Преподаватель Бардакова Л.В.


27.11.  6 класс.

Пленэр.

Тема урока: Этюд дерева на фоне неба.

Цели урока: Передать характер ствола дерева.

Практическая работа: В живописных этюдах особенно важно сохранить видимые в данный момент различие цветов не только по светлоте (тону), но и по силе цвета (по насыщенности). Правдивость живописного изображения зависит не от точного цветового оттенка, от верной передачи различий (отношений) по силе цвета и света. Пейзаж, освещенный солнцем, выглядит светлее вечернего или утреннего. В серый день не бывает резких различий света и тени, как это наблюдается в солнечный день. Освещение сильнее в ясную погоду, чем в пасмурную, летом, чем зимой, на юге, чем на севере. Яркие освещенные солнце объекты пейзажа имеют темные, холодные тени, а набежало облако - и всё резко изменилось, все стало по цвету более спокойным, нейтральным. В реалистической живописи очень важно уметь выражать состояние общей освещенности.

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

27.11.  6 класс.

Рисунок.

Тема урока: Натюрморт из трёх предметов.

Цели урока: Конструкция предметов. Тональное светотеневое решение с желательной передачей фактуры.

Практическая работа: Когда нанесены границы падающих и собственных теней, переходим к более детальному светотеневому изображению каждого предмета, передаче его объема и материала. Этих необходимых качеств реалистического рисунка можно добиться только в том случае, если все тени, полутени и света на предметах, фоне и поверхности стола мы будем наносить в пропорциональных натуре отношениях. Для этого следует определить в натуре самые темные и самые светлые места. Начинать надо с самого темного места в натюрморте. Наметив определенный тон исходного самого темного места, силу каждого другого предмета нужно сравнивать с этим предметом. Сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с полутонами, но и светлые места между собой. Изображая предметы, надо учитывать светлота фона и горизонтальной поверхности стола. Правильно взятые их тональные отношения способствуют передаче пространства  и материальности предметов. Обычно та часть фона, которая находится с теневой стороны предмета, кажется более светлой, чем часть, находящаяся за освещенной стороной. Это явление светового контраста надо учитывать при рисовании.

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

27.11.  6 класс.

Живопись.

Тема урока: Декоративный натюрморт из игрушек и декоративных тканей.

Цели урока: Составление колеров. Первые цветовые прокладки.

Практическая работа.

Зрительное восприятие цветов основывается на их отношениях независимо от изменения освещенности, если только оно пропорционально увеличено или уменьшено для всех предметов одновременно. Все  же мы замечаем сильные изменения освещенности и связанную с ней пониженную или повышенную в тоне и цвете общую гамму красок. В зависимости от изменений силы освещения иначе выглядит не только светлота предметов, но и их цвет. При пониженном освещении уменьшается насыщенность цвета предметов. В реалистической живописи очень важно уметь выражать состояние общей освещенности (общий тон). Первоначальная общая прокладка красок и вся последующая работа должна вестись с учётом того колорита, который характеризует натуру. Работая с натуры, надо уметь в каждом конкретном случае понять ее колористическую согласованность, выявить не только характер торгового и цветового состояния, но и колористическое единство и родство. Такую гармонию легче заменить в натуре между ясно выраженными цветами. После определения  цветовых отношений основных пятен, крупных планов натуры следует переходить к моделировке светотенью, то есть выявлению цветом объемной формы каждого предмета путем нахождения правильных светотеневых и цветовых градаций между бликом, светом, полутенью и тенью.

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

20.11.  6 класс.

Живопись.

Тема урока: Декоративный натюрморт из игрушек и декоративных тканей.

Цели урока: Организация пространства. Равновесие и гармония цвета.

Выполнение эскизов в цвете.

