• +7 (47394) 5-53-65
Подгоренский, Ленина ул, 28

Учебный предмет «Слушание музыки»

С.Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка»

Дакен «Кукушка»

Тема 3. П.И.Чайковский «Детский альбом»

Краткие биографические сведения из жизни П.Чайковского. История создания «Детского альбома»

Примерный музыкальный материал:

Пьесы из «Детского альбома» по выбору педагога.

Тема 4. Фантастические, сказочные персонажи в музыке.

Разговор о сказочных персонажах. Характер этих персонажей, их образ в музыке. Делать сравнительный анализ произведений с одинаковым названием.

Примерный музыкальный материал:

П.Чайковский «Баба-Яга»

А. Лядов «Баба-Яга»

М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

Э.Григ «Кобольд»

М.Мусоргский «Гном»

Тема 5. Сказочные образы в музыке П.И Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова.

Краткие биографические сведения о композиторах. Рассказ о музыкальном спектакле – опера и балет. Знание сюжетов прослушанных сказок, запоминание наиболее ярких музыкальных номеров. Знать имена главных героев.

Примерный музыкальный материал:

П.И.Чайковский «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Н.А. Римский-Корсаков «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».

Тема 6. Человеческий голос – самый первый музыкальный инструмент.

Голос – самый простой инструмент, с помощью которого человек может создавать музыку. 4 основных певческих голоса. Хоровое пение, виды хоров.

Примерный музыкальный материал:

Записи р.н.п. звучащих a capella.

В.А.Моцарт «Лакримоза»

М.П.Мусоргский «Блоха»

А.Алябьев «Соловей»

Р.н.п «Ой, да ты, калинушка»

Записи песен в исполнении солистов и хоровых коллективов

Тема 7. Жанры вокальной музыки.

Знакомство с жанрами сольной вокальной музыки – песня, романс, баллада, ария, вокализ.

Примерный музыкальный материал:

Ф.Шуберт «Лесной царь», «Форель»

А.Алябьев «Соловей»

Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»

С.В.Рахманинов «Вокализ»

М.И.Глинка «Попутная песня»

Тема 8. Настроение , характер и чувства человека в музыке.

Как музыка разных эпох отражает внутренний мир человека.

Примерный музыкальный материал:

Р.Шуман «Первая утрата»

И.С.Бах «Токката и фуга» d-moll

М.Мусоргский «Слеза»

П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома»

С.В.Рахманинов «Весенние воды»

Л.Бетховен симфония №5

II год обучения

Тема 1. Интонация в музыке.

Интонация возникла вместе с речью, а возможно, раньше её. Даже в криках животных мы слышим воли и чувств – удовольствия, страха, боли, ярости. «Музыка есть –подчёркивал Б.Асафьев, - прежде всего искусство интонации, а вне интонации – только комбинация звуков».

Примерный музыкальный материал:

А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года»

П.И.Чайковский «Болезнь куклы»

Ф.Шопен «Революционный этюд»

М.Мусоргский «Богатырские ворота»

Тема 2. Кульминация, кантилена, речитатив.

Значение кульминации в драматургии музыкального произведения. Два вида мелодии – их роль в создании музыкального образа.

Примерный музыкальный материал:

П.И.Чайковский тема лебедей из балета «Лебединое озеро»

М.П.Мусоргский «Старый капрал»

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

А.Рубинштейн «Мелодия»

Э.Григ «В пещере горного короля»

Тема 3. Элементы музыкальной речи.

Музыкальное произведение создаётся с помощью мелодии, темпа, ритма, динамики, интонации, тембра и фактуры(способа изложения музыкальной темы). Какой элемент наиболее ярко используется в каждом конкретном произведении?

Примерный музыкальный материал:

С.С.Прокофьев «Танец рыцарей»

Ф.Шопен «Прелюдия №7»

К.Дебюсси «Колыбельная Джимбо»; «Снег танцует»

П.И.Чайковский «Танец феи драже»

Э.Григ «Утро»; «Песня Сольвейг»

Тема 4. Основные приёмы развития мелодии. Музыкальный образ.

