• +7 (47394) 5-53-65
Подгоренский, Ленина ул, 28

Дополнительная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)

 

 

 

 

I.   Пояснительная записка

           Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по предмету «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  разработана на основе «Рекомендаций  по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных  письмом Минкультуры России от 19.11.2013г. №191-01-39/06-ГИ, в соответствии с учебными планами МКУДО «Подгоренская  ДШИ»  на основе следующих программ:

 

- Методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусств Комитета по культуре администрации Воронежской области   Проект программы и методические рекомендации для педагогов по классу вокала  в Детской школе искусств – Воронеж

 

- Б.Сергеев  Программа обучения по специальности пение для детских музыкальных школ и гимназий искусств – Санкт-Петербург, 2003

 

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по предмету «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся  и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,

духовно-нравственного развития детей;

- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку наиболее одарённых детей к поступлению в образовательные

учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы.

 Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения учащихся. Однако, все это может быть

достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе

изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают

художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости,

обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру,

фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность,

основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и

непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и исполняя,

знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса

отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального

творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и

направлена, прежде всего, на развитие интересов детей.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе

вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие

 

творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья

детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач,

пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение

благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную

речь. Ансамблевое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения

и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из

факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть

источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах,

соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение

становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его

дальнейшую жизнь

Цель и задачи учебного предмета

 

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и

индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном

исполнительстве, формирование практических умений и исполнительских навыков,

устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального

искусства.

 

Задачи учебного предмета

• создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

• формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и

потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

• воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой

самодеятельности.

• приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков сольного

пения, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с

необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

• приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств

выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой

музыкальной терминологии;

• воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого пения, стремления к

практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков вокального

мастерства.

 

II. Общая характеристика учебного предмета  «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  

Срок реализации учебного предмета

Данная образовательная программа рассчитана   4 года обучения.

При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)   со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения   составляет 35 недель в год.

 

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

 

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

32

38

280

 

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме.  Индивидуальная  форма

занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с

принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение певческих навыков);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,

творчества.

Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное

формирование у учеников осознанного стилевого восприятия вокального произведения.

Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-

педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее

практического воплощения.

 

III. Описание места учебного предмета  «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение) 

Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)   находится в органической связи с учебными предметами ДШИ  «Музыка и окружающий мир», «Вокальный ансамбль», «Занимательное сольфеджио»

Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России.

 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей,  желающих получить навыки сольного исполнительства. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

 

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы  учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)

Весь комплекс предметов  в ДШИ «Вокальный ансамбль», «Музыка и окружающий мир», «Занимательное сольфеджио»,  «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение) взаимосвязан.  На каждом занятии  происходит  процесс активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке концертных выступлений.

Личностные результаты освоения образовательной программы учебного предмета   «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  должны отражать:

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование эстетических  ценностей;

- развитие  доброжелательности, отзывчивости  и сопереживания чувствам других людей;

- формирование адаптации в социуме;

- формирование  бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

В результате освоения программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, переживать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Учащиеся  научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы учебного предмета  «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  должны отражать:

- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,  анализа,  передачи и интерпретации информации в соответствии с  познавательными задачами;

- умение оценивать произведения разных видов искусств с помощью, сравнения, анализа,  обобщения;

- готовность к учебному сотрудничеству  со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог,  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты освоения общеразвивающей программы учебного предмета   «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  должны отражать:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы учебного предмета  «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально жизни школы.

 

VI. Содержание учебного предмета

Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)   рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно от освоения певческой установки дыхания, нотной грамоты до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения. Содержание учебного предмета  «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

 

VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

Учебно-тематический план

 

Первый год обучения

1.Певческие установки.

Теория и практика: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для

выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального

контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

 

2.Работа над звуком.

Теория и практика: Основы звукообразования в академическом пении.

Понятие «опертого» звука, необходимости работы брюшного пресса.

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата - непременное условие красивого

голосоведения

 

3.Работа над дыханием.

Теория и практика: Практическое освоение различных типов дыхания - грудное,

брюшное. реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания как наиболее рационального.

 

4.Певческий диапазон.

Теория и практика: Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров.

 

5.Координация между слухом и голосом.

Теория и практика: Чистота интонации - результат правильной координации

голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

 

6.Дефекты голоса.

Теория и практика: Горловой и носовой призвуки. осиплость тембра, форсирование

звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов.

 

7.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика: Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения способствующие правильной артикуляции.

Упражнения для расслабления мышц рта, артикуляционная гимнастика. Визуальный

контроль.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости – консультация логопеда.

 

8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика: Подбор индивидуальной программы для выступления.

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений на контрольном уроке или

прослушивании.

 

9. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика: Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием

музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных пьес, пение по

нотам и т д., а также игровые формы обучения.