Практическая работа: Форма и величина предметов зрительно изменяется в зависимости от того, на каком расстоянии и в каком положении мы их видим. При компоновке натюрморта, на листе бумаги прежде всего необходимо учитывать величину всей группы изображения предметов. Если бумага большого размера, то и рисунок должен быть большим и наоборот. Фон не должен «давить», но и в тоже время предметам в композиции не должно быть «тесно», они не должны поступать близко к границам листа. В противном случае будет затруднена передача пространства на изображаемой плоскости. Слишком мелкое изображение теряется на плоскости и становится как бы второстепенным. Определяя общую высоту и ширину нескольких предметов, надо брать во внимание не каждый предмет в отдельности, а сразу все. Зрительное восприятие различных частей картинной плоскости неодинаково. Предмет или группа предметов, на которых сосредотачивается основное внимание в изображении, служат композиционным центром, остальное - дополнение к нему.

Самостоятельная работа.




20.11.  6 класс.

Рисунок.

Тема урока: Натюрморта из трёх предметов.

Цели урока: Компоновка рисунка на плоскости.

Практическая работа: Вначале работы необходимо построить всю изображаемых форму в целом, найти ее конструкцию, основные пропорции, определить общий характер и положение в пространстве. На данном этапе работы необходимо всё время сравнивать величины отдельных предметов и их частей между собой, и с целым. При этом надо смотреть одновременно на всю группу предметов. Конструктивное и перспективное построение формы каждого предмета осуществляется одновременно с уточнением его пропорций. При этом нужно делать «сквозную» прорисовку оснований предметов, что позволяет правильно обозначить место каждого предмета на горизонтальной плоскости. Проведенные вначале линии контура предметов не следует считать окончательными и безошибочными. В процессе работы необходимо продолжать уточнение характера формы. И вообще, надо иметь в виду, что работу над рисунком нельзя разделить на какие-то замкнутые этапы: поначалу построение пропорций, затем моделировка тоном и т.д. В процессе всей работы от начала и до конца эти этапы тесно переплетаются.

Самостоятельная работа.




20.11. 6 класс.

Пленэр.

Тема урока: Этюд деревьев на фоне неба. Акварель.

Цели урока: дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева. Проследить касание изображения дерева с фоном. Передать характер ствола и кроны дерева.

Практическая работа: Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. Воздух прозрачная среда. Но прозрачность его не постоянна, она меняется с увеличением пространства, то есть толщины воздушного слоя, с увеличением влажности, частицы пыли, давления и др. Обволакивая предметы, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этим следует учитывать и зависимость внешнего облика формы от особенностей нашего зрительного восприятия, от солнца, от времени суток, времени года, погоды.

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

13.11.   6 класс.

Живопись.

Тема урока: Декоративный натюрморт из игрушек и декоративных тканей.

Техника работы – гуашь.

Колорит ограничен 4 – 5 цветами.

Цель: Организация цветового пространства. Равновесие и гармония цвета.

Поиск динамической композиции. Построение эскизов. Работа на основном формате.

Практическая работа. Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком- то положении. Поэтому надо очень серьезно относится к выбору такого положения натуры, такой её отдаленности, поворота, точки зрения на неё, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят её строение и основные признаки. Случайная же точка зрения не даёт полного зрительного представления о ней. Выбрав наиболее интересную точку зрения на натуру, необходимо решать, каким по формату должен быть лист бумаги. В натуре нужно четко определить вид натюрморта. Для поиска изобразительно- пластических вариантов композиции выполняется серия набросков. При этом важно найти величину изображения по отношению к данному формату. Группу предметов натюрморта нельзя начинать рисовать с отдельного предмета, постепенно прорисовывая другие. Неизбежно будут нарушены размеры, а вся группа не уложиться в лист или окажется значительно меньше, чем требует формат. Натюрморт надо представить целиком, как бы лежащим уже на плоскости листа. Легкими беглыми линиями надо наметить всю группу предметов. Далее необходимо установить пропорции предметов, правильные перспективные сокращения, расположение предметов на горизонтальной плоскости стола.

