4. Пащенко С.Ю. "Беседы об искусстве", "История изобразительного искусства"

1 класс (Беседы об искусстве)

18.01.2021 г.     

1 класс «Беседы об искусстве» Тема  «Как получаются разные орнаменты»
Цель: познакомить с  разными  видами орнамента

Ход урока
1. Оргмомент
2. Повторение темы прошлого урока
Орнамент —это узор из повторяющихся  элементов.
Орнамент предназначается для украшения различных предметов (посуда, одежда, мебель)
Как  появился орнамент?  
На прошлом уроке мы познакомились с геометрическим орнаментом. Какие элементы используются при его создании? (точки, палочки, геометрические фигуры)
3. Изучение новой темы
Самым распространенным в народном искусстве после геометрического орнамента является растительный орнамент.  Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
В растительном орнаменте используются самые разнообразные мотивы. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к реальному предмету, а может быть упрощен.
Зооморфный  (животный)  орнамент
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных. В орнаментах разных народов встречаются изображения животных. Также как в растительном орнаменте изображения животных и птиц могут быть  приближены к реальным или  упрощены.


2 класс (Беседы об искусстве)

12.01.2021 г.               
2 класс     Беседы об искусстве ТЕМА: ХУДОЖНИК И ЗРИТЕЛЬ. МЕЖДУ ХУДОЖНИКОМ И ЗРИТЕЛЕМ НЕТ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ГРАНИЦ (2 урок)
Цель: познакомить учащихся с известными музеями мира, с разными видами музеев,  расширять кругозор.
Ход урока
Продолжаем изучение темы «Художник и зритель» и сегодня познакомимся с музеями мира.
В современном мире насчитывается около 100 тыс. музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество. Поэтому и выделяют крупнейшие музеи мира.

     Лувр (город Париж, страна Франция)
Начнем с самого старого и уникального музея под названием Лувр, который находится в Париже. Раньше он был средневековой крепостью и дворцом королей Франции. И только 200 лет назад стал музеем.  Перед Лувром находится площадь, на которой располагается  стеклянная пирамида. В ней находится вход в музей.  Коллекция музея насчитывает более 300 тысяч экспонатов.  Вы найдете здесь работы самых известных художников в истории, таких как  Леонардо да Винчи и Рембрандт. Главной достопримечательностью Лувра является картина «Мона Лиза», которую написал  Леонардо да Винчи. Музей Лувра — самый посещаемый музей в мире. В  2012 г. он стал рекордсменом по посещаемости: его посетили  10 миллионов туристов.

 Британский музей (город Лондон, страна Англия)
Здесь собраны миллионы произведений искусства со всех континентов. Галереи Британского музея посвящены Египту, Греции, римской цивилизации, Азии, Африке и средневековой Европе. Музей привлекает шесть миллионов посетителей каждый год. Здесь  можно рассмотреть самую большую и самую всестороннюю коллекцию древних египетских артефактов. Также здесь находится огромная библиотека. В фондах библиотеки находятся почти 7 млн. книг.   На фото внизу вы видите новый читальный зал Британского Музея.

 Египетский музей  (город Каир, страна Египет)
В Египетском музее Каира Вы найдете самую полную коллекцию египетского искусства в мире. Среди тысяч сокровищ есть известные экспонаты из гробницы Тутанхамона.  Это единственная египетская гробница, которая была найдена почти нетронутой и сохранила все ценные предметы. Среди найденных вещей самой  знаменитой  является золотая маска Тутанхамона. Это искусно выполненная копия лица юного правителя сделана из чистого золота и драгоценных камней. Сегодня Каирский музей включает в себя более ста выставочных залов. Среди них есть и уникальный зал мумий. Особенностью этого зала является то, что в нем поддерживается специальная  температура и влажность.  Это необходимо для сохранности мумий. Ведь экспонаты очень древние.

Кроме таких крупных музеев существует еще множество музеев разных по тематике.
 Видео по теме:   https://www.youtube.com/watch?v=kL8PDdRb3f4

Задание: записать в тетрадь названия музеев, с которыми познакомились на уроке, посмотреть видео по теме.

12.01.2021 г.                
2 класс     Беседы об искусстве ТЕМА: ХУДОЖНИК И ЗРИТЕЛЬ. МЕЖДУ ХУДОЖНИКОМ И ЗРИТЕЛЕМ НЕТ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ГРАНИЦ.

Цель: познакомить учащихся с известными музеями России на примере Третьяковской галереи и Эрмитажа, расширять кругозор.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
 Вступительная беседа.
– Кто такие зрители?
– Да, вы все были в кино, в цирке, на концерте и вам приходилось быть зрителями, то есть внимательно смотреть, слушать, быть наблюдательными, чтобы не пропустить чего-нибудь важного.
– Каково это – быть зрителями?
– Давайте прочтем стихотворение А. Барто «В театре».

– Какими зрителями были его героини?
– Я думаю, что вы сделали правильные выводы из этой смешной и поучительной истории.
– Быть зрителями можно не только в театре, кино, но и в музее, художественной галерее. 

– Издавна находились мастера, которые создавали скульптуры, рисовали картины. Многим произведениям искусства очень много лет, но они до сих пор радуют людей. А где можно увидеть произведения искусства? (В музее.)


– Посмотрите на фотографии
– Куда пришли люди? (В музей.)
– Что вы видите на стенах? на специальных подставках? (Картины, скульптуры.)
– Обратите внимание, как внимательно, с интересом рассматривают посетители музея различные экспонаты.

Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием (демонстрацией)  предметов – памятников истории и культуры.

Само слово музей переводится как Дом Муз. (Музы – это древнегреческие богини,  покровительницы искусства и науки. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами)   

Экспонаты – это предметы для выставки в музее.


II. Изучение новой темы
Сегодня мы познакомимся с самыми известными музеями нашей страны – это Третьяковская галерея в Москве и Эрмитаж в  Санкт-Петербурге.

Третьяковская галерея  (город Москва, страна Россия)

Третьяковская галерея – большой музей в центре столицы. Его основал богатый московский купец Павел Третьяков 160 лет назад. Его фамилия и дала название музею.
Третьяков очень ценил искусство и хотел, чтобы великолепные картины известных художников мог увидеть любой желающий.
Денег у купца было много и он покупал скульптуры, статуэтки, портреты, натюрморты и пейзаж. Все эти предметы искусства были выставлены в доме, принадлежавшем Третьякову. Когда его коллекция уже была огромной, он подарил ее городу.
Главное богатство галереи – картины.  Картины вывешены в разных залах и можно долго ходить из зала в зал, наслаждаясь такой красотой. Это картины Репина, Сурикова, Васнецова, Левитана, Крамского.  Всего в главном здании 62 зала. Есть залы, посвященные древним иконам. Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где можно увидеть  изделия из благородных металлов и драгоценных камней.

Эрмитаж (город Санкт-Петербург, страна Россия)
У этого гигантского музея самая большая в мире коллекция картин. В нем больше 3 миллионов экспонатов, которые расположены в пяти огромных зданиях. Для того чтобы увидеть каждый экспонат нужно пройти 24 км. А если возле каждого экспоната останавливаться, понадобится 11 лет. Здесь собраны экспонаты, начиная  с Каменного века до настоящих времен.  Музей Эрмитажа — наиболее посещаемый в России. Он расположен в Центре Санкт-Петербурга.  Эрмитаж – это французское слово, которое означает уединенное место, место для отшельника. А взяли такое название, потому что изначально все картины находились в галерее, где их видела только императрица Екатерина II..На протяжении двух веков Эрмитаж  был резиденцией для императоров. Только в начале 20 века Эрмитаж стал  музеем. Эрмитаж сегодня — это шедевры Рембрандта и Рафаэля, Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи.

