2. Пащенко С.Ю.

21.09. 8 класс «История хореографического искусства»
 
Тема «Появление театрального танца в России»
Цель: познакомить с появлением театрального танца в России и выявить его значение для развития балета.
 
Ход урока
 
В XVII в. устанавливаются активные связи  Московского государства и государств Западной Европы. В Россию попадают не только зарубежные товары, предметы роскоши, но и западные традиции искусства. При царе Алексее Михайловиче  по инициативе боярина Артамона Матвеева в 1672 г. был создан первый русский театр.  Организатором первого русского театра был немецкий пастор Иоганн Годфрид Грегори. В царских селах Преображенском, Коломенском и Измайловском ставились переводные иностранные пьесы. Главными актерами в переводных пьесах были выходцы из Немецкой слободы (место поселения (слобода) «немцев» — европейцев разных национальностей и народностей, в том числе пленных военнослужащих и наёмных специалистов. Немцами тогда называли не только уроженцев Германии, но и вообще любых иностранцев, не знавших русского языка, то есть «немых»). Русские тоже играли в театре 17-ого века, но в меньшем количестве. Все роли в русском театре 17 века исполняли мужчины.   Каждый акт (часть спектакля) заканчивался театральным танцем (балетом, выходом). Для того чтобы эти танцы поставить нужны были обученные люди. Таким человеком стал  Никола Лима. Его Знаний в области сценического танца было достаточно, чтобы царский балет существовал. Царь отдал распоряжение определить в обучение к Лиме десять мещанских детей. Через год это число было удвоено. Выпускники Лимы участвовали в спектаклях. В период существования театра царя Алексея Михайловича, Никола Лима бессменно руководил его балетом. Лима умер в Москве в конце XVII века. В развитии русского сценического танца балет первого русского театра никакой существенной роли не сыграл, поскольку прежде всего был подражанием западноевропейским балетным спектаклям. Однако важен сам факт появления в России балетного театра. Впервые русский зритель, пусть это был только узкий круг -  царь и придворные,  смогли познакомиться с зарубежным искусством.
Спустя четверть века по инициативе Петра I театральные представления возобновились, но носили иной характер. В отличие от театра Алексея Михайловича, созданного для увеселения, театр Петра I был общедоступным, и царь ставил пред ним широкие просветительные задачи. Театр должен был подготовить население к восприятию реформ, задуманных царем. Театр был построен в Москве на Красной площади. В 1702 в театре начали давать спектакли для всех желающих. Но беда была в том, что актеры играли на немецком языке, и потому представления их были непонятны московскому зрителю и не интересовали зрителей. Московский театр не оправдал надежд царя. Петр закрыл театр в Москве в 1707 г.
 Следующим шагом по развитию танцевального искусства в России стал указ царя об ассамблеях 1718 г. По этому указу придворные обязаны были поочередно устраивать у себя на дому открытые собрания, на которые должно было съезжаться петербургское общество и проводить время в беседах, игре в шахматы и шашки, в танцах.  На ассамблеях все должны были принимать участие в танцах, и тот, кто не умел хорошо танцевать, считался дурно воспитанным. В связи с ассамблеями и вечерами интерес к танцам возрастал. Русское дворянство начинает старательно изучать иноземные танцы. Первыми учителями были пленные шведские офицеры.
Однако следует заметить, что восприятие иностранной культуры, и в частности танцевальной, не было простым копированием или подражанием. Русские часто видоизменяли иноземные танцы, придавали им иной характер, исполняли в более живой и непосредственной манере. Ассамблеи начинались в 5 часов и продолжались до 10. За исключением престарелых и немощных танцевать обязаны были все, иначе они подвергались штрафу. Немаловажную роль сыграли ассамблеи в воспитании придворного общества в духе современного европейского жизненного уклада. К концу правления Петра I русское придворное общество освоило зарубежные бальные танцы.
ЗАДАНИЯ: 1) прочитать лекцию, записать название темы в тетрадь.
 
 
 
 
21.09. 8 класс «История хореографического искусства»
 
Тема «Профессионализация русского народного танца»
Цель: познакомить с развитием русского народного танца на первых этапах его  становления.
 