Самостоятельная работа.




13.11.  6 класс.

Рисунок.

Тема урока: Натюрморт из трёх предметов. Натюрморт включает в себя орнамент и драпировку.

Цели урока: Изучение натюрморта, наброски композиции. Передача характера модели, ее пропорций, расположение складок драпировки.

Практическая работа: На данном этапе работы необходимо всё время сравнивать величины отдельных предметов и их частей между собой и с целым. При этом надо смотреть одновременно на всю группу предметов. Рисуя каждый предмет, надо воспринимать его как массу формы, чувствовать его силуэт. Проведенные вначале линии контура предметов не следует считать окончательными и безошибочными. В процессе работы необходимо продолжать уточнение характера формы. Работу над рисунком нельзя разделить на какие- то замкнутые этапы: поначалу построение пропорций, затем моделировка тоном и т.д. В процессе всей работы от начала и до конца эти этапы тесно переплетаются. Когда группа в целом будет намечена, можно переходить к определению относительных пропорций отдельных предметов, их взаимного расположения. Сравнивать размеры всех предметов по высоте и ширине. Определяя пропорции предметов и строя их, одновременно слегка прокладываем тени. Это способствует более точной передаче пропорций.

Самостоятельная работа.




13.11. 6 класс.

Пленэр.

Тема урока: Этюд дерева на фоне неба.

Цели урока: Дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева.

Проследить касание изображения дерева с фоном.

Передать характер ствола и кроны дерева, силуэт.

Практическая работа: Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем на бумаге проводят линию горизонта, определяя соотношение земли и неба. Освещённость в пейзаже чрезвычайно изменчива и по силе, и по цвету. Она меняется от времени года, наличия облачности, присутствия снега на поверхности земли, угла падения лучей света. В полдень освещение примерно в сто раз сильнее, чем утром и вечером. Поэтому тоновые отношения на этюде должны быть выдержаны в определенном тоновом и цветовом масштабе. В одном случае при построении цветовых отношений используются светлые и яркие краски палитры (солнечный день), в другом – в пониженной по светлоте и насыщенности гамме красок: темные, плотные, мало насыщенные (пасмурный день). Передавая цветовые отношения с учётом общего состояния освещенности натуры, необходимо ещё иметь в виду то объединяющее цветовое единство, которое создаётся благодаря спектральному составу освещения.

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

30.10.  6 класс. Живопись.

Тема урока: Постановка из 3 - 4 предметов на цветном фоне.

Цели урока:

1. Обобщение.

2.Завершение работы.

Практическая работа: Сущность последней стадии процесса рисования – обобщения – заключается в том, чтобы в конце работы окончательно привести рисунок в соответствие с общим зрительным впечатлением, которое мы получаем при цельном восприятии натуры. На изобразительный объект необходимо смотреть обобщенно: что прежде всего бросается в глаза и что более растворяется в тени или на заднем плане? Таким цельным ведением натуры можно проверить свой рисунок, после чего бывает необходимо что-то усилить, что – то ослабить, обобщить, все подробности формы на теневой стороне подчинить тени, на освещенной стороне – свету, сопоставив с самым тёмным местом и бликом. Как на темной стороне предмета, так и на свету не должно быть повторения одинаковых тональностей. Рефлексы нельзя преувеличить. Они не могут быть сильнее света или полутени. Так постепенно рисунок обобщается и приводится к целостности и единству.

Самостоятельная работа.




30.10. 6 класс. Рисунок.

Тема урока: Зарисовки фигуры человека в интерьере.

Цели урока: Плановости и целостность в работе.