 

В течение первого года обучения необходимо проработать с учащимся:

Учащийся (6  -10 лет)

6-8 произведений, из них 1-2 народных песни.

Учащийся (11 -13лет):

6-8 произведений, из них 1-2 вокализа, 1-2 народные песни, и разнохарактерные

произведения.

 

Примерный репертуарный список

Русские народные песни: Я посеяла ленку, Посею лебеду на берегу, Нелюдимо наше

море, Ох, я селезня любила, Улица ты, улица, Девчонка везла на возу, У зари- то у

зореньки, В низенькой светелке, Между двух белых березок, Стонет сизый голубочек,

Ивушка, По небу по синему, То не ветер ветку клонит, Я на камушке сижу, В тереме

свечки, Со двора со дворика, Ай, во поле липенька, Калинка, Ты, река ль моя, Я посею

ли млада- младенька, У меня, младой, Девчонка везла на возу, Не брани меня, родная

Л.Бетховен «Сурок»

И.Бах «За рекою старый дом»

Д.Кабалевский «Мельник, мальчик и осел»

Ю.Чичков «Песенка про жирафа»

М.Пинегин «Смешной человечек»

«Спящая красавица» обработка И.Брамса

Г.Струве «Моя Россия»

М.Парцхаладзе «Колыбельная»

М.Еремеева «Ходит осень-несмеяна»

Детские песни из сб. К.Макаровой

Детские песни для малышей Я.Дубравина

Детские песни из сб. С.Баневича

 

 

 

Второй год обучения

1.Певческие установки.

Теория и практика: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для

выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального

контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции.

Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

 

2.Работа над звуком

Теория и практика

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата - непременное условие красивого

голосоведения

Освоение различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах

атаки и звуковедения.

 

3.Работа над дыханием.

Теория и практика

Практическое освоение различных типов дыхания: грудное, брюшное, реберно-

диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато

Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания – усложненные, с

подключением мышц брюшного пресса.

 

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному

регистру.

 

5.Координация между слухом и голосом.

Теория и практика

Чистота интонации – результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

Работа над улучшением вокальной координации за счет подстраивания второго голоса.

 

6.Дефекты голоса.

Теория и практика

Горловой и носовой призвуки. осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов.

При особо упорных случаях- консультация фониатра

 

7.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости – консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах

вокального туше и звуковедения.

 

8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых

исполнительских приемов.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых,

выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

 

9. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика:

Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки,

ритмическими играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по

нотам и т д., а также игровые формы обучения.

 

В течение 2-го года обучения учащийся должен проработать:

Учащийся (6 -10 лет)

1 вокализ, 1-2 народные песни, 2 произведения классических композиторов, 2-3

произведения современных композиторов.

Учащийся (11-13 лет)

2 вокализа кантиленного и технического характера, 1-2 народные песни, 1-2

несложных арии или ариетты, 2 разноплановых произведения, 2 романса.

В конце второго года на переводном экзамене: нужно исполнить 2 произведения,

или произведение и вокализ

 

Примерный репертуарный план для второго года обучения

Русские народные песни: Я посеяла ленку, Посею лебеду на берегу, Нелюдимо наше

море, Ох, я селезня любила, Улица ты, улица, Девчонка везла на возу, У зари- то у

зореньки, В низенькой светелке, Между двух белых березок, Стонет сизый голубочек,

Ивушка, По небу по синему, То не ветер ветку клонит.

Грузинская народная песня «Светлячок»

Французская народная песня «Пастушка»

Украинская народная песня «Здравствуй, Гаврыло»

В.Бойко «Песенка в лесу»

Л.Бетховен «Сурок»

И.Брамс «Колыбельная»

Г.Струве «Красавица Аленушка»

М.Еремеева «Где ты, лето, живешь?»

В.Алексеев «Родина»

А.Спадавеккиа «Добрый жук»

Р.Паулс «Кашалотик»

Р.Паулс «Сонная песенка»

Р.Паулс «Небо плачет»

Я.Дубравин «Спасибо вам, учителя», «Вальс», «Родная земля»

А.Кудряшев «Лето»

М.Глинка «Ходит ветер воет в поле» «Ты, соловушка ,умолкни»

И.Дунаевский «Песенка о капитане»

Я.Хромушин «Что такое лужа» «Баю-баюшеньки-баю»

Г.Гладков «Песня водяного» «Песня принцессы»

П.Чайковский «Мой Лизочек так уж мал»

В.Шаинский «Антошка»

А.Варламов «Горные вершины»

А.Бородин «Морская царевна»

Сборник детских песен С.Баневич.

Сборник детских песен Е.Крылатов

Сборник детских песен Л.Крупа-Шушариной

Сборник детских песен А.Чернышев

 

Учебно-тематический план  3  года обучения

1. Певческие установки.

Теория и практика

Закрепление пройденного материала.

 

2. Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных

установок.

Работа над звуком.