Задание: найти и записать в тетрадь названия музеев России
(5-8 названий)

24.11.2020 г.
Беседы об искусстве 2 класс Тема: «Картины о жизни людей. Иметь представление о том, что такое сюжет»
Цель:  дать понятие о сюжете, учить анализировать произведения изобразительного искусства; способствовать развитию внимания и аналитического мышления; способствовать воспитанию культуры восприятия произведения изобразительного искусства;  на примерах произведений известных художников познакомить с сюжетно-тематической картиной
Ход занятия.
1.Орг.момент
2. Сообщение новой темы
Художник - живописец, скульптор, график - создает свое произведение не только для себя, но и для публики. Он всегда задумывается над тем, как будет принята и оценена его работа. Художник не просто изображает различные предметы, явления природы, события из жизни отдельных людей и народов, но выражает свое отношение, передает чувства, которые он испытывает при их восприятии. Живописец не просто стремится, чтобы зрители поняли, что изображено на картине, для него важно, чтобы они получили удовольствие от того мастерства, с которым картина написана. Поэтому художник старается вложить в произведение все свое умение, оттачивая годами техническое ремесло.
Каждый человек видит произведение изобразительного искусства по-своему. Зритель может понять то, что хотел сказать художник, а может, наоборот, остаться в недоумении, не понимая, зачем живописец изобразил мир именно таким образом, использовал те или иные приемы или выразительные средства.
3. Понятие «сюжет» и «тема»
Для раскрытия понятия «сюжет»  предлагаются картины известных художников (беседа)
Васнецов «Иван-царевич на сером волке»
Перов «Охотники на привале»
Айвазовский «Девятый вал»

 Вопросы для беседы:
1) Что изображено на картине?
2) Как изображено (средства выразительности: композиция, цвет, динамичность или статичность)
3)  Какие чувства хотел передать художник?
Сюжет —  конкретное событие или явление, изображенное на картине.
Изобразительное искусство раскрывает  понятие «сюжет» как некоторое событие, которое изображается в самом произведении. При этом нужно отличать термины «тема» и «сюжет» произведения, так как одна тема может иметь несколько разных сюжетов, детально раскрытых в самом произведении.
 Для закрепления понятий тема и сюжет  рассмотреть репродукции картин  и провести беседу по картинам художников, выяснив, где тема и сюжет
В. Перов «Птицелов», «Тройка»; Венецианов «На пашне», (тема – жизнь и быт простых людей)
Васнецов «Аленушка», «Богатыри» (тема – сказки, былины)
Левитан «Золотая осень», «Весна-большая вода» (тема - времена года)
Для рассматривания репродукций использовать ресурсы Интернета.
10.11.2020 г. Беседы об искусстве 2 класс

  Тема: " Цвета и Цветы" (1  урок)
Цель урока: познакомить с разнообразием цветов и красок, встречающихся в окрасках цветов

Ход урока
 I. Организационный этап
Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, нас ждёт яркий и красочный мир. А вот о чём пойдёт речь, вы узнаете, отгадав  загадку.

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

«Нарядные сестрички весь день гостей встречают, мёдом угощают» (ЦВЕТЫ)

II. Беседа по теме урока
 Многие художники посвящали им свои картины, но удивительно то, что они сами по себе могут стать произведением искусства, если их правильно подобрать друг к другу. Такое искусство называют флористика.
Тема нашего урока « Цвета и Цветы».
Посмотрите вокруг. Нас окружает много красивых, удивительных вещей, но именно цветы люди называют настоящим чудом природы.
– А как вы думаете, почему цветы называют чудом природы?
В какое время года природа нам дарит цветы? (Весной, летом, осенью.)

 Какие цветы вы знаете? Назовите их!

 Для чего нам нужны цветы? (Цветы являются украшением нашей Земли, нашей жизни. Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, дарят нам ощущение праздника. И дома, и на работе, весной и в лютый холод - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Было бы некрасиво и скучно. Мы даже представить себе не можете жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Так древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, англичане – незабудок и анютиных глазок, голландцы – тюльпанов. Цветы - источник вдохновения. Поэты сочиняли стихи, писатели – сказки, композиторы -  музыку, художники – картины.)

Что делают из цветов? (Мёд, цветочный чай, духи…)
Где встречались с изображениями цветов? (Цветы изображаются на открытках, на тканях из которых шьют изделия, а какой платок без изображения цветов.)
    
А все ли цветы одинаковы? (Нет.  Каждый цветок имеет свой наряд и свою форму. У каждого цветка есть своё лицо и чудесный наряд. Природа не поскупилась на щедрость, создав такую чудесную гармонию.)

Правильно. А сейчас я предлагаю вам в этом убедиться. Полюбуйтесь изображениями цветов (Презентация «Цвета и цветы») 
Цвета и цветы 2 класс:http://uploads.likengo.ru/uploads/promos/documents/79367/2 klass besedi ob iskusstve 10 noyabrya 2020.docx 
– Назовите ваши любимые цветы.

– Посмотрите, сколько разных цветов вы назвали, давайте их опишем. Чем они отличаются друг от друга? (цвет, форма, размер)
– Да, действительно, все цветы разные по форме, размеру и цвету. Даже цветы одного вида редко бывают одинаковыми.

В каких сказках присутствуют цветы? («Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек».)

А хотелось ли вам иметь сказочный цветок?

III.  Практическая работа
Нарисовать цветы из сказки очень просто, ведь вы можете фантазировать. Вы сами - творцы красоты. Форма цветов может быть самой необычной, придуманной вами. Цветок может быть похожим или напоминать нам какого-нибудь животного или птицу. Цветок может быть космическим, живущим на какой-нибудь планете. 
Нарисуйте   цветок-фантазию и дайте ему название.

Задание: выполнить практическую работу.  Фото выполненных работ  отправить  на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru



4 класс (История изобразительного искусства)


27.01. 2021 г.            
4 класс    История изобразительного искусства

Тема «Искусство Древнего Рима»
Цель: познакомить с искусством Древнего Рима; рассмотреть самые известные памятники эпохи
Ход урока
По легенде город Рим в Италии основали братья Ромул и Рем. Но в результате ссоры Ромул убил брата и стал единоличным правителем. Сам город стал называться по его имени (лат. Roma) Скоро город Рим присоединил к себе значительные территории на Аппенинском полуострове и стал государством.
Многое в культуре Рима заимствовано из Греции. Рим позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад (Афина=Минерва, Афродита=Венера, Зевс=Юпитер, Аид=Плутон, Гефест=Вулкан и т.д.) скульпторы и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы.
Архитектура
Большое внимание римляне уделяли жилой архитектуре:
были построены прекрасные дороги (Аппиева дорога соединяла Рим с Грецией, Египтом и Малой Азией);
акведуки (водопроводы) Они представляли собой систему труб, проложенных по верху арок. Акведуки спускались в Рим со всех окрестных гор и несли горожанам воду из горных источников)
когда проблема воды была решена в городе появились общественные купальни (термы)
Был изобретён бетон. Вначале бетон применялся при строительстве дорог, затем он получил широкое распространение в строительстве зданий.
Известные памятники римского искусства:
 Колизей  (80 г. н.э.)
В Италии множество интересных архитектурных сооружений древнейших времен. Однако, первое место среди всех достопримечательностей по праву отдано Колизею. Колизей – это амфитеатр (постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши), построенный для проведения гладиаторских боев. В центре строения находится площадка – арена.  Вокруг нее ярусами расположены трибуны, устроенные так, что зритель может наблюдать за происходящим внизу.
Еще одним  типом сооружения, появившемся в Риме являются ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ. Они строились в ознаменование военных побед. После победного окончания военной компании полководец или император торжественно во главе своих легионов вступал в Рим. На улицах его встречали и прославляли жители, осыпали цветами. Воплощением триумфа, а также памятью о герое становилась триумфальная арка, сквозь которую проезжал на колеснице победитель.

ПАНТЕОН-ХРАМ ВСЕХ БОГОВ (2 век н.э.)
Пантеон  в Риме – одна из самых впечатляющих достопримечательностей города, оставшихся в целости с античных времен. Само слово «пантеон» означает «храм всех богов», и, оправдывая это название, величественное сооружение поражает своими размерами и красотой, дает реальное представление о мощи и величии Римской империи. Пантеон имеет колоссальные размеры   и перекрыт самым большим в древнем мире куполом. Стены сделаны из кирпича и бетона, купол – из бетона. Сейчас  это действующий церковный храм.