Практическая работа: Целостность реалистического рисунка приобретается не только благодаря целостности видения, а главным образом от умения увидеть и выделить характерные свойства натуры. В облике каждого предмета, его деталях очень многое может быть чисто случайным и несущественным. Рисуя одежду человека, нельзя делать все пуговицы одинаково заметными. Если что- то пестрит отвлекает от главного, его надо пригласить, если что – то имеет важное значение для характеристики человека, его надо усилить, подчеркнуть. Целостность реалистического изображения основывается ещё и на умении подчинять все изображения единому композиционному центру. Таким образом, выделение главного и существенного в объекте производится сознательным подавлением несущественных частностей, ослаблением тона и уменьшением подробностей всех предметов, удаляющихся от зрительного центра. Если же в картине детали равны друг другу, то зритель смотрит её равнодушно.

Самостоятельная работа.




30.10. 6 класс. Пленэр.

Тема урока: Этюд группы деревьев и кустарников.

Цели урока: Дать цветовую характеристику групп деревьев. Последить влияние освещения на цветовую гамму деревьев.

Практическая работа: Предметный цвет в природе постепенно подвергается самым различным влияниям и измерениям. Он выглядит иначе при усилении и ослаблении силы света. Цвет предмета изменяется также и при удалении, с увеличением расстояния уменьшается прежде всего насыщенность цвета. Цвет деревьев вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Кроме этого, все дальние предметы изменяют оттенок цвета, выглядят голубоватыми. В живописных этюдах особенно важно сохранить видимые в данный момент различия цветов не только по светлоте, но и по силе цвета. Правдивость живописного изображения зависит не от точности цветового оттенка, а от верной передачи различий по силе света и цвета. Неправильно взятые по тону и силе цвета цветовые отношения этюда ведут к путанице пространственных планов и особенно к отрицательно сказывается на выявлении материальных качеств изображаемых предметов и на состоянии их освещенности.

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

23.10.  6 класс.  Пленэр.


Тема урока: Зарисовка групп деревьев.

Цели урока: Передать связь деревьев в группе.

Передать перспективное сокращение величины деревьев на расстоянии.

Практическая работа: Работа начинается с поисков композиции. Надо обратить внимание на различный характер первых и дальних планов, и способы показа их в рисунке. Первоначальная задача заключается в том, чтобы, рисуя группу деревьев, находящихся на разных планах, передать их общий объем и пространство между ними. В рисунке надо обратить внимание на место соединения ствола с землёй. Передать характер движения ствола дерева и его ветвей. Рисунок рисуется обобщенно, не нужно перечислять все веточки на деревьях. Необходимо подчеркнуть в рисунке то, что является для изображаемого мотива наиболее существенным. Важно также указать на характер освещения.

Самостоятельная работа.




23.10.  6 класс.  Живопись.


Тема урока: Постановка из трёх предметов на цветном фоне.

Цели урока: Работа в цвете над натюрмортом.

Прописка главного в работе.

Передача материальности.

Практическая работа: К важным характерным особенностям всякого предмета относятся и такие, как объем, пространственное расположение и материальность. Они, как и пропорции, и конструктивное построение, должны быть переданы на изобразительной плоскости. Передача материальности. Предмет имеет разные оттенки на свету и в тени. Рефлексы от фона будут иметь другой оттенок. Необходимо также подмечать, где предметы по контуру выглядят контрастно, где сливаются с фоном, где мягко переходят в тень. Детали на предметах должны быть подчинены общей форме. Основной принцип живописного изображения - это умение передать предмет в среде, в комплексе всех его цветовых изменений.

Самостоятельная работа.




23.10.  6 класс. Рисунок.


Тема урока: Зарисовки фигуры человека в интерьере.

Цели урока: Тональное светотеневой решение. Передача фактуры.

Практическая работа: На этом этапе работы продолжается моделирование объемной формы фигуры человека в пространстве. Прорабатывая каждый предмет, надо внимательно следить за светотеневыми изменения. Передача материальности способствует также сама техника работы: характер штриховки карандаша, движение их по направлению формы. Предметы их разных материалов имеют разный характер светотени. Другим не менее важным условием передачи материальности изображаемого, является передача взаимных светлотных различий (отношений) между предметами. Легкой, светлой, тонкой штриховкой, растушевкой способствуют передаче светлых, нежных по фактуре объектов (гипсовые предметы, лицо человека).