Теория и практика

Закрепление различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Принципы портаменто и глиссандо.

Работа над кантиленой.

Филирование звука

 

3.Работа над дыханием.

Теория и практика.

Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато

Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания усложненные с

подключением мышц брюшного пресса.

 

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному

регистру.

 

5.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости – консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах

вокального туше и звуковедения.

 

6.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Точное построение фразы и использование различных нюансов голосоведения.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых

исполнительских приемов.

Анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра.

Разбор музыкального текста с точки зрения драматургии.

Изучение примеров ярких интерпретаций, необычных прочтений.

Творческий поиск.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых,

выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

 

В течение 3 года обучения учащийся должен проработать:

2 вокализа кантиленного и технического характера, 1-2 народные песни, 2

разноплановых произведения, 2 романса.

В конце года на переводном экзамене: исполняют 2-3 произведения.

В течение выпускного года учащийся должен пройти:

2 вокализа, 1-2 романса, 1-2 народных песни, 2 разноплановых произведения.

На выпускном экзамене: учащиеся исполняют 1 классическое произведение, 1

народную или стилизованную песню, 2 произведения современных композиторов.

 

Примерный репертуарный план третьего и четвертого года обучения

3 год обучения

Русские народные песни: Я на камушке сижу, В тереме свечки, Со двора со дворика,

Ай, во поле липенька, Калинка, Ты, река ль моя, Я посею ли млада- младенька, У меня,

младой, Девчонка везла на возу, Не брани меня, родная

Американская народная песня «Бубенчики» «Бай бай блюз»

Неаполитанская народная песня «Санта-Лючия»

А.Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик» «Сарафанчик»

Э.Григ «Избушка»

П.Чайковский «Колыбельная в бурю» «Осень»

А.Гречанинов «Подснежник»

Ф.Шопен «Желание»

М,Дунаевский «Что делать девчонке»

Ф.Шуберт «Музыкальный момент»

А.Гурилев «Внутренняя музыка»

И.Брамс «Домовой»

М.Глинка «Венецианская ночь» «Жаворонок»

И.Бах «Жизнь хороша»

И.Дунаевский «Спой нам, ветер»

А.Пахмутова «Беловежская пуща»

Ю.Чичков «Самая счастливая»

В.Шаинский «Рассвет- чародей» «Крейсер Аврора»

Е.Крылатов «Лесной олень», «Где музыка берет начало», «Прекрасное далеко»

А.Попатенко «Скворушка прощается»

Л.Вихарева «Там где зореньки алые-алые»

Я.Дубравин «Петербургский вальс», «Песня о земной красоте»

Г.Струве «Музыка»

С.Рахманинов «Островок»

Рождественские колядки

Вокализы

Песни из сб. Л.Марченко «Я учу английский», «Менуэт», «Как ни странно»

М.Дунаевский «Цветные сны», «Лев и брадобрей»

 

Учебно-тематический план  4  года обучения

1. Певческие установки.

Теория и практика

Закрепление пройденного материала.

 

2. Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных

установок.

Работа над звуком.

Теория и практика

Филирование звука

 

3.Работа над дыханием.

Теория и практика.

Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне.

Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания усложненные с

подключением мышц брюшного пресса.

 

 

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному

регистру.

 

 

5.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Упражнения способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости – консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах

вокального туше и звуковедения.

 

6.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра.

Разбор музыкального текста с точки зрения драматургии.

Изучение примеров ярких интерпретаций, необычных прочтений.

Творческий поиск.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых,

выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

 

В течение 4 года обучения учащийся должен проработать:

2 вокализа кантиленного и технического характера, 1-2 народные песни, 2

разноплановых произведения, 2 романса.

В конце года на переводном экзамене: исполняют 2-3 произведения.

В течение выпускного года учащийся должен пройти:

2 вокализа, 1-2 романса, 1-2 народных песни, 2 разноплановых произведения.

На выпускном экзамене: учащиеся исполняют 1 классическое произведение, 1

народную или стилизованную песню, 2 произведения современных композиторов.

 

 

4 год обучения

Русские народные песни: Выйду на улицу, Степь да степь кругом, Перевоз Дуня

держала, По диким степям Забайкалья, Соловей кукушку уговаривал .

Украинская народная песня «Тихо над речкою»

А.Алябьев «Зимняя дорога»

Х.Иглесиас «Натали»

А.Булахов «Гори, гори, моя звезда»

Л.Бетховен «Песня Клерхен»

В.Моцарт «Ария Барбарины» из оперы «Свадьба Фигаро»

Ф.Шуберт «Утренняя серенада»

В.Моцарт «Тоска по весне»

Г.Гладков «Романс Дианы» из кинофильма «Собака на сене» «Дуэт принцессы и

короля»

А.Даргомыжский «Мне минуло 16 лет», «Мне грустно» «Юноша и дева»

Ц.Кюи «Царскосельская статуя»

А.Рубинштейн «Ночь»

М.Глинка «Жаворонок»

Л.Марченко «Колибри», «Менуэт», «Это музыка»

Рождественские колядки: Ночь тиха над Палестиной, Ночь тиха, ночь свята. Днесь

Христос, Дева-Богородица и т.д.