20.01. 2021 г.     
4 класс    История изобразительного искусства
Тема «История изобразительного искусства Древней Греции эпохи эллинизма»

Цель: познакомить с искусством Древней Греции периода эллинизма, объяснить значение понятия «эллинизм»; рассмотреть самые известные памятники эпохи
Ход урока
Последний этап в истории развития древнегреческой культуры – эллинистический (5 - 1 вв.  до н.э.) Термин «эллинизм» происходит от греческого hellen - «эллин» или «грек»
Эллинизм - это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местными традициями.
  Этот особый период в истории  начался с завоевательных походов Александра Македонского. Войско Александра не знало поражений. К 324 г. до н.э. под властью Александра оказались значительные территории и возникла огромная, невиданная до сих пор империя, которая включала  Грецию  и так называемый классический Восток (Египет, Передняя (Иран),  и Среднюю Азию (Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Казахстан) Во время походов Александра и после них на Восток хлынул большой поток греков и македонян, которые осели здесь. Это смешение народов и языков и называется эллинизмом.
  Возникли десятки новых городов. Но главный центр  переместился на восток, в Александрию, город, который Александр Македонский основывает в Северной Африке (в Египте). 
АРХИТЕКТУРА ЭЛЛИНИЗМА
 Мировую славу Александрии принесла построенная в III в. до н.э.     Александрийская библиотека. Многие века она оставалась крупнейшим в мире хранилищем древних манускриптов (древние рукописи). Ее собрание насчитывало 700 тысяч единиц хранения.
В 1 в. до н.э. библиотека сгорела. Большинство манускриптов  погибли.   Точное местонахождение Алек­сандрийской библиотеки до сих пор неизвестно.

Александри́йский мая́к (Фа́росский маяк) — маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрия.  Это одно из  7 чудес света. 
  Маяк был построен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение  пламени, а днём — столб дыма. Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением. Впоследствии пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его. В конце XV в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.

СКУЛЬПТУРА ЭЛЛИНИЗМА
Статуя ВЕНЕРЫ МИЛОССКОЙ
Венера Милосская  - это общепринятое название
(Афродита с острова Ми́лос) — знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Была найдена в 1820 году на острове Милос — в Эгейском море. При транспортировке были потеряны руки статуи и не найдены до сих пор.
Но даже лишенная рук и покрытая щербинками античная богиня настолько чарует всех своим совершенством, что этих изъянов и повреждений попросту не замечаешь. Слегка наклонена ее маленькая голова на стройной шее, приподнялось одно плечо и опустилось другое, гибко изогнулся стан.
В настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на первом этаже Лувра
Коло́сс Родо́сский  — гигантская статуя  древнегреческого  бога Солнца — Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на  острове Родос в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света». Статуя была построена в результате удачной обороны города от врагов. Народ Родоса решил построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — по легенде он был его создателем: не имея места, ему посвящённого, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Колосс простоял чуть более 50 лет, пока статую не разрушило Родосское землетрясение. Не сохранилось ни одного «прижизненного» изображения Колосса. Неизвестна не только форма, но даже и точное место расположения статуи в древности.


   Ни́ка Самофра́кийская (II в. до н. э.) — древнегреческая мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самофракия.
Все началось в 1863 году, на острове Самофракия, где французский археолог – любитель Шарль Шампуазо занимался проведением раскопок. В результате  он находит первые детали величественной скульптуры: ноги, бюст, но, к сожалению, статуе не доставало головы и рук. Статуя состояла из отдельных разрозненных фрагментов, их было около 200.  В 1884 году реставрация статуи была завершена, при этом были реконструированы некоторые отсутствующие детали – правое крыло, левая грудь, часть спины. Ника Самофракийская выставляется в Лувре с 1884 года. Имя скуль­п­то­ра Ники точно неизвестно. Постамент  статуи – носовая часть корабля, на котором возвышалась статуя была найдена и привезена в Лувр позже.
  
Задания: прочитать изучаемый материал, записать в тетрадь выделенный текст, фото выполненных работ отправлять  на эл. почту
pashchenko.svetlana81@mail.ru

13.01. 2021 г.            
4 класс    История изобразительного искусства
Тема «История изобразительного искусства Древней Греции эпохи классики»
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с художественной культурой античной Греции; познакомить с древнегреческими памятниками классической эпохи, с их авторами.

Ход урока
Классическая эпоха – вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.
В эпоху высокой классики центром культурной жизни греческих поселений считался город Афины. Поскольку сюда съезжались лучшие деятели искусства из всех уголков Греции, проектировка и неповторимые шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры.

Самым большим сооружением ранней классики был храм Зевса в городе Олимпия. В   храме Зевса находилась статуя Зевса (автор Фидий), которая является  одним из семи чудес света. Статуя Зевса Олимпийского была сделана из золота и слоновой кости. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 до 17 метров. Складывалось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена.

Особое место в архитектуре Древней Греции занимает великолепный храмовый ансамбль – Афинский Акрополь. Это холм над городом, где находились многие культурные постройки. Парадный вход в Афинский Акрополь (ворота) назывался Пропилеи.

 Главное строение Акрополя храм в честь богини Афины – ПАРФЕНОН.   Автором храма был Фидий. В центре храма возвышалась статуя богини Афины (автор Фидий).

Еще одним значительным сооружением Акрополя является Эрехтейон, храм посвященный двум богам (Посейдону и Эрехтею).  С южной стороны в храме  находится всемирно известный портик, который поддерживают колонны в виде женских фигур (портик кариатид)  (Портик  — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны)

Выдающимся скульптором эпохи классики стал Мирон. Он сумел передать фигуру человека в момент быстрого движения.  Наиболее знаменитое его произведение скульптура «Дискобол». Скульптура изображает атлета, который намеревается пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце в Риме.

Задания: записать в тетрадь выделенный текст, фото выполненных работ отправлять на эл. адрес pashchenko.svetlana81@mail.ru,  посмотреть презентацию «Искусство Древней Греции. Классический период»

18.11.2020  
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  4 класс
ТЕМА: «Искусство Древней  Греции. Общая характеристика. Мифология Древней Греции»
Цель: познакомиться с историей и  мифологией Древней Греции

Мы приступаем к изучению новой большой темы «Искусство Древней Греции». Познакомимся с природными особенностями, этапами развития Древней Греции, культурой и искусством. 
Задания: 1.  записать название темы в тетрадь

2. Посмотреть видео по теме  https://www.youtube.com/watch?v=MC62QX9142s

3. Пользуясь ресурсами Интернета посмотреть мультфильм о греческом мифе (на выбор)  или прочитать миф (на выбор),   записать его название в тетрадь.

5 класс (История изобразительного искусства)


21.01.2021 г.          5 класс История изобразительного искусства
Тема «Искусство Франции рубежа XVIII – XIX вв.    Творчество Ж.-Л. Давида»
Цель: познакомить с искусством Франции рубежа XVIII – XIX вв., познакомить  французским художником  Ж.-Л. Давидом и его творчеством
 Ход урока
На рубеже  XVIII – XIX вв. в искусстве Франции господствовал стиль классицизм (стиль искусства, в котором за образец принималась античность; для него характерны стройность, логичность, симметричность построения, соблюдение правил;  в живописи и скульптуре преобладали исторические и мифологические сюжеты)
Первым его представителем в эту эпоху был художник  Жак Луи Давид  (1748-1825)  Для своей первой большой картины «Клятва Горациев» (1784)  Давид избрал сюжет из древнеримской истории. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга братья Горации одолели в бою трех лучших воинов (тоже братьев – Куриациев), что принесло римлянам победу. Двое Горациев гибнут в бою. Художник изобразил сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве.  Картина на данный момент находится в Парижском Лувре. Как только картина вышла из- под кисти мастера, то сразу получила большой успех, как у публики, так и у критиков. Картина Давида стала считаться живописным призывом к революции. Она отражает идеи свободы, равенства и братства, написана  в соответствии с идеями патриотизма и гражданственности.

Еще одна известная картина Давида «Смерть Марата» (1793 г.)
На картине изображен Марат, знаменитый журналист, оратор, призывавший  к террору против врагов  Французской революции 1789г. Был убит смертельным ударом кинжала во время приема ванны.