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

16.10. Пленэр. 6 класс.


Тема урока: Зарисовки деревьев и их частей.

Цели урока: Передача объема и характера ствола дерева.

Практическая работа: В расчет нужно брать, что вы рискуете, к какой породе относиться дерево, какой толщины ствол. Рисунок всегда нужно начинать со ствола, независимо от того какое дерево рисуете. Нужно помнить, что ствол к верхушке становиться тоньше, поэтому и ветки должны с высотой уменьшаться. Не стоит начинать рисовать с деталей – сперва нужно создать основу. Как передать объем ствола и веток? Прежде чем вы начнёте наносить тени, нужно определить какая часть дерева в тени, какая на свету. Когда вы убедитесь, что правильно определили стороны затемнения добавьте им теней и глубины, а также дорисуйте переход между темной и светлой частями. Проработка деталей. Завершение.




16.10. Живопись. 6 класс.


Тема урока: Постановка из 3-4 предметов на цветном фоне.

Цели урока:1. Поиск цветовых отношений.

                       2. Цветовой рефлекс в натюрморте.

                       3. Продолжение работы над деталями.

Практическая работа: В работе над натюрмортом нужно помнить: для того чтобы правильно передать цветовые отношения постановки, при изображении формы каждого предмета необходимо определить его цветовой оттенок, различия этих цветов по светлоте, степень интенсивности, насыщенности каждого цвета предмета и его поверхности в сравнении с другими. В процессе работы надо постоянно помнить, что каждый цвет на свету, в тени, в полутени важен не сам по себе, переданный в упор, а только разница по отношению к другим. Процесс живописи — это процесс постоянного сравнительного анализа предметов, процесса нахождения цветовых отношений.

Самостоятельная работа.




16.10. Рисунок. 6 класс.


Тема урока: Зарисовки фигуры человека в интерьере.

Цели урока: Тональное светотеневой решение.

Практическая работа: Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов, является передача их взаимных тональных отношений. Передача глубины интерьера. Надо так распределить на изобразительной поверхности переходы тонов от светлого к темному, чтобы самое темное в натуре было на рисунке самым тёмным, чтобы самое светлое- самым светлым, а остальные промежуточные тона во столько раз сильнее или слабее этих двух пределов.

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

9.10.  6 класс.  Живопись.

Тема урока: Постановка натюрморта из 3-4 предметов на цветном фоне. (однотонная драпировка).

Цели урока:1. Начало работы на формате.

                        2. Первые цветовые прокладки.

                        3. Поиск цветовых отношений.

Практическая работа: В живописном изображении необходимо добиться, чтобы не только величинные и тональные, но и цветовые различие предметов постановки были переданы в тех отношениях, в которых они воспринимаются в момент наблюдения в определённой среде и при определенном состоянии освещения. В процессе работы надо постоянно помнить, что каждый цвет, в тени, в полутени и т. д важен не сам по себе, а только его разница по отношению к другим, его отличие от других, то есть его отношения. Процесс живописи- это процесс постоянного сравнительного анализа предметов, процесс нахождения цветовых отношений.




9.10. 6 класс.  Рисунок.

Тема урока: Зарисовки фигуры человека в интерьере.

Цели урока: Передача характера модели, ее пропорций.

                       Расположение складок, подчёркивающих движение человека.

                        Цельное видение рисунка.

Роль одежды в выявлении формы фигуры человека, направление основных складок определяется местами и точками сгиба: коленями, локтями, плечами. Особо надо отметить также образование складок одежды на животе сидящей фигуры. Они бывают иногда малозаметными, но ели их не наметить, фигура получается без живота и кажется плохо посаженной. Передать пропорции фигуры человека по отношению к интерьеру комнаты. Цельное видение.




