз закрепим эти правила. Ребята, так как на эту тему у нас отведено 2 урока, то сегодня вы должны будете выполнить изображение только в карандаше.

Строим линию горизонта и точку схода, проводя соответствующие линии на формате. Выполняем композицию в графике «Городской пейзаж» или «Мой город». Во время практической работы делаются целевые обходы: контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

5. Обобщение и оценка выполненной работы. Подведение итогов и задание

на дом.

- Посмотрите, ребята, у нас получились такие разные городские пейзажи. Каждый изобразил свое любимое место, свой уголок нашего города. Работать над цветовым решением вам предстоит на следующем уроке.


Вопросы на повторение.

- Как в искусстве называется изображение природы? (Изображение природы называется пейзажем).

- Что такое перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются и изменяются в цвете.)

- Что называется линией горизонта? (Линия, находящаяся на уровне глаз художника).

- Что называется точкой исхода? (Точка, в которой предметы, удаляясь от нас, становятся невидимыми, превращаясь в точку).

Домашняя работа: подготовить сообщение о творчестве любого художника – пейзажиста.