После прихода к власти Наполеона художник стал его горячим почитателем и создал несколько портретов императора. «Портрет Наполеона в кабинете», «Портрет Наполеона на перевале Сен-Бернар» - написаны с целью прославления императора.
  
Наполеон назначил Давида «первым живописцем». Но  после падения императора художник вынужден был эмигрировать  в Швейцарию.
Жак Луи Давид  создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию, патриотизм. Его называли «живописцем французской революции».

Задания: прочитать изучаемый материал, записать в тетрадь выделенный текст, фото выполненных работ отправлять  на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru


14.01.2021 г.          5 класс История изобразительного искусства

Тема «Искусство Испании XVIII – нач. XIX вв.»
Цель: познакомить с испанским искусством на примере творчества Ф.Гойи.
Ход урока
После расцвета в XVII в. испанская живопись находилась в упадке.  Однако  во 2 пол. XVIII в. сформировался талант испанского художника Франсиско Гойи  (1746—1828)
Творчество Гойи началось с создания картона для шпалер (гобелен) с изображением сцен из испанской жизни.
Картон – это подготовительный рисунок, выполненный в натуральный размер будущей композиции. Шпалера (гобелен)  - безворсовый ковер. В XVIII веке в моду вошло украшение домов и залов гобеленами. Гобеленовая картина - это разновидность ковра.

Это картины «Зонтик»  (1777 г.) Эту картину признают лучшим творением раннего Гойя. Она нравилась и самому художнику.  Также были созданы картины «Игра в жмурки»,  «Продавец посуды». В них видны черты стиля рококо,  сюжеты игры, ухаживания, влюбленности.

Скоро Гойя был признанным мастером, он стал придворным художником испанского короля Карла IV
                                                                                          
Картина «Семья Карла IV» (1800 г.)  Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела. Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменность и разобщенность.

 Но придворная карьера длилась недолго: художника начали мучить сильнейшие головные боли, зрение ослабло, он полностью оглох. Именно в этот тяжелый период единственным прибежищем для него явилось искусство. Художник стал избегать людей, полностью ушел в себя.  На этой основе он создал графическую серию «КАПРИЧОС» (исп. «фантазия», «игра воображения»), которая  состоит из 80 офортов. (Офорт – вид гравюры на металле, принцип которого заключается в том, что прорезывание линий металлическим инструментом усиливается травлением кислотой)  В офортах художник  высмеивал людские суеверия и пороки, поднимал тему борьбы добра со злом.

В начале XIX в. в Испании происходили драматические события. Страну оккупировали войска Наполеона Бонапарта, что вызвало ожесточенное сопротивление испанцев, разразилась 1 испанская революция. Гойя обращался в творчестве к темам войны и насилия. В картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.» художник воссоздал страшную реальность происходящего.

Поздний период творчества Гойи связан с работой над росписями в так называемом «Доме глухого», который художник приобрел. Здесь художник вел жизнь затворника, и свой мрачный и трагический мир  выплеснул на стены. Так появились фрески, которые позже назовут «Мрачные картины». Только после смерти художника фрескам дадут названия и перенесут на холст. Среди этих картин выделяются «Фестиваль в Сан-Исидоро», «Два старика», «Собака», «Сатурн, пожирающий своих детей»  Эти фрески были созданы в период с 1819 по 1823 гг. и отразили его внутренние переживания и страх за свою страну, которая переживала неудачную революцию.
Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде (Испания).
В истории живописи Гойя навсегда останется мрачным романтиком. В 1828 году великий испанец умер  во Франции в г. Бордо.  Прах живописца вернется в Испанию лишь в 1919 году и будет захоронен в церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде, которую он сам расписывал.

Задания: записать конспект лекции в тетрадь,
фото выполненных работ отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru,
пользуясь ресурсами Интернета посмотреть репродукции картин Франсиско Гойи.


12.11.2020 г.

История изобразительного искусства 5 класс
Тема: Творчество Рембрандта – вершина реалистического искусства. Жизненный и творческий путь»
Цель: познакомить с биографией и творчеством голланского художника Рембрандта

Ход урока

Биография
    Голландский художник Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606- 1669)  родился  в г. Лейдене (Голландия). Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и направить его в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго - твёрдо решил стать художником. Три года он работает учеником у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Набравшись мастерства, Рембрандт переезжает жить в столицу Голландии - город Амстердам. Здесь он быстро завоевывает известность своими заказными портретами местной знати.
    В 1634 году Рембрандт удачно женился на красавице Саскии Ван Эйленбург,  а к 1639 году вместе с женой приобрел в столице великолепный дом. До начала 1640-х годов он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия и расцвета.
    Вскоре череда везения и удач сменяется потерями - у художника умирают два ребенка, умирает любимая жена. Но Рембрандт не сломлен - он продолжает писать один шедевр за другим. С годами его реалистическое мастерство углубляется. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать портрет. В портретах Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека.
    Как это часто бывает в истории искусства, не смотря на свой великий талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, больным человеком, оставив потомкам около 800 работ.

Можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства. Могила Рембрандта не найдена, но картины его будут жить всегда.

Творчество
Творчество Рембрандта – вершина голандской живописи. Известность получил благодаря выгодному заказу. Гильдия  хирургов во главе с доктором Тульпом предложила написать их груповой портрет. Такой тип портрета назывался «анатомией». На картине доктор в учебных  целях вскрывает труп. Картина «Анатомия доктора Тульпа принесла Рембрандту признание публики. Богачи наперебой заказывали художнику портреты.
Одним из заказов была картина «Выступление стрелковой роты капитана Баннинга Кока»  («Ночной дозор») (см. в презентации). Картина не была одобрена заказчиком, поэтому заказы уменьшились.
Эта картина стала переломной в жизни художника. Умерла его жена, художник утратил популярность, заказов стало меньше. Рембрандт продолжал интенсивно работать, но большинство картин не приносило ему дохода. Поэтому художник перешел к выполнению офортов.
Мастер продолжал работать над портретами. Он предпочитал изображать пожилых людей, создавая портреты-биографии («Портрет старика в красном», «Портрет старушки») Художник считал, что старость – это не конец жизни, а достойное ее завершение.
В работах последних лет Рембрандт достиг высочайшего мастерства. Последняя картина «Возвращение блудного сына» (см. презентацию)

Задания: 1) биографию художника прочитать
2) творчество художника (записать выделенный текст)
3) посмотреть презентацию «Рембрандт ван Рейн. Творчество»

Рембрандт ван Рейн творчество 5 класс:

5 класс (История изобразительного искусства) МАТЕРИАЛЫ


8 класс (История изобразительного искусства)


19.01.2021 г.   
8 класс История изобразительного искусства

Тема: «Скульптура 1 половины XX века»
Цель: познакомить с развитием скульптуры  1 половины XX века и основными представителями
Ход урока
В скульптуре 1 половины XX века находили отражение многие тенденции, зарождавшиеся первоначально в живописи, поэтому можно говорить о кубизме, сюрреализме и абстракции в скульптуре. Материалы для ваяния также отличались разнообразием фактур: они могли быть твердыми и мягкими, податливыми и сопротивляющимися обработке, матовыми, шероховатыми, гладкими и даже обладать зеркальной поверхностью. Можно сказать, что именно в XX в. мастера открыли для себя все богатство материалов, отойдя от традиционной для классического искусства приверженности мрамору, бронзе и глине. Знакомство с творчеством «диких» народов и древних цивилизаций заставило мастеров активно использовать разнообразные породы дерева, гранит, песчаник, известняк, кость. Новые технологии, связанные с развитием производства и наступлением индустриальной эры, также обогатили скульптуру новыми материалами, такими, например, как сталь или пластик. Открывшиеся технические возможности позволили скульпторам широко варьировать масштаб своих произведений от очень большого, даже гигантского, до совсем крошечного. Многие скульпторы стали упрощать формы и сближаться чистой абстракцией.
.
Генри  Мур
 Английский скульптор Генри Мур считается одним из лучших представителей скульптуры в стиле модерн, характерной для XX века. Как все модернисты, Мур отошел от реалистичного изображения конкретных предметов, и вместо этого он представил предметы в метафорической и символической форме. Талант Мура был признан и высоко оценен еще при жизни, а крупные заказы сделали его исключительно богатым человеком. Несмотря на это он жил скромно. Большая часть заработанных им денег была направлена в благотворительный фонд Генри Мура, который до наших дней продолжает поддерживать сферы образования и искусства.
Генри Мура по праву считают мастером гипсовой скульптуры.  В скульптуре гипс часто рассматривается как средство для создания первичной модели, по которой далее изготавливают более прочные работы из камня или металла.
 Генри Мур создавал свои скульптуры и  композиции из гипса, как завершенные произведения. Он считал, что только работа, созданная непосредственно руками автора, сохраняет его энергию.  Вместо того, чтобы работать с холодным белым цветом, часто ассоциирующимся с гипсом, Мур обычно окрашивал свои работы красителем из грецкого ореха. В результате лепные и скульптурные композиции не кажутся вычурными и отстраненными, а максимально напоминают естественные объекты, созданные самой природой. Еще одна важная особенность гипсового искусства Генри Мура – пустоты в скульптуре («дыры»). Мастера настолько вдохновляла тема «воздуха» в скульптурных композициях, что он стал использовать этот прием даже в самых массивных своих работах.
Один из самых ярких примеров – скульптура «Большой торс: арка». По форме эта скульптура напоминает большую  кость, стоящую на двух прочных опорах. Зритель может не только созерцать пустоту в самом центре композиции, но и пройти сквозь отверстие, вовлекаясь в загадочный замысел автора.
  