Ход урока
 
1.Изучение новой темы
      Первые русские профессиональные танцоры - скоморохи, бродячие артисты и потешники. Скоморошество зародилось на Руси в VIII – IX вв.                  В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни  постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и были профессионалами; третьи - скоморохи  бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы. Они образовывали особые «ватаги», которые бродили по Руси и давали представления. Искусство скоморохов отличалось отработанной техникой. И хоть немало было лихих танцоров в народе, самыми совершенными и умелыми оказались все же бродячие актеры - скоморохи. «Всяк спляшет, да не как скоморох» - гласит народная пословица. В деревнях и селах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни праздников, составной частью которых являлись народные игрища. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных праздников. По привольным просторам Руси, лесным и степным дорогам шли веселые ватаги скоморохов. От села к селу несли они свое искусство, исполняя мужские пляски, присядку, выделывая замысловатые коленца, утверждая, таким образом, сложные формы танца, технически трудные движения. Русское танцевальное искусство в этот период было на высоком уровне. Однако нашествие татар в XII веке на Русь на два с половиной столетия притормозило развитие русской культуры. Только в XV веке после победы над татарами искусство стало возрождаться. Мастерство исполнения русских плясок скоморохами было довольно высоким. В своих выступлениях скоморохи часто затрагивали злободневные современные им проблемы, осмеивали власть имущих, иногда пользуясь иносказанием. Со стороны церкви и светских властей подвергались гонениям (XVII в.) Но скоморохи были нужны людям, как нужны им были былины, песни, сказки, музыка и смех. Скоморошество надолго стало началом в русской национальной культуре и заложило основы русского профессионального танца.
 
Задания:  прочитать текст лекции, письменно ответить на вопросы:
1. Почему русский народ нуждался в искусстве скоморохов?
 2. Какое значение имела деятельность скоморохов для развития русского танца?
 
 Фото выполненной работы отправить  на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru
 
 
 
14.09. 8 класс «История хореографического искусства»
 
ТЕМА: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. ИСТОКИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ДРЕВНЕЙШИЕ ВИДЫ ПЛЯСОК.
 
ЦЕЛЬ: познакомить с истоками танцевальной культуры Древней Руси.
 
Ход урока
 
Истоки танцевальной культуры Древней Руси
Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Так, старинные изображения пляшущих людей - литые серебряные фигурки - найдены в одном из кладов на Украине. Ученые считают, что сделаны они были в VI веке н.э. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка и танец. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «играть песню», «ходить песню», «водить песню». Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность.
Во времена язычества – в дохристианской Руси - существовали народные игрища. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам:
-  семик - праздник, связанный с весенними земледельческими работами - посевом (во время этого праздника юноши и девушки водили хороводы вокруг березки);
- обжинки, спожинки - окончание жатвы, сбор урожая;
-осенины - проводы лета и встреча осени;
- коляда - зимний праздник;
-масленица
-радуница - зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших;
-Ярилин день - праздник солнца - Ярилы;
- день летнего солнцестояния - 23 июня - был праздник Ивана Купалы - молодежь прыгала через костры, пускала венки по реке, водила хороводы.
- таусень - Новый год и др.
На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ - богов и духов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.
Кроме культурного значения эти танцы выполняли еще и социальное значение: отдых от повседневных забот, нахождение пары для создания семьи. Творческое значение: выражение чувств и мыслей людей к жизни и к миру.
 
Древнейшие виды плясок
Самый первый, по мнению исследователей, русский танец  — это хоровод. О нем стало известно еще из летописей V-VI веков. Хоровод был типичным языческим обрядом поклонения Ярилу — богу солнца. Древние славяне верили, что если как следует поводить круги с песнями и плясками всей деревней, то это задобрит гневливое божество и подарит отменный урожай.
 
В VIII на Руси распространились ярмарки, где продавали  все, что душе угодно — от сластей до коней. И для того, чтобы заманивать покупателей к себе в лавки, торговцы нанимали скоморохов. Древнерусские клоуны развлекали гостей ярмарки и превращали ее в танцевальный балаган. Вместе с передвижными ярмарками по Руси перемещались новые пляски, появлялась мода на танцы. Русские народные танцы становились повсеместными и закреплялись в истории.
Вместе со скоморохами на Руси появляются сценические формы танца, где у каждого участника своя роль. Скоморохи изображали бояр и крестьян, кривлялись под звуки дудок и балалаек — это стало предпосылкой не только для простонародных танцевальных постановок, но и для балета, который официально появился только в XVII веке.
 
Задания: 1) составить краткий конспект по лекции, записать в тетрадь;
2) подготовить письменно краткое сообщение о хороводе или о плясках скоморохов (на выбор)
3)  выполненные работы  отправлять на эл. почту pashchenko.svetlana81@mail.ru