9.10.  6 класс.  Пленэр.

Тема урока: Зарисовки деревьев и их частей.

Цель урока: Изучить плоды деревьев, их частей (ветки, листья)

                       Передать характер ствола и кроны дерева, силуэт.

Особое внимание уделяется соединению ствола с землёй. Нужно обратить внимание на характер движения ствола дерева и его ветвей. Рисунок решается обобщенно, не нужно перечислять все веточки на дереве. Необходимо подчеркнуть в рисунке о ,что является для изображаемого наиболее существенным.

Самостоятельная работа.



​​​​​​​

2.10. 6 класс. Живопись.

Тема урока: Постановка из 3-4 предметов на светлом фоне.

Цели урока:1. Рисунок эскиза.

2. Поиск композиции.

3. Цветовое решение эскиза.

4. Начало работы на формате.

5. Расположение на плоскости.

Практическая работа.

Выбрать положение натуры, такой  её отдаленности, поворота, точки зрения на неё, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявит ее строение и основные признаки. Натюрморт надо представить целиком, как бы уже лежащим уже на плоскости. Конструктивное и перспективное построение формы каждого предмета осуществляется одновременно с уточнением его пропорций. При этом следует делать сквозную прорисовку оснований предметов, что позволяет правильно обозначить место каждого предмета на горизонтальной плоскости и тем самым решить их пространственное расположение.



2.10. 6 класс. Пленэр.

Тема урока: Этюд предметов домашнего обихода на фоне сельской постройки.

Цели урока: предварительно составить палитру зелёных тонов.

Передать связь предметов с окружающей средой.

Практическая работа: в целях достижения выразительности образа, ищут расположение объектов на плоскости картины, подчиняют замыслу все изобразительные элементы. Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Выполнить изображение предметов, так, чтобы они не потерялись в изображаемом пространстве и заняли преобладающее место в общем построении.




2.10. 6 класс. Рисунок.

Тема урока: Зарисовка фигуры человека в интерьере.

Цели урока: Грамотная композиция рисунка. Передача пространства в интерьере. Изображение, размещение фигуры человека в интерьере.

Практическая работа: Изображение фигуры человека также начинаем с обобщенного наброска. Легкими штрихами намечаем движение фигуры (наклон, поворот), определяем соотношения отдельных частей. Далее обобщенно намечаем поверхности основных объемов. Выполняя светотеневой решение, тоже следует идти от общего к частному, то есть сначала найти проложить светотеневые отношения основных частей предмета. Цельное ведение рисунка. Соблюдение пропорций в интерьере.



​​​​​​​

25.09. 6 класс. Рисунок.

Тема урока: Зарисовки фигуры человека в интерьере.

Цели: Повторение правил пропорций фигуры человека.

Практическая работа: Грамотная композиция рисунка. Построение фигуры человека с соблюдением ее пропорции. Передача движения человека. Пространство в интерьере. Построение с уточнением штрихами большой формы. Робота в пространстве. Цельное ведение изображения.

Самостоятельная работа.



25.09. 6 класс. Живопись.

Тема урока: Постановка из трёх предметов с явно выраженным цветом (фрукты, овощи, посуда) на нейтральном фоне.

Цель: Цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой.

Поиск композиции. Композиционное решение постановки на горизонтальной поверхности.

Подготовка рисунка под живопись. Большие цветовые прокладки.

Самостоятельная работа.


​​​​​​​

25.09.  6 класс.  Пленэр.

Тема урока: Рисунок деревьев на фоне жилых построек.

Цель: передать связь постройки с деревом.

Проследить закон воздушной перспективы. Влияние воздушной среды на передний и дальний планы. Передать характер конструкции. Ритм в композиции. Передать светотональную среду. Взаимосвязь сооружения с природной средой.

Использование мягких материалов.