Альберто Джакометти
Швейцарский скульптор Альберто Джакометти считается одним из самых влиятельных скульпторов XX  века.  Гениальный скульптор более известен своими работами, которые он начал создавать как реакцию на Вторую мировую войну. Скульптура «Шагающий человек» - яркий пример этому. Это бронзовая скульптура очень высокой стройной фигуры в движении, которая вызывает чувство грусти, одиночества и отчуждения. Сам автор писал, что на создание этого шедевра его вдохновило созерцание толпы, в которой он видел лишь призраки и тени людей, скованных своей болью и одиночеством. Человек совершает шаг, но его ноги влиты в мостовую, как расплавленный металл. Именно в тяжести человеческого пути кроется глубокий смысл и суть произведения. В 2010 году на аукционе Sotheby’s фигура “Шагающий человек” Джакометти была продана за рекордную сумму в 103,9 миллионов долларов.
 Одержимый созданием своих скульптур, благодаря своему уникальному взгляду на реальность, Джакометти часто вырезал до тех пор, пока фигуры не становились такими же тонкими, как гвозди, и не уменьшились в размерах до нескольких сантиметров. Увлекшись творчеством, автор замечал это только на финишных этапах работы, что порой приводило его самого в ужас. Лучший друг скульптора однажды сказал, что если Джакометти решит вылепить вас, «он сделает вашу голову похожей на лезвие ножа».
«Собака» (1951)
Сильнейшее скульптурное произведение «Собака» было создано Джакометти еще в молодости и выполнено из гипса. В 1951 году мастер отлил скульптуру в бронзе, подарив ей вторую жизнь. Работа изображает худую, изможденную голодом старую собаку, которая совершает шаги из последних сил, понуро опустив голову. Примечательна эта работа еще и тем, что сам автор на протяжении всей жизни называл ее своим автопортретом.
«Рука» (1947)   
Одним из последних циклов творчества скульптора стала серия объектов в невесомости, которые как-бы парят в воздухе, растворяясь в пространстве. Апогеем этой творческой цепочки стала работа «Рука», которая изображает изможденную, тонкую руку человека, протянутую «в никуда». На создание столь противоречивой скульптуры мастера натолкнули размышления о жестокости и несправедливости Второй мировой войны.
Константин Бранкузи
 Константин Бранкузи считался хедлайнером абстрактной скульптуры и учеником Родена. Родившись в бедной румынской семье, Бранкузи переехал в Париж после окончания художественной школы в Румынии, а к 1933 году он стал одним из самых известных живых скульпторов. Как и в случае со многими модернистскими скульптурами, его работы представляют собой упрощенные изображения, которые призваны передать суть предмета, а не то, как он на самом деле выглядит. Например, скульптура «Спящая муза», созданная в 1900-х годах, на которой изображена спящая красивая женщина, но сама по себе скульптура – просто голова с вмятинами и царапинами, изображающими черты лица и волосы женщины.
Константин Бранкузи входит в число тех скульпторов, чьи работы считаются одними из самых дорогих в мире. Самой дорогой его скульптурой является скульптура Птица в пространстве, которая была продана  в 2005 году  на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27 миллионов 400 тысяч долларов.

12.01.2021 г.    8 класс История изобразительного искусства

Тема: «Сюрреализм в искусстве XX в.»
Цель:  познакомить с понятием «сюрреализм»; выявить особенности сюрреализма в искусстве; познакомиться с основными представителями направления.
Ход урока
Сюрреализм — это художественное течение,  возникшее в 1920-х годах, главное в котором – устремленность к бессознательному.

Течение зародилось во Франции в 1924 г., когда писатель и поэт Андре Бретон, опубликовал  Манифеста сюрреализма. Сторонники этого направления находились под сильным влиянием работ немецкого врача- психиатра З. Фрейда. Фрейд утверждал, что действия человека обусловлены бессознательным и сознательным началами психики. По мнению З. Фрейда сновидения и искусство те области, где подсознательное проявляется наиболее ярко. Его формула: Сон+реальность=сюрреальность. Французская приставка «сюр-» означает «сверх-», то есть больше, чем реальность. Основные цели сюрреализма — выйти за рамки реальности, попытаться отразить сны, фантазии, мысли из потаенных уголков подсознания.

Одним из ярких представителей направления стал испанский художник Сальвадор Дали (1904-1989 гг.). «Сюрреализм — это я!» — говорил художник. Дали также был скульптором, писателем и режиссером, но известность обрел больше как живописец.  С.  Дали писал: «Как Вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создаю, их также не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу картины не понимаю их смысла, не означает, что картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».

Картины Дали: «Лицо войны», «Искушение Святого Антония», «Слоны» и др.

Картина «Постоянство памяти» или «Мягкие часы» — его культовая работа.
У «Постоянства памяти» есть предыстория. Сальвадор Дали нарисовал эту картину за несколько часов, когда его жена вышла в кино с друзьями, а художник предпочел остаться дома из-за головной боли. Рисуя картину, Дали думал о мягком сыре — его гибкость и легко изменяемая форма подтолкнула художника к своеобразным ассоциациям. Часы стекают с предметов словно плавленый сыр.
В этом главная черта сюрреализма — художник рисует то, что находится в его голове, игнорируя здравый смысл.
 Дали с необычной фантазией соединяет несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т. п.

Еще одним представителем направления стал бельгийский художник Рене Магритт(1898-1967 гг.)
Картины Магритта содержат парадокс. Сюрреализм Магритта можно было перепутать с реальностью. Взять картину «Империя света» — типичный двор с фонарем, типичное небо в облаках. Парадокс в том, что внизу картины поздний вечер, а наверху — ясный день. Это один из любимых приемов Магритта — сочетать несочетаемое. 
Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла. («Это не трубка», — предупреждает надпись на его композиции  1930 года, где изображена именно курительная трубка).

