1. Бардакова Л.В.

14.11.  5 класс.  ПЛЕНЭР.
 Тема урока: Этюд яблони.
Материал: бумага, акварель.
Цели урока: Изучение и передача характерных особенностей строения ствола яблони.
При изображении первоплановых предметов раскрывают индивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждого дерева мелких и крупных частей и передачи целостности большой формы, в которой все элементы согласованы и соподчинены. Соблюдение законов перспективы: все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные -неопределенно; для передачи пространства – контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные – мягче. Все удаленные предметы прикрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки - фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для передачи пространства надо ближние предметы изображать яркоокрашенными, а удалённые – бледными.
Самостоятельная работа.
 
14.11.  5  класс.  Живопись.
 Тема урока: Несложный контрастный  натюрморт. Выполнить в мозаичной манере.
Цели урока: Поиск композиции. Расположение на листе бумаги.
Построение натюрморта начинается с обобщения формы всей группы, с определения масштаба по отношению к размерам листа бумаги (композиционное расположение). После  построение всей группы натюрморта, слегка прокладываем тени. Это способствует  более точной передаче пропорций. Когда нанесены границы падающих и собственных теней, нужно разбить все формы на плоскости их покрывающие. Проанализировать изменение цвета плоскостей в зависимости от поворота, удаления от источника света и цвета окружающей среды.
Самостоятельная работа. Материал: бумага, акварель.
 
 14.11.  5 класс.    Рисунок.
 Тема урока: Постановка в интерьере из предметов крупной формы.
Цели урока: Повторить правила воздушной и линейной перспективы.
Что такое интерьер?
Интерьером называют внутренний вид любого помещения. К нему относят мебель, декоративные украшения, что используется в оформлении помещений. При изображении предметов мебели в интерьере применяют законы перспективы воздушной (изменение цвета по мере удаления) и линейной (построение с учётом правил и законов изменения размеров предметов при их удалении от рисующего). Перспектива изображения зависит от расстояния до рассматриваемого предмета и от угла зрения. Прежде чем рисовать мебель в помещении, необходимо определить, где будет проходить линия горизонта, что правильно построить перспективное изображение видных сверху или снизу предметов, а так же точки схода.
Что такое  масштабность?- соотношение размеров предметного мира и человека. В нашем случае  масштабность – правильное соотношение размеров мебели и интерьера. Модулем для определения пропорций элементов интерьера является человек. Относительно его физических размеров устанавливают габаритные размеры мебели, окна, двери, размещают предметы. Для облегчения задачи можно сделать на отдельном листе вспомогательный рисунок и разместить на нем силуэтные изображения человека и основных объектов интерьера.
Самостоятельная работа.
 
 3.10.   5 класс.   Бардакова  Л. В.
 Живопись.
Тема урока: Натюрморт из трёх предметов. Ограничена палитра. Выполнить тремя красками (зелёной, красной, черной.)
Цель урока: Работа над натюрмортом. Технические возможности акварели.
Работа над любым натюрмортом проходит следующим образом. Первая стадия – нахождение основных отношений. Определяются светотеневые отношения основных объектов: натуры, светлоты фона и светлоты поверхности стола, предметов друг к другу, а всего этого в отношениях к фону. В грамотном живописном изображении необходимо добиться, чтобы не только величинные, но и цветовые различия предметов натюрморта были переданы в тех отношениях, в которых они воспринимаются в момент наблюдения в определенной среде и при определенном состоянии освещения. Это необходимо делать, по той причине, что правдивое зрительное восприятие натуры вообще опирается на отношения, касается ли это пропорций светлоты или цвета предметов. Тональные и цветовые отношения натуры, пропорционально переданные в изображении, позволяют правильно подойти к полноценному колористическому изображению.
Выполнение задания.
 
3.10.  5 класс. Бардакова Л. В.
Рисунок.
Тема урока: Натюрморт из трёх предметов: чучело птицы, геометрическое тело, бытовой предмет.
Практическая работа: компоновка рисунка на листе бумаги.
На первом этапе работы над натюрмортом, нужно определить формат листа. Надо сравнить высоту всей группы с её длиной. Это и подскажет нам положение листа бумаги. Отметив на нем основную пропорцию всей группы, линиями отметим расположение, затем в заданных размерах натюрморта и размеры каждого предмета. Сравним предметы, обозначим штрихом найденные пропорции. Располагаем на листе бумаги все предметы обобщенной формы, без прорисовки деталей, прорисовываем линиями невидимые стороны предметов для правильного размещения в пространстве. Работу надо вести одновременно. Целостное видение натюрморта  позволяет одновременно обозревать и сравнивать несколько предметов, сопоставлять их части между собой и по отношению к целому, чтобы потом планомерно и тщательно построить форму каждого предмета и вновь все в целом проверить.
Выполнение задания.
  