Сочинение музыки – это соблюдение нескольких простых правил(приёмов). Сочетание двух или нескольких приёмов развития мелодии в одном произведении – как это влияет на создание музыкального образа. Сказка «Колобок» - сочинить для каждого героя мелодию, используя один из приёмов сочинения мелодии.

Примерный музыкальный материал:

Р.Шуман «Дед Мороз»

П.И.Чайковский «Камаринская», «Вальс» из «Детского альбома»

А. Майкапар «В садике», «В кузнице»

И.Гайдн «Детская симфония»

С.Прокофьев «Шествие кузнечиков» из цикла «Детская музыка»

Тема 5. Рождественская музыка.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа, церковной музыкой, молитвой.

Примерный музыкальный материал:

П.И.Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви»

Ф.Шуберт «Аve Maria»

Пасхальные песни «Stille Nacht», «Динь-дон, весело-высоко в небе», «Смолкли на улицах звуки свирели»

Колядки.

Тема 6. Великие музыканты мира В.А.Моцарт и Л. Бетховен.

Краткие биографические сведения и жизни и творчестве композиторов. Их роль в мировой музыкальной культуре.

Примерный музыкальный материал:

В.А.Моцарт «симфония №40» (1 часть); «Реквием» - отдельные номера; «Фантазия» d-moll; соната №5.

Л.Бетховен «Сурок»; соната №14 (1 часть); соната Es-dur (1 часть); «К Элизе»; симфония №5 (тема судьбы)

Тема 7. Полифония и контрапункт. И.С.Бах.

Органная музыка. Краткие биографические сведения о жизни и творчестве И.Баха. Создание «Хорошо темперированного клавира». Что такое полифония? Что такое контрапункт?

Примерный музыкальный материал:

И.С.Бах «Токката и фуга» d-moll, «Фуга в подражание рожку почтальона», «Маленькая прелюдия»№3 d-moll; «Инвенции» №7, №2; «Прелюдия № 1» из «ХТК»; Бах-Гуно «Ave – Maria»; «Менуэт-трио» g-moll

Тема 8. Пара периодичностей.

Ещё один приём в развитии музыки. Чтобы определить пары повторяющихся фраз, надо держать в памяти целую музыкальную мысль (иначе – период), а не только мотивы и фразы.

Примерный музыкальный материал:

Р.н.п. «Во кузнице»; «Пойду ль я»

В.А.Моцарт соната C-dur

М.Равель «Болеро»

Ф.Шуберт «Серенада»

Ф.Шуман «Весёлый крестьянин»

П. Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года»

П.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

Р.Шуман «Первая утрата»

III год обучения

Тема 1. Древнейшие виды народного творчества (песенное).

Устное народное творчество. Былины, календарно-обрядовые песни. Старинные трудовые и семейно-бытовые песни. Лирические, плясовые, хороводные. Колыбельные, потешки. Частушки.

Примерный музыкальный материал:

Детские потешки, колыбельные

Р.н.п. «Во поле берёза стояла» (семейно-бытовая); «Ах, ты, реченька»(лирическая); «Ой, то не вечер»(лирическая); «Бояре»(хороводная); «Вы блины мои, блины» (масленичная); «Вьюн над водой»(свадебная); «А кто у нас ранёшенько на дворе»(свадебная плясовая); «Уж, ты зимушка, зима»(рекрутская строевая); «Былина о Добрыне»; «Во бору-то как было»(рекрутская); «рождество Христово»(колядка)

Тема 2. Музыкальные тембры. Музыкальные инструменты.

Возникновение инструментов, история их создания. Особенности звучания разных инструментов(тембр). Оркестр русских народных инструментов. Характеристика групп инструментов симфонического оркестра.

Примерный музыкальный материал:

К.Сен-Санс «Лебедь»(виолончель); «Слон» (контрабас)

П.И.Чайковский «Вальс цветов»- вступление (арфа); «Китайский танец» (флейта, альт, фагот)

И.С.Бах «Шутка» (флейта); Бах-Гуно «Ave Maria» (труба)

Родриго «Адажио» (гобой)

М.П.Мусоргский «Быдло» (туба)

Н.Паганини «Каприс» (скрипка)

М.Равель «Болеро» (турецкий барабан)

В.А.Моцарт «Концерт для кларнета с оркестром»

Крейслер «Вальс любви» (скрипка-альт)

Тема 3. Музыкальная форма. 1,2-х,3-х частные произведения. Вариация, сюита, рондо, соната.