Картины Магритта: «Сын человеческий», «Влюбленные»

Мексиканская художница Фрида Кало также работала в направлении сюрреализм.  Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с ней.
Задания: прочитать лекцию, записать конспект, посмотреть видео по теме   https://www.youtube.com/watch?v=5-TIWViNTJE 
Выполненные работы отправлять  на эл. почту
pashchenko.svetlana81@mail.ru

01.12.2020 
8 класс История изобразительного искусства

Тема: «Абстрактное искусство и его разновидности»
Цель: на основе анализа картин художников – абстракционистов закрепить изучение темы
Задания:       подготовить краткое сообщение об одной  из картин В.Кандинского, К.Малевича, П. Мондриана (на выбор) и отправить на эл.почту pashchenko.svetlana81@mail.ru

10.11.2020 г.
История изобразительного искусства 8 класс

Тема: Кубизм. Творчество Пабло Пикассо
Цель: познакомить с основными периодами творчества П. Пикассо и понятием «Кубизм»
Хд урока

Пабло Пикассо – самое громкое имя  в искусстве XX века. Прожив более 90 лет - этот художник стал легендой.
Пикассо родился в Испании. Начал рисовать с 7 лет. Учился в  художественной школе в Барселоне, затем в Мадридской Академии изящных искусств. 15-летним подростком он не знал себе равных в рисунке и живописи. Вскоре Пикассо отказывается от реалистической живописи и едет  в Париж.
«Голубой» период творчества (1901-1904 гг.)  В это время Пикассо создавал картины в холодной гамме. Голубой – «цвет всех цветов» считал Пикассо. В это время он рисовал усталые лица матерей с детьми, рабочих, слепых, нищих. По мнению мастера, «кто грустен, тот искренен», поэтому герои его картин выглядят такими «настоящими». Этот период представлен картинами: «Склонившийся Арлекин», «Нищий старик с мальчиком», «Трагедия»
«Розовый» период (1904-1906 гг.)  Герои картин Пикассо преимущественно цирковые артисты, акробаты, музыканты: «Странствующие гимнасты», «Девочка на шаре», «Мать и сын»). Пикассо пока беден, но уже знаменит. Работы этого периода покупают русские коллекционеры С.Щукин, И.Морозов. В этот период у Пикассо возникает одно из самых радикальных направлений авангарда – КУБИЗМ.
КУБИЗМ – направление в искусстве первой четверти XX в., которое основано на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости; кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры.
Период кубизма у Пикассо открыла картина «Авиньонские девицы» (1907). О красоте картины не приходится говорить в принципе. Впервые в истории появилась картина начисто лишенная привлекательности. Отныне искусство и красивое изображение – вещи разные и порой несовместимые. В стиле кубизм написаны картины: «Портрет Воллара», Натюрморты, «Три музыканта», «Скрипка и гитара» и др.
Период неоклассицизма в творчестве Пикассо можно проследить в картинах:   «Портрет Ольги в кресле», «Поль в костюме Арлекина»
В 1937 г. художника сильно потряс факт уничтожения фашисткой авиацией испанского городка Герника, поэтому Пикассо создал монументальное произведение «Герника».
В 1944 г. Пикассо вошел в Движение сторонников мира. А в 1949 г. состоялся первый всемирный конгресс сторонников мира. Символом этого конгресса стала эмблема «Голубь мира», которую нарисовал Пикассо.
В позднем творчестве Пикассо много работал в области прикладного искусства, занимался скульптурой.


Задания: 1) прочитать и записать (кратко) конспект лекции.                     
Фото выполненных работ отправить на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru

2) посмотреть презентации «Творчество П. Пикассо»


13.10.  

8 класс «История изобразительного искусства»

Тема: «Развитие экспрессионизма. Художественные объединения: «Мост» и «Синий всадник»
Цель: познакомить с понятием «экспрессионизм», с основными представителями направления и их работами.
Ход урока
Художник, приступая к созданию произведения, всегда, даже если он сам того не осознаёт, делает выбор: что важнее – отражение объективной реальности или передача собственных чувств, своего внутреннего мира. И какими средствами этот внутренний мир возможно передать? Предметный мир однозначен и кажется повторяющимся и банальным. Тогда что? Яркие цвета? Деформированные искаженные предметы? Абстрактные линии? Все это и многое другое будут использовать художники, которые войдут в историю искусства под именем ЭКСПРЕССИОНИСТЫ.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ – это течение в европейском искусстве  первых десятилетий XX  века, которое стремится не к отображению действительности, а к выражению внутреннего состояния автора, передаче или внушению зрителю сильных эмоций.
Ярче всего экспрессионизм развивался в Германии и Австрии.
 В отличие от фовистов, которые стремились к декоративному эффекту, передающему радость жизни, экспрессионисты часто изображали  страдания, страх, отчаяние. Эти состояния дают почувствовать подлинность существования. Экспрессионисты сознательно искажали формы предметов, использовали мрачные или, наоборот, кричаще-яркие цвета. Один из самых распространенных мотивов их картин – крик боли.
Развитие экспрессионизма началось с создания в 1905 г. в г.Дрезден (Германия) группы «МОСТ». Её образовали 4 студента технического училища, изучавшие архитектуру  (Э.Кирхнер, Ф.Блейл, Э.Хеккель, К. Шмит-Ротлуфф)    В живописи они были самоучками.
Представители  экспрессионизма: В.Кандинский, Ф. Марк (Германия), А.Маке (Германия), Э.Мунк (Норвегия), А.Модильяни (Италия)
В 1911 г. в г.Мюнхен (Германия) группа художников во главе с В.Кандинским образовали объединение «СИНИЙ ВСАДНИК». Художники пытались «оторваться от действительности», определить, что вечно в этой жизни и выйти в мир духовного.

Задания: 1) записать конспект лекции (кратко)
2) посмотреть презентации по теме «Экспрессионизм. Часть 1», «Экспрессионизм. Часть 2»
Задания: 1) записать  тему урока  и выделенный текст в тетрадь.
2) для закрепления посмотреть видеоматериал


06.10.2020 
8 класс История изобразительного искусства
Тема: «Творчество Анри Матисса» (анализ картин)
Задание: подготовить  КРАТКОЕ сообщение по одной из картин А.Матисса (на выбор: «Красная комната», «Красные рыбки», «мадам Матисс», «Открытое окно», «Натюрморт с голубой скатертью», «Женщина в шляпе»)
(Объем сообщения 1-2 стр.)
 Работы в электронном  виде  отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru


29.09.2020 
8 класс История изобразительного искусства

Тема: «Творчество Анри Матисса»
Цель: продолжать знакомиться с творчеством А.Матисса
Ход урока
1. Оргмомент
2. Изучение новой темы
Материальное положение Матисса становилось более устойчивым. Его картины раскупали не только во Франции, но и в США и в России. В Москве прекрасную коллекцию его картин собрали меценаты С.Щукин и И.Морозов. В 1908 г. по заказу Щукина художник создал 2 панно «Танец» и «Музыка». Они предназначались для лестничных площадок особняка Щукина. Гость, входя с улицы, сразу же видел «Танец». Этот хоровод муз должен был передать чувство легкости, чтобы зритель поднялся выше. На втором этаже гость видел «Музыку». Сам Матисс говорил: «Я мечтаю об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном, без волнующего или захватывающего сюжета, которое являлось бы отдыхом, чем-то вроде кресла, в котором человек отдыхает от физической усталости».  Матисс всю жизнь сохранял спокойствие и жизнерадостность. Их он и хотел выразить в своих работах.  На его картинах – сцены отдыха, партии в шахматы, игра на музыкальных инструментах, цветы, зеркала, красные рыбки, кресла, столики, ковры экзотические фрукты – это ансамбль красивых вещей и беззаботного быта. Матисс не любил сюжетов, их нет в его картинах.
ЗАДАНИЯ: 1) прочитать лекцию
2)посмотреть презентацию «Творчество А.Матисса»


ЗАДАНИЯ:
1)    зарисовать в тетрадь основные виды мегалитической архитектуры, фото выполненных работ  отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru
2) посмотреть видео «Стоунхендж» https://www.youtube.com/watch?v=kTCW019TauA


22.09.  