 

 

 Требования к уровню подготовки учащихся

 

Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  является  приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

• навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,

ансамблевое исполнение);

• умений использовать выразительные средства для создания художественного

образа;

• умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей;

• знаний основ музыкальной грамоты;

• знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном

искусстве;

• знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

• навыков публичных выступлений;

• навыков  общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.

 

 Формы и методы контроля. Критерии оценок

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление

учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и

корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся

позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

 

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  являются:

• текущий контроль успеваемости учащихся,

• промежуточная аттестация,

• итоговая аттестация.

 

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-

либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной

дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию

домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

 

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

• качество выполнения домашних заданий;

• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во

время домашней работы;

• темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

 

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и

степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Промежуточная аттестация проводится в форме академического концерта раз в

полугодие. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом

концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную,

годовую и итоговую оценки.

 

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать

знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Итоговая аттестация по учебному предмету  «Основы музыкального исполнительства» (сольное пение)  проводится в форме итогового зачета.

 

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень

освоения материала, предусмотренного учебной программой.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует

учитывать:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-

исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе

аккомпанемента;

-степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании

выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Критерии оценивания выступления

Оценка 5 («отлично») предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; владение необходимыми вокальными навыками, грамотное звуковедение, интонационная точность, понимание стиля

исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических

приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий

авторскому замыслу

 

Оценка 4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких

интонационных, технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно

убедительное донесение образа исполняемого произведения

 

Оценка 3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено много интонационных неточностей, слабое владение вокальными навыками, характер произведения не выявлен

 

Оценка 2(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте,

подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

 

 

Ожидаемый результат

-чистое интонирование,

-умение исполнять музыку разных жанров и направлений;

-навыки несложной импровизации,

-умение раскрепощено двигаться по сцене;

-владение вокально-техническими навыками;

-знание основ физиологии речевого и дыхательного аппаратов, основы гигиены голоса;

-умение работать на сцене сольно или в ансамбле.

 

Итогом обучения по программе является:

-активное участие воспитанников в концертной деятельности,

-участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, в том числе российского и

международного;

 

Учащийся должен знать:

- музыкальную грамоту;

- разнообразные стили в музыке;

- правила работы над техническими трудностями, встречающимися в произведениях;

-музыкальные термины, встречающиеся в изучаемых произведениях.

 

Учащийся должен уметь:

- исполнять выученные вокализы, упражнения, музыкальные произведения;

- передавать характер музыки;

- самостоятельно читать с листа;

- транспонировать;

- анализировать музыкальные формы, изучаемых произведений;

- различать разнообразные стили;

- самостоятельно разбирать новые музыкальные произведения.

 

 

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:

продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и

ансамблевому исполнительству.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в

изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к

учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и

эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей

учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности

ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:

• разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

• разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных

заданий;

• вариативность темпа освоения учебного материала;

• индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

 

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при

объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно

вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто

на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее

полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи,

которую может оказать преподаватель посредством собственного исполнения

изучаемого произведения.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание

творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие

музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того,

насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор

репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его

выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным

образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам,

включающие художественный и учебный материал различной степени трудности,

являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с

творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в

каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над

репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения:

некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления,

другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это

определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений

классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого пения. Исходя из

этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской

практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся

получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и

возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и вокально-технических

навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики

публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

            

 

 

  Список рекомендуемой учебной и методической литературы

 

1. К. Плужников «Механика пения» Санкт – Петербург, 2004

2. А.Яковлева «Физиологические закономерности певческой атаки»    Воронеж, 2001

3. В.Юрковский «Любимые произведения из репертуара О.Сосновской « Сыктывкар, 2008

4. Б.Сергеев «Программа обучения по специальности пение»   Санкт-Петербург, 2003

5. Л.Еременко «Старинные русские романсы»,  1988

6. Е.Левин   «И в праздники и в будни»  Ростов-на-Дону, 2012

7. Г.Шахов  «Всюду с песней»   Москва,1982

8. Г.Фридкин   «Чтение с листа»   Москва, 1966

9. Т.Смелкова «Хрестоматия для начального обучения сольному пению» Москва, 2008

10. Е.Голубев «Вокальные произведения на стихи М.Ю. Лермонтова» Москва, 1999

11. Л.П. Дуганова, Л.В.Алданова «Поет детская хоровая студия «Веснянка», Москва, 2002

12. «Песни для детей на стихи Т.Барановой»  Москва, 2002

13. «Живая старина. Народные песни Воронежской области» Воронеж, 2003