3.10 .   5 класс. Бардакова Л.В.
Пленэр.
Тема урока: Зарисовки домашних животных: птиц, млекопитающих.
Форма крыльев, туловища, хвоста, ног, головы, клюва, шеи, а так же окраска - удивительно разнообразны. В очерке тела любой птицы лежат простые геометрические фигуры, которыми можно обобщать сложную форму. Например, утка: рисунок утки начинают с обозначения штрихами длины и высоты всей фигуры птицы. После чего высоту делят на три неравные части, соответствующие высоте головы и шеи, толщины туловища и высоте ног, затем делят длину (от кончика клюва до кончика хвоста) на две неравные части, соответствующие длине туловища и ширины просвета между кончиком клюва и линией груди. Полученную форму уточняют, прослеживая характер контуров, их соединений. Заканчивают рисунок изображением деталей и нанесением светотени или окраски. Еще один пример: лошадь. Голова лошади имеет трапециевидную вытянутую форму. Большие ноздри окружены мясистыми выпуклыми крыльями, рот с крупными мягкими губами, между остроконечными ушами растет щетинистая челка. Шея широкая, мускулистая, трапециевидной формы. Верхний контур слегка изогнут, нижний - более прямой. При изображении лошади повторяют все уже известные этапы. Сначала, отметив длину и высоту всей фигуры, находят размеры основных частей, для чего всю высоту делят на три части (для головы и шеи, для туловища и ног), а всю длину делят на две части. Прорисовывают детали.
Выполнение задания.
 
26.09 5 класс.
Живопись.
Тема урока: Натюрморт из трёх предметов. Отграничена палитра. Выполнить тремя красками (зелёной, красной, черной).
Цели урока: Изучение натуры. Поиск композиции натюрморта. Компоновка натюрморта на листе бумаги.
Композиционное построение изображения на плоскости начинается в первую очередь с определения формата листа и размера рисунка на этом листе. Если бумага большого размера, то и изображение на ней должно быть большим, на  меньшем размере изобразительной плоскости оно соответственно уменьшается. Бумага обычно имеет удлиненный формат, поэтому их можно расположить по длине горизонтально или вертикально. То или иное положение определяется величиной и формой предмета, группы предметов. При чрезмерном увеличении полей рисунка происходит зрительное уменьшение рисунка, при уменьшении полей - увеличение большего рисунка, он кажется выпадающим с поверхности листа. Целостное восприятие всей группы предметов. Когда группа в целом будет намечена, можно переходить к определению относительных пропорций отдельных предметов, их взаимного расположения, определяя пропорции предметов и строя их в перспективе одновременно слегка прокладываем тени. Это способствует более точной передачи пропорций.
 Выполнение задания.
 
26.09. 5 класс.
 Пленэр.
Тема урока: Этюд с разными породами деревьев. Изображение дальнего плана.
Воздушная перспектива – кажущиеся  изменение некоторых предметов под взаимодействием воздушной среды и пространства. Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его не постоянна, она меняется с увеличением пространства, то есть толщи воздушного слоя, с увеличением влажности, частиц пыли, давления и др. Обволакивая предметы, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этим следует учитывать и зависимость внешнего облика, формы от особенностей нашего зрительного восприятия, от солнца, от времени суток, времени года, погоды, от свойства земной поверхности. Чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше информации о предмете, что не обеспечивает хорошей видимости. Все ближайшие к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а дальние – неполно обобщенно. Обобщенные показываются самые дальние деревья, сливающиеся в одну светло – серую полоску. Если в средней группе деревья светом и тенью выявлены самые крупные ветви, то на дальнем плане мы не видим ни стволов, ни ветвей, ни тем более листьев – тонкой волнистой линией легко намечены лишь границы пышных крон. Вся глубина пространства разделилась на три плана: ближний, средний, дальний. Все нарисованное на первом плане отличается детализацией, то есть тщательной прорисовкой.
Выполнение задания.
 
26.09. 5 класс.
Рисунок.
Тема урока: Натюрморт из трёх предметов: чучело птицы, геометрическое тело, бытовой предмет.
Цель урока: Поиск композиции натюрморта.
Компоновки рисунка на листе бумаги. Прежде всего, сравним высоту всей группы с её длиной, это подскажет нам положение листа бумаги. Отметим на ней основную пропорцию всей группы, схематично отметим расположение, а затем в заданных размерах натюрморта  и размеры каждого предмета. Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением. Предметы должны располагаться так, чтобы они не загораживали друг друга, чтобы хорошо были видны их характерные свойства. Цельное видение натюрморта позволит одновременно обозревать и сравнивать несколько предметов, сопоставляя их части между собой и по отношению к целому, чтобы затем планомерно и тщательно построить форму каждого предмета и вновь все в целом проверить.
Выполнение задания.
  
19.09   5 класс.
Живопись.
Тема урока: Натюрморт из двух - трёх предметов.
Цели урока: Поиск цветовых оттенков цветов.
Чтобы иметь возможность правдиво определить цветовые отношения натурной постановки, необходимо выработать специальную постановку глаз: уметь смотреть на все предметы одновременно и цельно, не выпускать из поля зрения всей группы натурной постановки (включая и фон). Если писать например, букет цветов на подоконнике раскрытого окна, надо видеть сразу всё – и цветы, и оконную занавеску, и панораму за окном. Цельно видеть натуру  целиком необходимо даже в тот момент, когда работа ведётся над деталями. Необходимо понять тон и цвет отдельных участков натуры, не видя объект в целом. Только при одновременном видении можно правильно  оценить подчинённость деталей целому. Для правильной оценки цветовых отношений можно воспользоваться обычным рамочным видоискателем. Заключив в рамку видимую часть натуры, легче воспринимать ее цельно.
Выполнение задания.
 
19.09.   5 класс
Рисунок.
Тема урока: Зарисовки по памяти.
Цель урока: Выполнить наброски  фигуры человека в движении.
Способ сделать рисунок более реалистичным - это рисовать фигуру в движении. И так как люди почти никогда не стоят и не сидят неподвижно, фигуры в наших рисунках также не должны быть статичными. Вы можете начать с простейших линий наброска, чтобы передать основные движения фигуры. Постарайтесь использовать  воображаемую центральную линию равновесия, относительно которой уравнивается положение фигуры. Иначе будет казаться, что фигура вот- вот упадет. Лучший способ добиться равновесия - распределить вес тела примерно поровну относительно этой центральной линии. Еще одна подсказка: прочертите линию вдоль позвоночника фигуры в соответствии с ее позой – вы сможете выстроить позу вокруг этой линии движения. Используя центральную линию равновесия и линию движения одновременно, вы сможете создать убедительные рисунки фигур в движении.
Выполнить 2 наброска с фигуры человека в движение.
 
19.09. 5 класс.
Пленэр.
Тема урока: Этюд с разными породами деревьев.
Передача глубины пространства зависит от знания законов линейной и воздушной перспективы. Но вместе с этим имеет значение ряд моментов, помогающих правильной организации работы и выполнению задачи. Надо выбрать такой уголок природы, который бы был привлекательным и заключал в себе элементы, ясно показывающие ход в глубину. Это могут быть деревья, кустарники, дорога, дома. Следует так же обратить внимание на положение линии горизонта. При низкой точки зрения, когда линия горизонта соответственно понижается, земная поверхность сильно сокращается и элементы пейзажа, расположенные на земле загораживают друг друга. Намеченное в обобщённом виде прорисовывается и детализируется. Еще на первой ступени рисования учитывались только законы линейной перспективы, теперь придется руководствоваться законами воздушной перспективы. В согласии с ними определяется количество деталей в каждом плане, устанавливается мера четкости их контуров, передаются характерные, индивидуальные признаки.
Выполнить задание.
 
5 класс. Рисунок.12.09.
Тема урока: Наброски с фигуры человека.
Цели урока: Выполнить фигуру человека в движении.
Изображая фигуру человека с обобщающего наброска, лёгкими штрихами намечаем движение фигуры (поворот, наклон), определяем соотношение отдельных частей, показываем высока или низка, толстая или тонкая.
Чтобы правильно изобразить натуру, надо смотреть на неё обобщённым взглядом.
Рисуя одетую фигуру, следует показать основные части тела, их размер, движение.
В одежде не все элементы в равной степени выявляют форму тела и движение его частей, поэтому надо отбирать в одежде такие элементы, которые помогают построить фигуру, выявить ее характер и движение.
Все остальные детали и складки, не помогающие решать эту задачу, игнорируются.
Выполнить два наброска с фигуры - сидя.
 
5 класс. Пленэр.
 Тема урока: Этюд с разными породами деревьев.
Цели урока: Выполнить рисунок березы. Ствол березы, выросший на открытом месте, изогнут: к нему по всей высоте под острым углом примыкают большое количество веток.
У березы, выросшей в лесу, ствол прямой, ветвей не много и располагаются они в верхней части ствола. Великое множество мелких веток, тонких и длинных, под своей тяжестью, плавно изгибаясь, опускаются к низу, образуя красивые ниспадающие зелёные каскады листвы и длинные ажурные гирлянды. Рисуя ствол дерева, одной линией наметим его высоту и характер, другой - покажем толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отметим поочередно расположение крупных ветвей. Нарисуем их линиями разной длины, направления и характера с ответвлениями на некоторых из них. Покажем толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем нарисуем немногие конечные ветки, их мягкое, ниспадающее волнистое движение.
Задание: выполнить рисуно
 