8 класс «История изобразительного искусства»
Тема: «Фовизм и его основные представители. Анри Матисс»
Цель: познакомить с творчеством одного из  основных представителей направления  - Анри Матиссом

Ход урока
Первым среди фовистов был Анри Матисс, который в принципе был единственным, кто остался верен идеям фовизма в творчестве до конца.
Как Матисс пришел к фовизму?
Анри Эмиль Бенуа Матисс, французский художник, график, скульптор родился в 1869 году  на севере Франции. Его отец  мечтал видеть сына адвокатом. Получив юридическое образование Матисс работал  по специальности, но судьбу решила болезнь. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом. Восстанавливался после операции два месяца. Чтобы сын не скучал, мама принесла в больницу принадлежности для рисования, и Матисс начал самозабвенно копировать цветные открытки. В это время молодой человек окончательно понял, чему хочет посвятить жизнь.  В 1891 г. поступил в частную Академию художеств в Париже, а затем продолжил обучение в Школе изящных искусств. Изучение классики быстро наскучило художнику, и он обратился к импрессионистам, в частности преклонялся перед полотнами Винсента ван Гога. Тяготение к импрессионизму стало преображаться в собственный неповторимый стиль. Уже в 1896 году в художественных салонах стали появляться первые творения начинающего живописца.
Первая персональная выставка не произвела фурор в кругах ценителей искусства. Анри Матисс решил уехать из столицы Франции подальше на север, где попробовал силы в технике точечных мазков. В это время из-под его пера вышел первый шедевр – «Роскошь, покой и наслаждение». Но и эту манеру письма мужчина не нашел «родной».
Революция в творчестве художника пришлась на 1905 год. Матисс вместе с группой единомышленников создал новый стиль в живописи, получивший название фовизм. Энергия красок, представленная на выставке осенью, потрясла зрителей. Анри представил две работы – портрет «Женщина в шляпе» и картину «Открытое окно».
На художников обрушилась волна негодования, посетители выставки не понимали, как можно настолько пренебрегать всеми традициями изобразительного искусства. Основателей стиля окрестили фовистами, то есть дикарями.
Впрочем, такое внимание, пусть и негативное, принесло Матиссу популярность и хорошие дивиденды: у картин появились поклонники, которые с удовольствием их покупали. Например, «Женщину в шляпе» сразу на выставке забрала американская писательница Гертруда Стайн.

Задания:
1) кратко записать конспект лекции в тетрадь, фото выполненных работ отправлять на эл. почту
pashchenko.svetlana81@mail.ru

2) самостоятельно посмотреть картины Матисса, пользуясь ресурсами Интернета



17.09.2020

5 класс История изобразительного искусства
Тема: «Живопись Италии XVII в. Значение творчества Караваджо в развитии европейской живописи»
Цель: познакомиться с  творчеством Караваджо (краткая  биография, анализ картин)

Ход урока

1. Изучение новой темы

Рассказ учителя
 Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) – итальянский художник. Основоположник  реалистического направления (реализм –направление в живописи, основано на изображении предметов и явлений, кот. художник видит; реализм отрицает фантазию и воображение, мифологические, исторические и фантастические сюжеты).
 Настоящее имя Микеланджело Меризи. Караваджо – это прозвище по названию города, где он родился.
Внес большой вклад в сложение новых жанров живописи – натюрморт и бытовой жанр.

2. Просмотр картин и выявление особенностей (презентация «Живопись Италии XVIIв. Творчество Караваджо)
Особенности картин

1. Реалистичное изображение героев со всеми достоинствами и недостатками
2. Скурпулезность в изображении предметов
3. Передний план картины выделяется ярким лучом света, на заднем плане темный фон.

Один из первых в живописи применил манеру письма, которая заключалась в противопоставлении света и тени. Передний план картины выделяется  ярким лучом света и погружается в густую тень фона, что создает впечатление непосредственной близости персонажа картины к зрителю.
Удивительно, что не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.
Основные работы:  «Лютнист», «Вакх»,  «Юноша, укушенный ящерицей», натюрморт «Корзина с фруктами» (тема судьбы корзина стоит на краю стола, словно над обрывом, над вечностью. Некоторые листья и фрукты уже тронуты увяданием, пройдет немного времени и все это превратится в прах), картины на религиозные темы: «Отдых на пути в Египет», «Положение во гроб» и др.

 Многофигурные композиции 
 «Шулеры» (художник подыскивал сюжеты и героев прямо на улице, персонажей не приукрашивал, а наделял их реалистичными чертами)  
«Гадалка»  (показана тема судьбы: юноша глуповат и самонадеян, способен сам выболтать о себе лишнее, цыганка хитра и лукава, она пользуется любым неосторожным словом юноши)
«Музыканты»
Во многих картинах Караваджо прослеживается тема судьбы: художник говорит о том, что судьба – игра, что в жизни выигрывают хитрые и проигрывают простодушные, и от этого не спасут никакие возвышенные идеалы.

В истории искусства появился новый термин «караваджизм» - это реализм в изображении предметов и особое внимание к контрастному освещению фигур  (свет и тень).


Задания:
1) записать конспект лекции в тетрадь

2) подготовить КРАТКОЕ сообщение о биографии художника или об одной из его картин (на выбор, пользуясь ресурсами Интернета)

3)   выполненные работы   отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru



15.09.2020г.  

2  класс   «Беседы об искусстве»

15.09.  

8 класс «История изобразительного искусства»
Тема: «Фовизм и его основные представители»
Цель: познакомить с понятием «фовизм», с основными представителями направления и их работами.
Ход урока
- Направление зародилось во Франции.  Развитие фовизма как направления длилось всего 3 года с 1905-1905 гг., однако биография каждого из художников была длительной и разнообразной. Фовистская манера распространилась по многим странам за пределами Франции: в Германии, России.
Как и многие названия в истории искусства, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло не случайно. Термин «фовизм» появился благодаря французскому журналисту Луи Вокселю, который в своей статье о парижском Осеннем салоне 1905 г. (ежегодная выставка произведений искусства, проводимая в Лувре) охарактеризовал картины некоторых художников как «дикие». Основоположниками и ключевыми фигурами французского фовизма  считаются Анри Матисс, Морис Вламник и Анри Дерен.
Фовисты решительно и окончательно отвергли приемы живописи XIX в. В искусстве они абсолютно не стремились подражать реальности, а тем более решать какие-то серьезные общественные вопросы. В их картинах не следует искать темы, проблемы, сюжеты. Дерен говорил: «Я уверен, что реалистический период в живописи кончился. Собственно говоря, живопись только начинается…»
Для художников-фовистов цвет стал главным выразительным средством.  Самое важное – добиться максимальной энергии цвета. Цвет должен вызывать сильные реакции. В использовании цвета фовистам хотелось найти абсолютный предел. Например, цвет должен  быть не просто синим, а самым синим, какой только возможен. Они вернули в живопись черный контур, отделяющий цветовые фрагменты друг от друга. Контур усиливал силуэтность изображения.
Жанры фовистов традиционны: пейзаж, портрет, натюрморт.
Признанным главой фовистов стал Анри Матисс.
Задания: 1)записать конспект лекции в тетрадь
2) посмотреть презентации «Фовизм и его основные представители» и записать основных представителей фовизма и названия картин.


10.09.  

5 класс «История изобразительного искусства»
Тема: «Искусство Италии XVII в.  Архитектура и скульптура Италии XVII в.»
Цель:  познакомить с архитектурой и скульптурой Италии XVII в. на примере творчества Л. Бернини.
Ход урока
 Италия - родина барокко. Произведения искусства барокко должны были поразить и ошеломить зрителя. Но такие задачи были под силу только великому художнику, способного сначала вообразить что-то небывалое, а потом воплотить это в материале. Таким и был Лоренцо Бернини. Он не только работал с равным успехом  в архитектуре, скульптуре, живописи, но и в любой из этих областей не знал себе равных. Бернини родился в семье скульптора и художника. В 25 лет был уже знаменит и работал с этого времени в основном в Риме.
Главным архитектурным творением Бернини стал собор Святого Петра в Риме. Строительство собора было начато еще в эпоху Возрождения. К XVII в. интерьер собора был не оформлен. Бернини следовало оформить интерьер, спроектировать площадь перед собором. Мастер начал с интерьера. Его центром он сделал бронзовый балдахин над гробницей Святого Петра. Балдахин – произведение одновременно архитектуры и скульптуры. Но главное место в интерьере собора заняла кафедра Святого Петра – возвышение с которого папа римский ведет богослужение и произносит проповеди.
Не менее значительное творение мастера – площадь перед собором Святого Петра. Пространство перед храмом Бернини превратил в ансамбль из двух площадей: первая – в форме трапеции примыкает к собору, вторая – овальная, обращена к городу.
Бернини также оформлял городские площади. Излюбленным изобретением барокко стали фонтаны. Бернини оформил  римскую площадь (по- итальянски «пьяцца») Навона фонтаном Четырех рек.
В скульптуре Бернини показывал не длительное состояние героев, а мгновение действия. Такова статуя Давида, где герой изображен во время схватки.
Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших скульптурных композиций «Экстаз Святой Терезы». Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения: голова запрокинута, глаза закрыты.
Бернини  всю жизнь сопутствовали признание и успех.