Что такое форма? Зачем нужны разные музыкальные формы? Простая музыкальная форма – период. Развитие музыкальной мысли в различных музыкальных формах.

Примерный музыкальный материал:

П.И.Чайковский «Детский альбом» (пьесы по выбору); «Щелкунчик» (сюита)

С.С.Прокофьев «Прогулка»

В.А.Моцарт «Турецкое рондо»; соната №5

И.С.Бах «Сюита№ 2»

Л.Бетховен соната F-dur; «К Элизе»

Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» (опера «Сказка о царе Салтане»)

М.И.Глинка «Среди долины ровныя» (вариации)

Тема 4. Программно - изобразительная музыка.

Знакомство с понятием «программная музыка». Как программно - изобразительная музыка выражает чувства, настроения, переживания человека.

Примерный музыкальный материал:

А.Вивальди «Времена года»

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»; «В детской»(вокальный цикл)

Э.Сен-Санс «Карнавал животных»

П.Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

С.Прокофьев «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский».

 

 

  1. 1.     Требования к уровню подготовки обучающегося.

 

Результаты освоения предмета «Слушание музыки» должны отражать:

  • Ø наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • Ø способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • Ø умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

 

  1. 2.     Формы и методы контроля, система оценок.

 

Формы текущего контроля – устные опросы, контрольные работы. письменные работы.

Устные опросы и проводятся в течение каждого урока. Контрольные работы проводятся по четвертям. Формы промежуточной аттестации – контрольные уроки, письменные работы и устные опросы – проводятся в шестом полугодии по  программе 8-летнего срока обучения.

Качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценки «5» («отлично») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в полной мере (на 90 – 100%) соответствуют требованиям учебной программы.

Оценки «4» («хорошо») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 70 – 89%), соответствуют требованиям учебной программы, но содержат незначительные упущения и ошибки.

Оценки «3» («удовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 45 – 69%) соответствуют требованиям учебной программы, но содержат упущения и ошибки.

Оценки «2» («неудовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат лишь частично (на 20 – 44%) соответствуют требованиям учебной программы и содержат значительные упущения и ошибки.

 

  1. 3.     Методическое обеспечение учебного процесса.

 

Разработки открытых уроков, мини-спектакля, лекций, бесед.

Записи всего музыкального материала в форматах CD и MP3.

Записи фильмов-балетов и фильмов-опер в формате DVD.

Наличие современной аудиоаппаратуры, компьютера.

 

 

6. Список литературы и средств обучения.

 

1. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе// Семья и школа, 1991. № 1.

2. Гладунцова М. А., Замятина И. А., Школяр В. А., Школяр Л. В-Музыкальное искусство. 1 класс. Программа и методика. М., 1994.

3. ГорюноваЛ. Музыка — дети — учитель//Музыка в школе, 1987. № 1.

4. Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе (1-4 классы). М., 1962.

5. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. М., 1969.

6. Кабалевский Д. Б. Воспитание сердца и ума. М., 1981.

7. Кадобнова И. В., Усачева В. О. и др. Искусство слышать: Учебно-методический комплект. М., 1994.

8. Корнеева О. В. Музыкальное эсперанто для 1-3 класса ДМШ. Петрозаводск, 2001. (Дипломная работа)

9. Кругликова Е. Г. Методические рекомендации по предмету «Слушание музыки» для средних специальных музыкальных школ. М., 1988.

10. МетловН.А. Музыка — детям. М., 1985.

11. Радынова О. Слушание музыки//Дошкольное воспитание, 1987. №3, 5; 1988. № 7, 10.

12. Сергеева Е. В. (Теплухина). Занятия по сочинению музыки в младших классах ДМШ. Горький, 1983. (Дипломная работа)

13. Царева Н. А. Слушание музыки: Методическое пособие. М., 2002.

14. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2002.

15. Шакирова И. Музыка в сказке