5 класс. Рисунок.
 Тема урока: Наброски с фигуры человека стоя.
Рисование фигуры человека облегчает знание пропорций тела.
У человека высокого роста(180см и более) голова укладывается во всей фигуре восемь раз, среднего роста (165-170 см) – семь с половиной раз, у низкорослого (ниже 165см) – семь раз.
Иные пропорции у детей: у новорожденного высота головы меньше длины тела в четыре раза, у двух годовалого - в пять, у шестилетнего - в шесть, у двенадцатилетнего - в семь.
Рисование фигуры человека начинается с компоновки, как и любой рисунок.
В зависимости от позы натуры выбирается вертикальный или горизонтальный формат.
Лёгкими движениями создаётся движение и силуэт тела.
Масштаб изображения нужно выбирать соответственно формату. Слишком крупный рисунок производит впечатление тесноты, мелкий - пустоты.
Набросочными линиями намечается изгиб позвоночника, поворот головы, осевые плечевого пояса и тазобедренных суставов.
Линейно-схематично показывается направление плечей, предплечий, бедер, голеней, кистей и стоп.
Проводится измерение частей тела и размещение их на листе.
На этом этапе прорабатываются характерные анатомические особенности.
Действует принцип: от общего к частному.
Детали вырисовываются только после построения крупных частей.
Рисунок ведётся мягко без нажима на карандаш для того, чтобы вспомогательные линии построения можно было легко убрать.
Домашнее задание: Выполнить линейное построение фигуры человека в трёх позах: стоя, сидя, в движении, без передачи объема.
 
5 класс. Живопись.
Тема урока: Натюрморт из двух гладко окрашенных предметов на пёстром фоне.
Цели урока:
- повторить, что такое натюрморт?;
- правила построения предметов на плоскости;
- масштаб и пропорции в предметах натюрморта.
Изображение объемных предметов - это результат выявления основных связей между рисующим, предметом и средой.
Среду образуют предметная плоскость и фон.
Предметная плоскость – это горизонтальная поверхность, на которой располагается рисуемый предмет.
Второй элемент среды – фон, выступает в качестве плоской поверхности или глубокого пространства. При рисовании объемного предмета надо представить себе фон как глубину, как часть пространственной среды, в которой располагается наш предмет. Это важно потому, что изображение объемного осуществляется на плоском листе бумаги.
Рисуя на картинной плоскости объёмную форму, мы как бы погружаем ее в глубину, придавая тем самым рисунку пространственную убедительность.

Выбор точки зрения, лини горизонта.
Линия горизонта необходима в рисунке в момент его построения.
Она помогает правильно найти место изображаемых предметов на картинной плоскости.
Линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего.
Начиная изображения предметов, отметим основные пропорции, то есть отношения всей высоты ко всей длине.
Построение начинается с обобщения всей группы предметов, с определения масштаба по отношению к размерам листа бумаги (композиционное расположение).
Когда группа в целом будет намечена, можно переходить  к определению относительных пропорций отдельных предметов, их взаимного расположения.
Чем дальше предмет, тем на рисунке он будет располагаться выше.
 
Домашнее задание: Выполнить линейное построение натюрморта.
Подготовить рисунок под живопись.
 
5 класс. Пленэр
 

 

5 класс.
11.30- 12.05.
Пленэр.
 
Этюд с различными породами деревьев.
 
 
Изучение различных пород деревьев.
Выбор композиции, передача пропорций.
Композиции не возможно научиться, пока не научишься замечать в жизни интересное и замечательное, понимать красоту природы. Обучение композиции включает, во-первых, упражнение по выработке наблюдательности, умение видеть в окружающей природе главное, характерное, значительное и интересное; во-вторых, изучение элементов композиционного построения картин.
Для творческой работы необходимо иметь развитую зрительную память, огромный запас наблюдений.
Изображение деревьев:
Выполняя определенную функцию, каждая часть дерева (корни, ствол, ветки, листья, цветы, плоды) имеет и определенную форму. Чтобы добиться реалистически правдивого изображения формы дерева, следует учитывать функциональную связь его частей. На первом этапе рисования схематически передают облик дерева: отмечают его высоту, положение ствола и массу кроны.
На втором - выявляют наиболее типичные для данной породы дерева признаки: показывают изменения толщины ствола обоснования дерева к его вершине, рисуют крупные ветви, отмечая их длину, характер и направление движения, выделяют в кроне линиями, затем и тоном форму всей массы листвы крупных ветвей, прорисовывают мелкие ветви, передают фактуру ствола и кроны, моделируя их объёмную форму штрихами и тоном.
На последнем этапе, сравнивая все части и детали, подчиняют их большой форме. Рисунок ветвей и кустарников выполняются в такой же последовательности.