Задания: 1) записать в тетрадь конспект по данной теме
2) для закрепления темы посмотреть презентацию «Архитектура и скульптура Италии XVII в.»


8 класс «История изобразительного искусства»

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КОНЦА  XIX-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ
Тема: Основные тенденции мирового искусства конца  XIX-начала XX веков
Цель: познакомить с основными стилями и направлениями в живописи мирового искусства конца  XIX-начала XX веков

Ход урока
Введение: На уроках «История изобразительного искусства» в 8 классе мы познакомимся с событиями, происходящими в искусстве XX века. Искусство в этот период неоднородно и противоречиво, как и сам XX век. В нем отражается желание перестроить мир. В одних художественных направлениях сохраняется связь с прежними достижениями искусства, в других видно стремление начать все сначала.

Тема: Основные тенденции мирового искусства конца  XIX-начала XX веков
Конец XIX века дал в искусстве два новых стиля – символизм и модерн. Символизм больше проявился в литературе и живописи. Модерн – в архитектуре, графике и прикладных искусствах.
СИМВОЛИЗМ – стиль в искусстве рубежа XIX-XX веков, в основе которого лежит не воспроизведение реальности, а стремление проникнуть в то, что скрывается за этой реальностью, в тайную сущность явлений.
МОДЕРН – (от французского modern – современный, новейший) – стиль в европейском искусстве конца XIX начала XX века, противопоставляющий себя подражаниям прошлому; в архитектуре модерна использовались возможности новых конструкций, новых строительных и отделочных материалов (бетон, стекло, металл), свободная планировка интерьера.
Начало XX века характеризуется рождением искусства МОДЕРНИЗМА (не путать со стилем модерн!)
МОДЕРНИЗМ – общее название всех направлений и стилей в мировом искусстве первой половины XX века, которые ориентированы на обновление художественного языка и отрицание академического и реалистического искусства.
Основные направления модернизма: ФОВИЗМ, ЭКСПРЕССИОНИЗМ, КУБИЗМ, АБСТРАКЦИОНИЗМ, ДАДАИЗМ, СЮРРЕАЛИЗМ  и др.
Искусство модернизма не всем близко. Например, произведения П.Пикассо многие считают слишком современными и поэтому непонятными.

Задания:1) записать конспект лекции в тетрадь
2) наглядные примеры основных направлений искусства XX в. посмотреть в презентации «Основные тенденции мирового искусства конца  XIX-начала XX веков»

8 класс Основные тенденции мирового искусства

3) фото выполненных работ отправлять на эл. почту
pashchenko.svetlana81@mail.ru




09.09.   
4 класс «История изобразительного искусства»
ТЕМА:  «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО МИРА. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО»
Цели:
- познакомить с искусством первобытного общества на примере наскальной живописи;
- сформировать у учащихся представление об искусстве наскальной живописи.
ХОД УРОКА
История  изобразительного искусства началась тогда же, когда началась история человечества. Древнейшем периодом истории человечества считается Каменный век. Он делится на:
1. ПАЛЕОЛИТ
2. МЕЗОЛИТ
3.НЕОЛИТ       

Задание: 1) составить и записать в тетрадь конспект по содержанию темы (см. презентацию «Первобытное искусство»)  
4 класс первобытное искусство:
2) фото выполненных работ отправлять на эл. почту
pashchenko.svetlana81@mail.ru

3) для закрепления темы посмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=knfw0jDG0_A


07.09.2020    
1 класс «Беседы об искусстве»

Тема: «Кто такой художник? Профессии, где может работать художник.»
 Цель: - познакомить с предметом «Беседы об изобразительном искусстве»,
-познакомить детей с профессией и творчеством художника
Ход урока

1. Вступительное слово
-На уроках «Беседы об искусстве» вы узнаете, что такое искусство и когда оно возникло, познакомитесь с разными видами искусства. Узнаете, кто такой художник, какими материалами и инструментами он работает. Научитесь различать разные виды искусства, узнаете в чем разница между ними. Познакомитесь с известными картинами художников, узнаете, что такое музей и картинная галерея, что такое реставрация и многое другое об искусстве.

2. Изучение новой темы
У меня есть карандаш, разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,        
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … (художник).

Кто такой художник? (человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения).
Изобразительное искусство появилось в давние времена, ещё древние люди украшали стены своих пещер росписями с изображением животных, людей.  Художник может показать события далёкого прошлого, изобразить героев сказок , передать в красках изображение человека, его настроение, характер. Чтобы написать картину художнику нужно собрать материал, сделать множество набросков. Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок – это основа любого изображения.
Что может рисовать художник? (показ иллюстраций натюрморта, портрета, пейзажа)                                                                                                       
  Профессия художника имеет много разновидностей: живописец любит рисовать пейзажи.  Портретист рисует лицо человека или во весь рост, передаёт черты лица человека, его характер. Натюрморт -  изображение неживой природы.
Ребята как вы думаете, какими качествами должен обладать художник, чтобы нарисовать картину? 
 Правильно, художник должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным, творческим.
Какие предметы нужны для рисования вы узнаете, отгадав загадки:
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканому холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (Кисть)
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… (Карандаш)

Где применяется труд художника? (при оформлении книг, изготовлении открыток, газет, рекламы)
 Реставратор – это человек, который обновляет старые или испорченные предметы старины, картины. При помощи этих людей мы можем увидеть картины, которые были нарисованы несколько столетий назад.
Театральный художник. Без его работы не проходит ни одно представление в театре. Только он умеет и знает, как оформить сцену. Увидев сцену, мы с вами понимаем, в какое время года, внутри здания или на улице идёт действие.
Художник по костюмам придумывает новые модели разнообразных и красивых костюмов.
Художник-мультипликатор для создания новых мультфильмов рисует интересную историю на бумаге.

Наглядный материал представлен в презентации «Кто такой художник?» 

08.09.2020г.  
2  класс   «Беседы об искусстве»

Тема: «Хохломской народный промысел»
Цель:  познакомить с историей хохломского промысла.
Задания:
1) познакомиться с историей развития промысла и хохломской росписью, пользуясь иллюстрациями и видео https://www.youtube.com/watch?v=690p3w38CfE


03.09.  

5 класс «История изобразительного искусства»
Тема: «История искусства стран Западной Европы XVII - XVIII вв. Стили и художественные направления   западноевропейского искусства XVII - XVIII вв.»
Цель:  познакомить с художественными направлениями и стилями западноевропейского искусства XVII - XVIII вв.

Задания:  1)  записать в тетрадь основные понятия темы: Барокко и Классицизм  (см. презентацию «История искусства стран Западной Европы XVII - XVIII вв. Стили и художественные направления западноевропейского искусства XVII - XVIII вв.»)  


2) Фото выполненных работ отправлять на эл. почту
pashchenko.svetlana81@mail.ru

02.09.2020     

4 класс «История изобразительного искусства»
Тема: «Виды и жанры изобразительного искусства»
Цель:  закрепить знания о видах и жанрах в изобразительном искусстве.
Введение: В 4 классе мы познакомимся с новым учебным  предметом «История изобразительного искусства». Содержанием уроков предмета     является изучение развития искусства разных стран и эпох: изучение особенностей различных стилей искусства; знакомство с произведениями искусства, их сюжетами и историей создания; знакомство с биографиями художников, скульпторов, архитекторов. А начнем с повторения.
Задания: 1) записать основные понятия в тетрадь:
ВИДЫ ИЗО:
1. Живопись
2. Графика
3. Архитектура
4. Скульптура
5.ДПИ

ЖАНРЫ ИЗО:
1. Портрет
2. Пейзаж
3. Натюрморт
4. Военный (батальный)
5. Мифологический
6. Бытовой
7. Анималистический
8. Исторический

2) подготовить КРАТКОЕ сообщение об одном из видов или жанров ИЗО (на выбор), пользуясь ресурсами Интернета

3) выполненные работы  отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru